Главная
    Статьи
    Мероприятия
    Новости
    Партнеры
    Авторы
    Контакты
    Вакансии
    Рекламодателям
    Архив
       
       
       
    КАРТА САЙТА
 
 
 

Журнал "Мировая энергетика"

Статьи, аналитика, обзоры

         
     
 

Механизм знаний

 
   

Стремление к созданию и разработке новых продуктов должно начинаться с концентрации ресурсов на научно-технической деятельности – считает директор Научно-технического центра (НТЦ) Топливной компании «ТВЭЛ» Кирилл ПОЛТЕВСКИЙ..

 
 

Беседовал А. КУЗНЕЦОВ

 
  – Кирилл Георгиевич, какие задачи ставит перед Научно-техническим центром Топливная компания?

– Научно-технический центр – это управляющая структура. В его состав входят дирекции, которые занимаются управлением НИОКР, то есть управлением инвестиционной и внедренческой частью проектов, и проектный офис, который будет управлять собственно научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими проектами.

Кроме того, в задачи НТЦ входит управление организациями, непосредственно находящимися в контуре Топливной корпорации и занимающимися научно-технической деятельностью, а именно:
ВНИИНМ, конструкторскими бюро разделительно-сублиматного комплекса, лабораториями производственных предприятий, комбинатов и заводов…

– Подобных центров в отрасли еще не было…

– Да, в значительной степени это новая практика для Росатома. Тому было две причины. Первая – формирование крупной акционерной структуры – Топливной компании – в рамках Росатома. В контур управления ОАО «ТВЭЛ» переданы РСК и РГЦ, вследствие чего появилась объективная необходимость сформировать научно технический центр, обеспечивающий решение крупномасштабных научно-технических задач.

С другой стороны, существует объективная фундаментальная необходимость, как в централизации научно-технической деятельности, так и в ее расширении. И эта фундаментальная причина, собственно говоря, общемировая, общеэкономическая. Как известно, экономика развивается циклически: научное открытие создает некие новые продукты, затем следует переход на фазу массового производства, подъем массового производства, после этого обычно на ступает финансовый бум, так как массовое производство начинает давать максимум выручки.

Акции идут вверх, максимально развивается кредитование, над производственной площадкой формируется финансовый «пузырь», куда перемещаются ресурсы и конку рентная борьба. Рано или поздно развитие за счет финансового ресурса приходит к своему пределу и насыщению и происходит коррекция, финансовый кризис. Эту стадию сейчас и проходит вся мировая экономика. Следовательно, разумно предположить, что в следующей фазе наступит смещение акцентов на создание новых продуктов с последующим внедрением их в массовое производство и т.д. Очевидно, что концентрация наших научно-технических усилий с целью формирования конкурентного преимущества является своевременной.

– В этой логике задача центра – «заставить» ученых сделать открытия и создать новые продукты?

– Здесь тоже есть своя цепочка действий, приводящая к успеху. Для того, чтобы создать новые продукты, необходимы стартовые ресурсы, они у нас имеются. Их нужно использовать для то го, чтобы получать новые заказы, которые создадут основу еще большего ресурса для дальнейшего роста. В первую очередь надо наладить порядок в управлении научно-технической деятельностью, чтобы имеющиеся ресурсы не тратились впустую. Второй шаг – в сторону максимальной концентрации имеющихся ресурсов, причем речь идет не только о денежных, но и о человеческих, инфра структурных и других ресурсах. Тогда возникнет объективная почва для того, чтобы совершать открытия и формировать для Топливной компании за счет создания новых продуктов конкурентное преимущество для получения новых заказов в России и экспансии на международные рынки.

– А кто, по-вашему, должен определять те направления, на которых нужно сосредоточить усилия ученых, кем должна ставиться задача?

– Я уверен, на этом новом витке научно-технического прогресса ключевую роль будут играть научно-исследовательские институты, так как именно они лучше всего приспособлены для эффективного ведения научно-технической деятельности. В НИИ должна формироваться и поддерживаться такая культура, которая позволит с наиболее возможным применением самых разнообразных экспертиз выбирать направления, имеющие максимальную перспективу. Разумеется, институты, работающие вне корпоративной среды, будут делать выбор в пользу просто наиболее интересных знаний. А вот институты, работающие внутри корпоративной среды, получают целеполагание, ориентирующее их научные школы на выбор целей, приводящих к достижению максимальных конкурентных пре имуществ для корпорации в целом и получению новых продуктов, которые обеспечат для корпорации увеличенную контрактную базу.

– Как, на ваш взгляд, в рыночных условиях должны соотноситься фундаментальные и прикладные исследования?

– Соотношение между фундаментальными и прикладными исследованиями – это соотношение последовательных звеньев единой цепочки. Начинается работа с фундаментальных исследований, с НИРов, затем следуют прикладные опытно-конструкторские работы – ОКР. В совокупности они (НИОКР) создают конкретный облик продукта, конкретную конструкторскую документацию, которая является основой серийного производства. То есть НИР должна приводить к ОКР, НИОКР – к серии. Конечно, на прикладные работы должно выделяться большее финансирование, чем на научно-исследовательские, тем более фундаментальные исследования, просто в силу экономических факторов.

Существуют естественные пропорции, принятые в научно технической деятельности: затраты на научно-исследовательскую или фундаментальную научную деятельность не должны превышать 10 % от общего объема ра бот НИОКР. Когда такое соотношение соблюдается, процветают и научно-исследовательские, и прикладные работы. Если происходит перекос в сторону фундаментальной составляющей, то оказывается, что фундаментальные открытия не находят свое го применения и в конце концов превращаются в схоластику. Если же идти по пути коммерциализации имеющихся наработок, не создавая новых, то потенциал со здания продуктов, которые могут идти в серию, со временем заканчивается, что ведет к проигрышу в конкурентной борьбе. Идеальным, и это для нас достижимо, является путь, когда вслед за сегодняшним продуктом появляется продукт нового поколения.

– Зачастую у нас в стране на коммерциализацию нового продукта уходило много времени, был слишком велик разрыв от НИОКР до выхода продукции в серию. Как, на ваш взгляд, его можно уменьшить?

– Да, всегда для научно-технической деятельности одним из ключевых вопросов является сокращение периода от разработки до внедрения. Возможности по сокращению времени зависят, во-первых, от скорости прохождения процедур, то есть управляемости. А во-вторых, от наличия должных ресурсов, в том числе и финансовых, для того чтобы с самого начала иметь возможность увязать НИОКР с составлением правильного проекта, предвари тельной маркетинговой и продвиженческой деятельностью.

Хорошим примером эффективного внедрения является деятельность российских наукоемких компаний, работающих в рамках государственного оборонного заказа. Заказчик – Министерство обороны – оплачивает научно исследовательские работы, исходя из своей концепции развития, затем – опытно-конструкторские работы, которые заведомо востребованы, а создаваемые новые изделия автоматически идут в серию. Такое глубокое взаимное проникновение интересов заказчика и разработчика, когда они с самого начала, еще на формулировке концепции, начинают работать вместе, приводит к нивелированию проблемы внедрения. Думается, и, больше того, международный опыт это доказывает, такая схема не только желательна, но и возможна при работе с другими заказчиками. И научные учреждения, входящие в Научно-технический центр, должны научиться взаимодействовать с заказчиком еще на стадии формулировки концепции. То есть изучать, что действительно нужно заказчику, каковы планы его долгосрочно го развития: что ему потребуется через 3–4 года, какие продуктовые концепции будут способствовать этому развитию... В этом случае имеется высокая вероятность, что мы сформулируем продукт, удовлетворяющий внутренним потребностям заказчика наших работ и спросу покупателя.
Для Научно-технического центра заказчиками являются как Топливная компания «ТВЭЛ», потому что, прежде всего для нее НТЦ должен создавать конкурентные преимущества, так и внешние заказчики, на которых работает «ТВЭЛ», такие как концерн «Росэнергоатом», и перспективные зарубежные потребители, и Министерство обороны... Причем цель научного комплекса заключается в том, чтобы, делая разработку для заказчика, выйти и на заказ готового продукта. То есть, как я уже говорил, научные исследования должны приводить к созданию конструкторской документации, конструкторская документация – к серии. Нужно, чтобы все три стадии проходили в контуре корпорации, потому что здесь имеется все необходимое для этого: и известные научные школы, и производственные мощности по проведению опытно-конструкторских работ, и производственные площадки.

– Когда НТЦ заработает в полную силу?

– Я считаю, что организационно сформированным его можно назвать уже сегодня, а полностью функционирующим, мы надеемся, он станет к концу года. Но это не означает, что центр достигнет определенной мощности и дальше развиваться не будет. Объемы научно-технической деятельности должны постоянно расти так же, как постоянно должны расти объемы производства самой Топливной компании. Считаю, что для организации естественным является темп роста как минимум выше 20 %. А это возможно в том случае, если действует отлаженный механизм, когда развиваются научно-исследовательская и опытно-конструкторская деятельность, серийное производство и продажи продукции.

– Есть уже проекты, которыми управляет Научно-технический центр?

– Научно-технический центр Топливной компании назначен центром ответственности по совместным проектам с Роснано для всего Росатома, поэтому первым проектным «фронтом» является наша совместная деятельность с корпорацией «Роснано» по примерно 20 проектам. Из них 5 проектов наиболее продвинуты, и из них, в свою очередь, 4 проекта принадлежат «ТВЭЛ». Это является свидетельством высокой готовности и даже позволяет говорить о безусловном лидерстве Топливной компании во взаимодействии с Роснано. Два из этих проектов, например, – разработки ВНИИНМ: один – по нанопроводам, другой – по нанопокрытиям. Они базируются на собственном технологическом знании ВНИИНМ, традиционном лидерстве института в таких областях, как материаловедение и химия. Проект по нанопокрытиям предполагает создание производства за счет коммерциализации технологии нанесения специальных покрытий, что приведет к большей износостойкости инструментов, механизмов. Проект по нанопроводам – организацию производства сверхпрочных проводов с использованием технологии ВНИИНМ. Наша конечная цель – развитие высоких технологий, такую за дачу, по крайней мере, поставило нам государство. Будем работать на эту цель…
 
 
     
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru