Архив журналов

 

Журнал «Мировая энергетика»

Январь 2005 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Квота России: много или мало?

Что даст России Киотский протокол?

  • Избавит страну от сырьевой зависимости
  • Заставит экономить энергоресурсы
  • Ускорит технический прогресс, так как энергосбережение – это высокие технологии
  • Создаст дополнительные стимулы и возможности для привлечения инвестиций и модернизации экономики

Михаил ЮЛКИН,
директор Центра экологических инвестиций

В феврале 2005 г. наконец-то вступает в силу Киотский протокол. Это стало возможным благодаря его ратификации Россией. Наша страна стала 128-й по счету, официально присоединившейся к протоколу, но именно от ее решения зависела судьба этого документа, поскольку без доли России в парниковых выбросах документ не обрел бы законной силы.

Решению предшествовали жаркие баталии. Одни утверждали, что ратификация поставит крест на перспективах экономического роста страны. Другие, наоборот, настаивали на том, что протокол нам выгоден, его ратификация создаст дополнительные стимулы и возможности для привлечения инвестиций и модернизации российской экономики. Сегодня, когда накал страстей поутих, а судьбоносное решение состоялось, есть возможность спокойно разобраться в том, под чем же, собственно, Россия подписалась, какие обязательства на себя взяла, насколько ей это выгодно или невыгодно и что нужно сделать для того, чтобы извлечь максимум выгоды, сведя потери к минимуму.

Что такое Киотский протокол

Этот документ приняли в 1997 г. в г. Киото (Япония) на 3-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Сама эта Конвенция была принята еще в 1992 г. и вступила в силу в 1994-м. На сегодняшний день участниками Конвенции являются более 180 государств, включая США, другие развитые страны и большинство развивающихся. Конвенция констатировала тенденцию к глобальному потеплению и вообще к изменению климата на планете, в том числе вследствие деятельности человека, которая приводит к дополнительным выбросам в атмосферу парниковых газов. Накапливаясь в атмосфере, эти газы удерживают тепло, излучаемое с поверхности Земли, и тем самым создают эффект парника. В этой связи участники Конвенции обязались проводить политику сокращения выбросов парниковых газов.
Киотский протокол идет дальше Конвенции: он устанавливает для развитых стран и стран с переходной экономикой количественные ограничения на выбросы парниковых газов с 2008 по 2012 гг. Объем разрешенных выбросов определяется в процентах от базового года, в качестве которого для большинства стран и видов парниковых газов принят 1990-й. (Кстати, это полностью снимает возражения некоторых противников Киотского протокола, которые утверждают, что Россия, расположенная, в основном, в северных широтах и имеющая холодный климат, не может и не должна в этом вопросе ориентироваться на другие страны. Ведь Россия была северной страной и в 1990 г. и, следовательно, в выбросах за 1990 г. уже учтена эта ее географическая особенность.) Переговоры об обязательствах сторон на период после 2012 г. должны, по плану, начаться уже в нынешнем году.

Кроме того, Киотский протокол предусматривает формы и механизмы вовлечения развивающихся стран в международное сотрудничество по смягчению климатических изменений. Для этого предусматривается создание специального фонда, а также специальный механизм, позволяющий развитым странам инвестировать в проекты по сокращению выбросов парниковых газов в развивающихся странах, получивший название «механизм чистого развития».

При этом развивающиеся страны, в том числе такие крупные, как Индия и Китай, не имеют ограничений на выбросы парниковых газов по Киотскому протоколу, хотя и являются его участниками. Это связано с фундаментальным принципом общей, но дифференцированной ответственности, который является основополагающим для ООН и неукоснительно соблюдается во всех документах, принимаемых в рамках этой организации.

Тем не менее отдельные эксперты склонны усматривать в этом несправедливость, ссылаясь на то, что на развивающиеся страны приходится большая и все возрастающая доля парниковых выбросов. Но, как известно еще со времен Эйнштейна, все в этом мире относительно. Если, например, поделить выбросы на численность населения, то получится, что выбросы на душу населения в развитых странах в разы превышают аналогичный показатель в развивающихся. Наконец, не надо забывать о том, что на долю развитых стран приходится большая часть мирового богатства, поэтому в историческом плане промышленно развитые страны несут большую ответственность за накопление в атмосфере парниковых газов.

Важной особенностью Киотского протокола является то, что страны-участники абсолютно свободны в выборе методов и средств достижения заявленных целей по ограничению и сокращению выбросов и выполнения взятых на себя обязательств. Более того, Киотский протокол предусматривает возможность совместного выполнения странами своих обязательств через торговлю выбросами, а также совместное осуществление проектов по их сокращению. Торговля выбросами означает, что одни страны могут покупать у других квоты на выбросы, если их собственные превышают установленную квоту. В рамках совместного осуществления проектов инвесторы получают возможность участвовать в проектах по сокращению выбросов в других странах, засчитывая это в счет выполнения своих обязательств. Фактически речь идет о создании международного углеродного рынка, на котором могут обращаться углеродные квоты и сокращения выбросов.

Кроме того, протокол разрешает засчитывать в счет выполнения обязательств дополнительные поглощения (стоки) углерода из атмосферы, связанные с улучшением земле- и лесопользования.

Порядок реализации всех трех механизмов – чистого развития, торговли выбросами и совместного осуществления проектов по сокращению выбросов, а также правила и предельные нормы зачета стоков углерода в результате земле- и лесопользования разработаны и приняты на 7-й Конференции сторон Конвенции в г. Марракеше (Марокко). Соответствующий документ получил название «Марракешских соглашений».

Марракешские соглашения, или чем торгуют на углеродном рынке?

В этих соглашениях введено понятие углеродных единиц, которое эмитируется странами-участницами Киотского протокола в их национальных регистрах и используется для учета выбросов, а также в качестве товара, обращающегося на углеродном рынке. По сути, углеродные единицы – это такие особые ценные бумаги, удостоверяющие право на выброс парниковых газов. Каждая такая углеродная единица имеет свое наименование, буквенное обозначение, уникальный номер, присваиваемый ей в момент эмиссии, и равняется одной тонне СО2 -эквивалента. К сожалению, для наименований этих единиц пока не придумано хороших русских аналогов, поэтому специалисты пользуются либо буквенными обозначениями этих единиц на английском языке, либо производными от них жаргонизмами.

Итак, о каких же углеродных единицах идет речь? Марракешские соглашения выделяют четыре вида углеродных единиц, а именно:

AAU (в переводе с английского – «единица установленного количества», на профессиональном жаргоне – «ааушка») – углеродная единица, отражающая право страны-эмитента на выброс парниковых газов в соответствии с установленной в Киотском протоколе национальной квотой. В Киотском протоколе эта квота именуется «Установленное количество», отсюда и название углеродной единицы. Количество AAU в точности равно национальной углеродной квоте, установленной в Киотском протоколе;

RMU (в переводе с английского – «единица изъятия» или «единица абсорбции», на профессиональном жаргоне – «рэмэушка») – углеродная единица, отражающая дополнительное поглощение углерода из атмосферы в результате улучшения земле- и лесопользования. Количество RMU ежегодно определяется расчетом в соответствии с заявленной политикой страны в области земле- и лесопользования. Чем больше стране удалось произвести этих RMU, тем больше выбросов парниковых газов она может себе позволить сверх установленной в Киотском протоколе квоты;

ERU (в переводе с английского – «единица сокращения выбросов», на профессиональном жаргоне – «ерушка») – углеродная единица, отражающая сокращение выбросов парниковых газов или увеличение стоков углерода из атмосферы в результате совместного осуществления соответствующего инвестиционного проекта. Количество ERU ежегодно подсчитывается по итогам реализации инвестиционного проекта, исходя из так называемого базового уровня выбросов (стоков), который имел бы место в отсутствие проекта, и фактических выбросов (стоков) после реализации проекта. Интересно отметить, что производство «ерушек» не приводит к общему увеличению углеродных единиц у страны. В зависимости от типа проекта эти единицы эмитируются путем конвертации из соответствующего количества AAU или RMU. Таким образом, общее количество углеродных единиц у страны остается неизменным. Однако затем часть «ерушек» передается иностранному инвестору на основании договора о совместной реализации проекта, после чего количество углеродных единиц в бюджете той страны, где реализовывался проект, уменьшается, а в бюджете страны инвестора – увеличивается;

CER (в переводе с английского – «сертифицированное сокращение выбросов», на профессиональном жаргоне – «церушка») – углеродная единица, отражающая сокращение выбросов парниковых газов или увеличение стоков углерода в результате осуществления проекта в рамках механизма чистого развития. Количество CER определяется как разница между базовым и фактическим уровнями выбросов и стоков для каждого отдельного проекта. Это количество передается стране-инвестору и увеличивает ее бюджет выбросов.

Важно отметить, что углеродные единицы не вполне равноценны между собой. Так, «ааушки», эмитированные в одном периоде, могут накапливаться и переноситься на последующие периоды без ограничений. Наоборот, «рэмэушки» и полученные на их основе «ерушки» могут засчитываться только в том периоде, в котором они фактически были произведены, и не могут переноситься на последующие периоды.

Исходя из этого, попробуем теперь подсчитать углеродный бюджет России.

Сколько углеродных единиц в бюджете России?

В соответствии с Приложением В к Киотскому протоколу российская квота на выбросы парниковых газов на период 2008–2012 гг. определяется в размере 100% от выбросов за 1990 г. Для сравнения: обязательство стран Евросоюза предусматривает сокращение выбросов в среднем на 8% к уровню 1990 г., Швейцария обязалась сократить выбросы также на 8%, Канада и Япония – на 6 процентов.

Сложилось так, что в 1990 г. Россия имела самые большие выбросы парниковых газов за всю свою историю. В этом смысле нам крупно повезло. У многих других развитых стран выбросы после 1990 г. продолжали расти, а у России в связи с падением производства они резко сократились. В результате на сегодняшний день мы находимся в более благоприятном положении с точки зрения целей Киотского протокола, чем, например, США и страны Западной Европы. Для США превышение фактических выбросов над заявленным в Киотском протоколе ограничением оказалось настолько значительным, что они отказались ратифицировать документ. Не помогла даже предусмотренная в протоколе возможность засчитывать поглощение углерода в лесах, так как согласованная в Марракеше предельная сумма зачета таких сокращений оказалась для США недостаточной.
Но вернемся в Россию. По данным последнего национального сообщения, представленного Россией в секретариат Рамочной Конвенции ООН об изменении климата, выбросы парниковых газов в России в 1990 г. составили 3040 млн т СО2 -эквивалента. Умножив эту цифру на 5 по числу лет бюджетного периода, получим 15200 млн т СО2 -эквивалента. Соответственно, Россия имеет право в 2008–2012 гг. эмитировать 15200 единиц AAU. Часть этого количества будет списана в погашение фактических выбросов за 2008–2012 гг., а оставшаяся может быть накоплена и перенесена на последующие периоды либо продана на углеродном рынке – прямо, в рамках торговли выбросами, или через конвертацию в ERU в рамках проектов совместного осуществления.

Кроме того, Россия имеет возможность зачесть дополнительные поглощения углерода от улучшения земле- и лесопользования в размере до 33 млн т углерода в год. В пересчете на СО2 -эквивалент это дает 121 млн т в год. Если теперь умножить эту сумму на 5, то получим 605 млн т СО2-эквивалента. Стало быть, Россия может дополнительно учесть в своем бюджете 605 млн RMU. Однако это количество Россия получит не автоматически, а только в том случае, если докажет фактическое увеличение стоков углерода за счет целенаправленной политики и мер в области земле- и лесопользования.

Фактически Россия выбрасывает сегодня около 2 млрд т СО2 -эквивалента в год. При дальнейшем наращивании производства выбросы парниковых газов будут, вероятно, увеличиваться. Однако, как показывает статистика последних лет, рост выбросов происходит медленнее, чем рост ВВП. Например, в 2003 г. рост российского ВВП сопровождался снижением его карбоноемкости более чем на 7%. Это объясняется тем, что в интересах повышения конкурентоспособности предприятия стремятся снижать энергоемкость производства и более широко использовать вторичные источники энергии. Хорошим примером может служить ОАО «Архангельский ЦБК», динамика выработки продукции и выбросов парниковых газов которого приведены ниже на графиках 3, 4.

При сохранении на перспективу сложившихся тенденций роста ВВП и снижения его карбоноемкости суммарные выбросы парниковых газов в 2008–2012 гг. не превысят 11 500–12 000 млн т СО2 -эквивалента. Таким образом, избыток (профицит) углеродных единиц в российском углеродном бюджете составит 3 200–3 700 млн т СО2 -эквивалента даже без учета дополнительных стоков углерода в результате земле- и лесопользования.

В то же время страны Евросоюза, Канада и Япония будут, по оценкам экспертов, иметь дефицит углеродных единиц для покрытия своих выбросов, что открывает возможность для взаимовыгодной углеродной торговли и совместного осуществления проектов. Австрия, например, планирует приобрести до 35 млн таких углеродных единиц, Дания и Ирландия – по 18,5 млн, Нидерланды – до 100 миллионов.

Однако это уже другая история, и речь о ней впереди.

 

Еще статьи на эту тему:
— От Госплана до Освенцима
— Деньги из воздуха
— Мысли под протокол


Журнал «Мировая энергетика»

Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
Все права защищены. При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru