|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
![]() |
Узбеки закручивают налоговые гайкиРоссию и Узбекистан в налоговой области связывают несколько соглашений - о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства (1993 г.), о сотрудничестве и обмене информацией в области борьбы с нарушениями налогового законодательства (1995 г.), об избежании двойного налогообложения доходов и имущества (1995 г.), о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле (2003 г.). Однако в рамках СНГ Узбекистан не присоединился к многостороннему соглашению налоговиков и налоговых полицейских, а также не входит в их координационные советы.
Сергей ДУНАЕВ, Любопытной особенностью Узбекистана является то, что в органах государственной налоговой службы организуется институт участковых налоговых инспекторов. На закрепленном участке они проводят работу по учету физических лиц - плательщиков налога на имущество, налога с владельцев транспортных средств и земельного налога, а также физических лиц предпринимателей и контролируют своевременность уплаты ими причитающихся налогов. Закон Республики Узбекистан «О государственной налоговой службе» предоставляет налоговикам весьма широкие возможности. Так, другие государственные органы управления, органы государственной власти на местах, органы самоуправления граждан, правоохранительные, статистические и финансовые органы, банки и другие организации обязаны оказывать содействие органам государственной налоговой службы в осуществлении государственного контроля за соблюдением налогового законодательства и в борьбе с налоговыми правонарушениями. Весьма жестко, гораздо жестче, чем в России, этот закон защищает деньги налогоплательщиков от недобросовестных банков. Банкам и иным финансово-кредитным организациям запрещается задерживать исполнение поручений налогоплательщиков-клиентов на перечисление налогов. Если по вине банка или иной финансово-кредитной организации не исполняется или задерживается исполнение поручения налогоплательщика-клиента или органа государственной налоговой службы на перечисление налогов или сумм штрафных санкций, то с банка взыскивается в установленном порядке пеня в размере 0,5% от не перечисленной суммы налогов за каждый день просрочки. Налоговый кодекс Узбекистана, введенный в действие с 1998 г., предоставляет правительству страны очень большие полномочия в части регулирования ставок налога на прибыль. Так, статьей 28 установлено, что предельная ставка налога на прибыль юридических лиц равна 35%. Однако ежегодно кабинет министров при утверждении государственного бюджета может ее пересматривать, но только в сторону понижения. С другой стороны, с 1 января 2004 г. правительство увеличило налоги на добычу некоторых металлов. Например, золота - с 2,8 до 5% стоимости добытого металла, серебра - с 7 до 8, меди - с 7,9 до 8,1%. Налоговые ставки на добычу свинца, цинка и молибдена сохраняются на уровне 1%, вольфрама - 8 процентов. Однако в условиях благоприятной конъюнктуры этого показалось мало, и 1 июня 2004 г. кабинет министров принял постановление «О налогообложении сверхприбыли отдельных предприятий добывающих отраслей промышленности». Перечень крупнейших предприятий горно- и нефтедобывающей отраслей, а также размеры ставок налога будут установлены правительством на основании предложений, вносимых министерствами финансов и экономики. Таким образом, Узбекистан так же, как и Россия не упускает возможности пополнить бюджет за счет высоких цен на природные богатства. Другой вопрос - как это делать. В этом году Узбекистан планирует привлечь более 1 млрд долл. иностранных инвестиций. Инвесторы почувствуют себя увереннее, если будут заранее знать величину налогового бремени при различных уровнях мировых цен. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Еще статьи на эту тему: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Журнал «Мировая энергетика»
Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г. |