|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Атака на инвестора
Михаил СУББОТИН,
директор компании СРП-Экспертиза Чтобы компании могли посчитать, когда окупятся вложенные в тот или иной проект деньги, налоговая система, конечно, должна быть стабильной. Иначе инвестору нужна компенсация в виде повышенной доходности, чтобы быстрее вернуть свое. Если государство постоянно меняет правила игры, а компании все равно ищут и добывают, следовательно, доходность конкретных проектов выше того уровня изъятий, который требует государство. Если государство еще и пытается не оплачивать риски от нестабильности, тогда инвестиционная деятельность вообще сворачивается. И можно сколько угодно говорить о том, что компании взяли на себя определенные лицензионные обязательства. И угрожать эти лицензии отобрать. Получали-то лицензии при одном фискальном режиме, а предлагается работать совсем при другом. И кто кого в этом случае обманул? В свое время идеи продразверстки показали свою никчемность. Хотя отобрать зерно у кулака-мироеда и накормить голодающие города многим казалось делом справедливым. Но в результате отбили всякую охоту зарабатывать на земле. И вот на очередном историческом витке фискальные власти решили наступить на те же грабли. Любопытно, что Минприроды считает геологоразведку в России очень эффективной: на рубль затрат приходится 70–100 руб. прироста ценности недр. Что же нужно было сделать, чтобы инвестор не наращивал запасы при таких-то условиях? Итак, либо создаются предпосылки для инвестиционной деятельности, стимулы к наращиванию активности в разведке и разработке месторождений, и за счет этого увеличивается налоговая база, растут поступления в бюджет, либо любыми способами наполняется текущий бюджет, без оглядки на интересы инвесторов и в уверенности, что никуда они не денутся. Не случайно власти все время обсуждают именно фискальные аспекты природной ренты: сколько можно отобрать у нефтяных компаний, в среднем. В результате налоговая политика подстраивается под средние показатели, а не под конкретные условия тех или иных проектов. А ведь они у всех компаний разные. Законодательство о недрах предлагает именно в индивидуальном порядке на торгах оценивать месторождения. Для России, с ее огромным разнообразием месторождений и федеративным устройством государства, введение уравнительных фискальных изъятий чревато острыми конфликтами и тяжелыми социально-экономическими последствиями. Собирать со всеми удобствами Однако законодатель решил: главное, чтобы фискальным органам было удобно собирать налоги. А для этого нужно, чтобы все платили одинаково, вне зависимости от структуры запасов. Вот компании и платят одинаковую цену за разные по качеству и количеству запасы полезных ископаемых. По сути, это дискриминация наиболее предприимчивых, которые готовы взяться за разработку самых трудных месторождений. Уравниловки удалось добиться в два этапа: сначала ввели налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), а затем парализовали законодательство по соглашениям о разделе продукции (СРП). Эта, по сути, пиррова победа нанесла ущерб в первую очередь тем компаниям, которые пытались начать новые сложные инвестиционные проекты. Сегодня налоговые правила подобны соревнованиям по прыжкам в высоту: чем выше планка – тем меньше участников ее преодолевают. Только очень крупные компании, имеющие много лицензий, смогли перепрыгнуть планку, и, закрыв нерентабельные в новых условиях объекты, сосредоточиться на самых выгодных. В результате государство не получило всех причитавшихся платежей с лучших объектов и потеряло потенциальные поступления с закрывшихся. И только благодаря росту нефтяных цен казна пополнялась из года в год, радуя глаз мытарей. Согласно законодательству, основными налогами нефтяной отрасли с 1 января 2002 г. стали: НДПИ, который заменил роялти (налог на добычу), налог на ВМСБ и акцизы на нефть, а также экспортная пошлина, вновь введенная в 1999 г. после ее отмены в 1996 г. При этом налогообложение нефтедобычи не предусматривает дифференциацию налогов в зависимости от качества добываемого сырья и условий нефтедобычи. Для обеспечения эффективного администрирования налогов НДПИ и пошлину привязали к ценам на нефть на европейском рынке. В результате возросла как относительная, так и абсолютная налоговая нагрузка на нефтяные компании: доля налогов в выручке увеличилась с 27% в 2001 г. до 29 – в 2002 г. и 36% – в 2003 году. Предполагалось, что новая система взимания НДПИ будет действовать временно, до 1 января 2005 г. После этого специфическую ставку НДПИ собирались поменять на адвалорную, составляющую 16,5% от выручки нефтегазовой компании. Однако в 2004 г. было решено продлить действие специфической ставки НДПИ до 31 декабря 2006 г. С 1 января 2004 г. размер НДПИ был скорректирован, базовая ставка возросла с 340 за тонну до 347 руб. В мае нынешнего года было принято решение о дальнейшем увеличении НДПИ и, в особенности, экспортных пошлин. Новый НДПИ, который будет введен в действие с 1 января 2005 г., оказывается меньше действующего налога при ценах до 20 долл. за барр., но возрастает при более высоких ценах. Как, при такой налоговой чехарде, можно что-то планировать? Нет уверенности и относительно базовой ставки нового НДПИ. Действующая ставка составляет 400 руб. за тонну. Однако в связи с отменой НДС, взимаемого по принципу страны происхождения при торговле энергоносителями со странами СНГ, можно ожидать, что базовая ставка НДПИ с 1 января 2005 г. составит 419 руб. за тонну. При ценах 30 долл. за барр. новый НДПИ возрастает с 19 до 22%, а при ценах 45 долл. за барр. – с 22 до почти 30% от выручки компании. При действующей налоговой системе рентабельность экспорта растет вместе с ценой. При новой налоговой системе рентабельность экспорта достигает максимального значения при цене 25 долл. за барр., а затем начинает снижаться. В результате суммарная доля НДПИ и экспортной пошлины при цене 30 долл. за баррель увеличивается с 36,5 до 46%, а при ценах 45 долл. за барр. с 45 до 68%. Кроме роста налоговой нагрузки, изменения налоговой системы, принятые в 2004 г., приведут к снижению рентабельности экспорта нефти с ростом мировых цен на нее. В будущем возможны рецидивы повышения объемов налоговых и неналоговых изъятий. Причины этого могут быть разными. Например, новое предложение сделать нулевой ставку НДС для экспорта нефти в страны СНГ означает необходимость повысить ставку НДПИ с 400 до 423 руб. за тонну. Повышение касается всех компаний, хотя экспортируют нефть в страны СНГ только ЛУКОЙЛ, Сургутнефтегаз, ТНК и Татнефть. Получается, что четыре компании получают нулевую ставку, а повышение НДПИ распространяется на всех. Пустые хлопоты Большинство экспертов считают нынешний уровень налоговой нагрузки на нефтяную отрасль предельно допустимым. Во многих случаях существующая налоговая система не позволяет вести рентабельную добычу нефти до отбора проектных объемов запасов. В апреле 2004 г. министр финансов Алексей Кудрин заявил, что «правительство может и вправе изымать до 90% дополнительных доходов с добывающих отраслей». Его мечта сбылась. Директор департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития Андрей Клепач считает, что около 90% дополнительных доходов, полученных вследствие роста экспортных цен на нефть выше 25 долл. за баррель, нефтяники уже отдают государству. «В таких условиях разработка новых месторождений оказывается под вопросом», – отметил он. Напомним, что в США в 1970-е годы во время бурного роста мировых цен на нефть разделение сверхдоходов между государством и нефтяными компаниями осуществлялся в пропорции 50 на 50 вовсе не потому, что государство занималось благотворительностью или в стране все были согласны с таким подходом. Просто здравый смысл подсказывал, что это самый надежный способ стимулировать компании наращивать поиск новых месторождений и добычу. И, что не менее важно, об этих условиях всем инвесторам было объявлено заранее. Глава Минэкономразвития Герман Греф еще в сентябре 2003 г. раскритиковал действующую систему налогообложения нефтяной отрасли. По его мнению, она не позволяет «эффективно использовать все имеющиеся месторождения», а из-за одинаковой ставки налога на добычу полезных ископаемых «одни получают сверхприбыль, а другие находятся на грани рентабельности». Уже в ноябре сотрудники министерства разработали модель расчета налогов, которая, по их мнению, могла позволить собирать с нефтяников дополнительные суммы. Механизм их установки для месторождений разного качества задумывался так, чтобы поддерживать добычу на «трудных» скважинах, а для «молодых» месторождений повысить ее на 30 процентов. Однако найти подходящий механизм дифференциации НДПИ так и не удалось. И теперь дальнейшее реформирование системы налогообложения нефтяной отрасли Минэкономразвития видит в ее более тонкой настройке с введением некоей скользящей шкалы, позволяющей регулировать уровень налогообложения в зависимости от различных факторов. И вновь, как и год назад, главную сложность представляет выработка критериев дифференциации, которые поддавались бы администрированию. И вот что интересно. Подобные попытки придумать механизм изъятия ренты при помощи налогов предпринималась многократно в последние годы. Так, Минэнерго несколько лет пыталось разработать методику, которая позволила бы учесть все необходимые параметры, характеризующие горно-геологические и экономико-географические условия разработки месторождений, о которых шла речь в Законе «О недрах». Было даже подготовлено несколько вариантов такой методики. В соответствии с одной из них были рассчитаны и утверждены дифференцированные ставки акциза (Постановление Правительства РФ №30 от 15 января 1997 г.). Однако методика так и не была утверждена и подверглась резкой критике нефтяных компаний и Минэнерго. Однако идея налоговой дифференциации не умирает и нет-нет да всплывет то в виде налога на углеводороды, то в виде налога на дополнительный доход (НДД), то в виде дифференцированного акциза, то в виде не менее дифференцированного НДПИ. По мнению ряда экспертов, существенным недостатком последнего налога является его привязка к мировым ценам на нефть. Из-за этого НДПИ выполняет еще и функцию изъятия части конъюнктурного дохода, что совершенно не свойственно этому налогу. Существующая сейчас плоская ставка якобы одинакова для всех. На самом деле это не так: чем больше доля экспорта, тем меньше компания платит НДПИ по отношению к доходам от экспорта. Поэтому надо переложить эту часть налоговой нагрузки на экспортную пошлину. Основные налоги в России – это экспортные пошлины и НДПИ, которые высчитываются исходя из доходов, а не прибыли. В долгосрочной перспективе акцент в налогообложении нефтяной отрасли должен смещаться в пользу налогов, основанных на прибыли, что некоторые эксперты связывают с введением НДД. Конечно, это означает, что там применяются очень четкие и жесткие правила по регулированию внутрикорпоративных (трансфертных) цен. Есть и другие проблемы, без решения которых НДД внедрить не удастся. Кое-какие идеи на этот счет есть и у Минфина, заявившего о своем желании ввести с 2006 г. НДД для нефтяных компаний, размер которого будет напрямую зависеть от затрат: чем они выше, тем налог ниже. Камнем преткновения здесь одни эксперты считают отсутствие достоверной организации учета по месторождениям. Другие специалисты говорят о том, что введение налога, который завязан на прибыль, cash-flow (поток наличности) и тому подобное, может создать стимул к игре с издержками. Пока нет транспарентности экономических условий и конкуренции на рынке сервиса и оборудования, применять такой налог будет сложно. Как только его внедрят, сразу резко подорожают услуги сервисных компаний, выделенных у нефтяников в отдельный бизнес. Кроме того, НДД – «дальтоник»: он в принципе не различает дополнительные доходы, возникающие