echo $sape->return_links(1); ?> |
|
|
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links();?> |
«Нефтянка» скатится вниз по плоской налоговой шкале
По просьбе «Мировой энергетики» эксперты ответили на вопросы:
● как вы относитесь к изменению налогообложения нефтяной отрасли?
● почему правительству так нравится плоский НДПИ?
● как сохранить рентабельность низкодебетных месторождений?
Елена КОРЗУН, гендиректор Ассоциации малых и средних нефтегазодобывающих организаций (Ассонефть).
Плоское налогообложение в нефтедобыче России, введенное с 2002 г., особенности
сбыта продукции и связанное с ним ценообразование на внутреннем рынке
препятствуют развитию независимых нефтяных компаний (ННК). Они экспортируют в
дальнее зарубежье 30-35% своей продукции, а остальную часть (опять же в виде
сырья) реализуют внутри страны и в ближнем зарубежье. В 2003 г., по сравнению с
2001 г. (до введения НДПИ), налоговая нагрузка на ННК возросла на 16%, а налог
на добычу полезных ископаемых - на 81%. В результате, по нашей оценке, треть ННК
оказались нерентабельными. Простаивающий эксплуатационный фонд возрос до 1,5
тыс. скважин. Более чем в 2 раза снизилась инвестиционная активность ННК. А
суммарные потери в добыче нефти превысили, по нашим расчетам, 5 млн тонн.
Нынешнее увеличение экспортной пошлины и НДПИ приведет не только к полному
изъятию прироста в цене Urals, начиная с 15 долл./барр., но и к значительному
сокращению доходов относительно этой цены. «Виной» всему виртуальная привязка
НДПИ по внутреннему рынку к котировкам мировых цен, устанавливающая квазиренту в
добыче за счет высокой доли реализации нефти внутри страны по низким ценам. По
этим причинам, по оценке ассоциации, доля ННК в 2005 г. на нефтяном рынке России
сократится вдвое. Несколько иная картина складывается по крупным
вертикально-интегрированным НК, экспортирующим половину своей добычи. Хотя и
здесь объемы изъятия прироста цены и дохода компаний недопустимо высоки (более
97%). Инвестиционная привлекательность нефтяных проектов при таком подходе
снизится, а риски существенно возрастут. И, главное, предлагаемые меры по
плоскому увеличению налоговой нагрузки не позволят изымать сверхдоходы по лучшим
участкам недр. Совершенно очевидно, что в таких условиях налогооблагаемая база в
добыче будет существенно сокращаться за счет выбытия части разрабатываемых
месторождении и дальнейшего увеличения фонда простаивающих скважин, как это
сейчас и происходит.
Мы не видим проблем в возможности применения пониженных ставок к НДПИ для
малодебитных и выработанных месторождений, а также для ННК, рынки сбыта которых
ограничены. Такие предложения проработала экспертная группа специалистов на
уровне Минэкономразвития, однако их отклонил Минфин. Расхожее мнение о том, что
внедрение дифференцированного подхода приведет к повальной коррупции чиновников,
голословно. Можно аналогично утверждать, что при плоской системе налогообложения
коррупционные ресурсы монополизируются в небольшой группе компаний,
заинтересованных в таком подходе.
Юрий МАТВЕЕВ, вице-президент Роснефти
Я считаю целесообразным дифференциацию НДПИ. В прошлом году крупные нефтяные
компании заплатили в казну две трети от своей прибыли и больше трети от выручки,
налоговая нагрузка на отрасль за 2001-2003 гг. выросла в 1,5 раза.
Если начинать работу по дифференциации НДПИ, то с наиболее объективных
показателей: степени выработки запасов, районного коэффициента и качества нефти.
НДПИ можно разделить на две составляющие. Одна из этих частей - налоговая -
должна регулироваться Налоговым кодексом, а вторая - рентный платеж за
пользование недрами - законом «О недрах».
Леонид ГРИГОРЬЕВ, экономист
Правительство перешло на плоские налоги в основном потому, что не верит своим
чиновникам и думает, что простые налоги легче собирать и платить. Не думаю, что
это правильно. В нашем случае это привело к огромной дискриминации низкодебитных
месторождений.
Борьба с коррупцией (и ролью чиновников) не может быть сведена к упрощению
налогов и потере регулирующей роли чиновников: надо сравнивать два типа потерь -
от частной коррупции (и сейчас не без греха) и от неудачного налога.
Сейчас многие говорят о том, что средства стабилизационного фонда можно
направить на модернизацию экономики. Можно - как госинвестиции, борьбу с
которыми мы уже почти завершили. Крупные проекты пока совершаются только в
рамках госкомпаний (Бурейская ГЭС в РАО ЕЭС и т.д.) или в рамках проектов
международных организаций. До сих пор непонятно, как финансировать дорогостоящие
проекты по обновлению изношенной инфраструктуры - доходность там низкая для
частного бизнеса.
Радик ДАВЛЕТШИН, директор департамента нормативно-правового обеспечения корпоративных программ Татнефти.
Татнефть неоднократно выступала с инициативами по совершенствованию налогового
законодательства. Наши предложения нашли понимание у ряда компаний. Их
поддержали в Минэкономразвития и бывшее Минэнерго, однако они вызвали
неадекватную реакцию в правительстве - там посчитали, что предложения Татнефти
недостаточно прозрачны и администрируемы. Речь идет, в первую очередь, о
дифференциации НДПИ по критерию стадии разработки месторождения. Татнефть
предлагала ввести коэффициент 0,7 для месторождений, выработанность которых
превышает 80%. Более совершенная дифференциация предполагалась после работы
комиссии, созданной при Минэкономразвития: по степени вы-работанности на всех
стадиях разработки месторождения - от начальной до окончательной.
Предусматривалось также стимулирование добычи на начальном и заключительном
этапах. Однако на расширенной коллегии Минфина и Минэкономразвития, состоявшейся
19 марта, Алексей Кудрин заявил, что пока дифференциация невозможна. Необходимы
один-два года для определения ее критериев и выработки прозрачного механизма
администрирования. С 1 января 2005 г. ставка на добычу полезных ископаемых
повышается до 400 руб. за тонну (пока действует ставка в 347 руб.). По мнению
нашей и других компаний, разрабатывающих старые месторождения, уже нынешняя
ставка является предельной. При повышении же ее до 400 руб. у Татнефти в разряд
нерентабельных (включая убыточные) перейдет 40% скважин, то есть свыше 8 тыс. В
случае их остановки, без учета эффекта мультипликации, только по компании
сократится до 18 тыс. рабочих мест. В результате в бюджеты различных уровней
поступит на 4,6 млрд руб. меньше, с учетом налоговых отчислений от фонда оплаты
труда, налога на имущество и другие выплаты.
Каковы же перспективы дифференциации НДПИ? Наши специалисты разрабатывают эту
тему уже несколько лет, она достаточно сложная. Но есть объективные критерии
оценки месторождений, позволяющие государству четко их отслеживать и
администрировать.
В частности, это могут быть: уже упоминавшаяся оценка по степени выработанности
месторождений, средний дебит скважин и другие. Наиболее досконально из этих
критериев проработан первый - степень выработанности. Он легко администрируется,
что соответствует требованиям налогового законодательства. Этот критерий
определяется на основе государственного баланса запасов недр, который ежегодно
корректируется по данным, предоставляемым Центральной комиссией по ресурсам (бывший
Минэнерго -Ред.). Их легко проверить, ими невозможно манипулировать, так как
они подтверждаются авторитетной комиссией по запасам при Минприроды. Нужна
политическая воля, чтобы этими вопросами всерьез занялись соответствующие
государственные структуры.
|