из-за относительно более благоприятных горно-геологических условий или местоположения, от доходов благодаря дополнительному вложению капитала для повышения нефтеотдачи. То есть конструктивный недостаток НДД в том, что он не может отличить ренту от предпринимательского дохода. Ренту при прочих равных условиях присваивает собственник недр, а доход от дополнительных вложений капитала должен принадлежать компании-инвестору. В противном случае этих «дополнительных вложений» не будет. Поэтому вопреки декларациям, НДД призван изымать не только «дополнительную», но и нормальную прибыль, а потому не может не подрывать стимулы к инвестированию. Более того, это прогрессивный налог: чем лучше работаешь, тем больше платишь. Кроме того, если не будет НДД, то «обмелеет» и налог на прибыль, а следовательно, не будет и той его доли, которая идет в бюджет регионов. От роялти надо отдыхать Если обратиться к мировому опыту взимания роялти, то он весьма разнообразен: одни страны используют роялти, другие вообще обходятся без него, используется фиксированная ставка роялти или шкала роялти. Критерии для определения ставки также различаются, т.е. роялти варьируются в зависимости от того, находятся ли месторождения на суше или на шельфе, от уровня добычи, от учетной прибыли. В Египте в начале 1980-х годов роялти для инвестора не было, но зато его выплачивала национальная компания, наконец, существуют еще и так называемые «каникулы роялти», когда налог не выплачивается на старте проекта. А уж аналог уплаты роялти в абсолютной денежной сумме на тонну (именно в такой форме был введен НДПИ) можно найти разве что в Колумбии – так называемый «военный налог 1990 г.» (1 долл. на баррель в первые 6 лет добычи). Вообще «каникулы роялти» на ранних и на завершающих стадиях освоения месторождений некоторые эксперты предлагают как едва ли не единственный шанс спасти сложившееся положение: и стимулировать поиски, и дорабатывать месторождения до конца. Действительно, как временная мера они могут оказаться эффективным инструментом на переходный период реформирования налоговой системы в ТЭК. И все-таки основным является переход к неналоговым платежам. Добавочную прибыль, которая формируется в отраслях материального производства, связанного с использованием ограниченных и дифференцированных по качеству природных ресурсов – ренту – компании платят их владельцу. Она только маскируется «под налоги», если применяется налоговая техника ее изъятия. Один из предлагаемых вариантов: резко снизить ставку НДПИ и сосредоточить внимание на неналоговых платежах – роялти, бонусах (разовых платежах) и ренталз (арендной плате). Плюс налог на сверхдоходы с механизмом изъятия, который близок к нынешним экспортным пошлинам, т.е. раздел дополнительных доходов, возникающих сверх определенного уровня цены на нефть. Эту практику можно распространить и на лицензионную, или концессионную, системы. Плюс режим проектного финансирования – нужно восстановить режим СРП в таком виде, при котором он был бы интересен потенциальным инвесторам. Следовательно, вместо прожектов, которых немало было продемонстрировано в последние годы, нужна институциональная реформа в ТЭК: введение института горного аудита, укрепление системы независимой экспертизы, совершенствование тендерных процедур предоставления прав пользования недрами и создание так называемого «одного окна» из ныне разрозненных государственных структур, создание системы контроля за добычей на каждой скважине, запуск механизма формирования рыночных цен.
Мнение компании Нынешняя шкала НДПИ – абсурдна
Елена КОРЗУН,
Предложения ввести понижающие коэффициенты для крупных компаний на начальной
стадии разработки месторождений и на стадии падения добычи, а также для
независимых производителей на все разрабатываемые ими месторождения нефти были
сформированы нашей ассоциацией в рамках рабочей группы, действовавшей в
ведомстве Германа Грефа. Но тогда мировые цены на нефть составляли 20–28 долл.
за баррель. Сейчас цены достигли 50 долл., а не за горами и 60. И мы доказываем
Минфину, что нынешняя шкала налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при
таких ценах – абсурдная система. Кроме того, многие специалисты считают, что
все-таки не удастся администрировать такие понятия, как начальная и «хвостовая»
разработка месторождений. Поэтому, не дожидаясь разработки прозрачных и хорошо
администрируемых критериев, которые позволили бы применить понижающие
коэффициенты, мы предложили установить предел взимания налога в формуле НДПИ на
уровне 27–28 долл. цены нефти. То есть на том уровне, исходя из которого
верстался бюджет-2005. А сверхдоходы нефтяных компаний от высоких мировых цен
изымать через прогрессивную шкалу экспортных пошлин. Другой вариант – установить
для независимых нефтедобывающих организаций, при наличии технической
возможности, право экспорта сырья в объеме не менее 60% от количества нефти,
сданной в систему магистральных трубопроводов Транснефти. Эти предложения мы
обнародовали в сентябре на заседании подкомитета по углеводородному сырью в
Госдуме, сейчас они находятся в комитете по природным ресурсам и
природопользованию. Нам обещали, что в ближайшее время эти предложения будут
переданы в экспертный совет Госдумы. (По расчетам АссоНефти, независимые
добывающие предприятия смогут выжить при высоких ценах на нефть и нынешней
конструкции взимания НДПИ только за счет повышения уровня их экспорта до
отмеченного уровня. В 2003 г. доля крупных компаний в вывозе нефти и продуктов
ее переработки составила 76% от их добычи, независимых – 40%. – Ред.)гендиректор Ассоциации малых и средних нефтегазодобывающих предприятий (АссоНефть) Мнение компании Освоение Ямала потребует господдержки
Пресс-служба Газпрома
Газпром является крупнейшим налогоплательщиком в России. Компания обеспечивает
8% налоговых поступлений в бюджет страны, выплачивая налоги вовремя и в полном
объеме. При этом размер налоговых выплат по системе Газпрома возрастает. Рост
налоговых отчислений является, в основном, следствием изменений в российском
налоговом законодательстве. Так, в частности, с 1 января 2004 г. почти втрое
вырос один из основных налогов в ТЭК – налог на добычу полезных ископаемых
(НДПИ): с 16,5% от стоимости добытого природного газа (около 35 руб. за 1000 м3)
до фиксированной ставки в 107 руб. В шесть раз увеличилась экспортная пошлина на
газ, при сохранении уплаты акциза по газу, добытому в 2003 г., но оплаченному в
2004 году.Налоговые отчисления организаций системы Газпрома будут расти и в 2005 г. С 1 января 2005 г. ставка НДПИ для газодобывающих компаний увеличится со 107 до 135 руб., что приведет к росту налоговых отчислений Газпрома более чем на 15 млрд руб. Но при этом на 9 млрд руб. сократятся отчисления по НДС по поставкам в страны СНГ в связи с переходом на страну назначения. Необходимо помнить, что Газпром отвечает за обеспечение газом российских потребителей. Для этого компания ведет масштабную работу по увеличению объемов добычи газа, открывает и вводит в эксплуатацию новые месторождения, расширяет газотранспортную систему. Все это требует масштабных инвестиций. В то же время реализация газа на внутреннем рынке по регулируемым ценам, а это 2/3 добываемого объема, только сейчас выходит на нулевую рентабельность. Запланированная в 2004 г. прибыль от роста цен на газ на внутреннем рынке была фактически снивелирована ростом налогообложения. Если говорить о перспективе добычи газа в России, то вопросы налогообложения приобретают особую актуальность. В первую очередь это связано с необходимостью добычи газа в новых и малоосвоенных регионах таких, как Арктический шельф и полуостров Ямал. Рентабельной добыча газа здесь может стать только при целевой господдержке и введении особого стабильного режима налогообложения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Еще статьи на эту тему: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Журнал «Мировая энергетика»
Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г. |