|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
|
|
|
|
|
|
|
|
Архив Статей |
Октябрь 2006 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
Немецкие законы ускорили развитие ВИЭ.
|
|
|
В настоящее время в государствах — членах ЕС существуют разнообразные способы содействия продвижению возобновляемых источников энергии (ВИЭ).
Национальные механизмы содействия отличаются друг от друга, так как поддерживают различные направления — энергетическую безопасность, трудовую занятость,
снижение выбросов вредных веществ или различные технологии.
|
|
|
Штефан КОЛЕР, директор Немецкого энергетического агентства (DENA)
|
|
|
Национальные механизмы часто являются комбинацией различных видов регулирования, которые
отражают специфические национальные и региональные условия. В первую очередь это
механизмы стимулирования инвестиций в ВИЭ в сочетании с дотациями производителям
электроэнергии или механизмы стимулирования спроса, например, задание квот в
сочетании с находящимися в обращении «зелеными сертификатами».
Часто эти механизмы связываются с другими политическими инструментами, такими,
как программы дотирования, займы, налоговые льготы, информационные кампании и
т.д. Важным фактором является то, что ВИЭ многообразны по технологиям,
экономичности, стадиям развития и прочим аспектам. Поэтому в разные моменты
времени используется различное регулирование.
Применяемые в государствах — членах ЕС модели и инструменты содействия
продвижению возобновляемых видов энергии прежде всего опираются на следующие
положения:
• фиксированные тарифы, покрывающие издержки производителей электроэнергии за
гарантированное время/количество электроэнергии от ВИЭ;
• регулирование количества: обязательные квоты определяются для удельной доли
производства или потребления электроэнергии от ВИЭ;
• тендерные подходы: некоторое количество электроэнергии от ВИЭ выставляется на
тендер. Участникам тендера, предложившим самую низкую цену, выплачивается
гарантированная дотация в течение установленного периода времени.
Сегодня помимо Германии 14 государств ЕС используют механизм фиксированных
тарифов за покупку сетевыми компаниями электроэнергии от ВИЭ. В шести странах ЕС
в настоящее время действует соглашение по квотам. Развитие ВИЭ в отдельных
европейских странах позволяет сделать вывод о том, что на степень проникновения
на рынок возобновляемых видов энергии большое влияние оказывают различные модели
содействия. Благодаря Закону о доступе к электросетям (StrEG) и Закону о
поддержке возобновляемых видов энергии (EEG), которые устанавливают
фиксированные тарифы, развитие ВИЭ в электроэнергетике Германии значительно
ускорилось.
Так, наиболее распространенным инструментом содействия ВИЭ в электроэнергетике
Европы являются фиксированные тарифы электроснабжения. Гарантированные дотации
позволяют независимым производителям подавать электроэнергию в сеть по
установленному тарифу в течение определенного периода времени. Главным
аргументом в пользу гарантированных дотаций является минимизация финансового
риска для независимых производителей электроэнергии. Система доступа к
электросетям, существующая в Германии, обеспечивает инвестиционную безопасность
для организаций, эксплуатирующих генерирующие установки. В противоположность
этому незначительная инвестиционная активность на рынке электроэнергии от ВИЭ и
высокие цены на нее в странах с системой квот обусловлены низкой инвестиционной
безопасностью.
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ЗАВИСИТ ОТ ЗАТРАТ
Инструмент продвижения ВИЭ прежде всего должен быть эффективным, действенным и
применимым на практике. То есть он должен при незначительных административных
усилиях создавать минимум расходов и порождать лишь в незначительной мере
злоупотребления льготами, ведя при этом к существенному наращиванию мощностей
ВИЭ. Такой инструмент должен использовать возможное снижение затрат,
обусловленное массовым производством. Применение соответствующих инструментов
позволяет предотвратить ущерб от ухудшения климата, устранить отрицательное
влияние внешних факторов, а также повысить энергетическую безопасность.
Как показывает опыт ЕС, по сравнению с другими инструментами модели бонусов и
квот приводят к более высоким ценам за киловатт-час от ВИЭ, чем механизмы ЕЕG.
Это связано с тем, что при регулировании с помощью квот едва ли могут быть
подсчитаны фактические доходы, т.к. сертификаты имеют достойную цену лишь до тех
пор, пока не достигается установленная квота. Например, если в год, обильный
осадками и сильным ветром, производится много электроэнергии, получаемой гидро-
и ветроэлектростанциями, то продажа сертификатов за часть этой электроэнергии
едва ли сможет принести доход. Предприятие, эксплуатирующее ВИЭ, вряд ли сможет
оценить необходимость строительства дополнительных мощностей для достижения квот
и возможность продажи сертификатов. Эта неопределенность приводит к повышенным
процентам по кредитам и требованиям к окупаемости инвестиций эксплуатационного
предприятия. В то же время в системе электроснабжения с гарантированным тарифом
вполне ясно, какую дотацию за киловатт-час получит эксплуатационное предприятие.
При рассмотрении эффективности всех моделей учитываются также затраты на
операции, определяемые самим инструментом содействия. Для моделей квот и
тендеров затраты велики. Это связано с трудоемкими механизмами контроля, выдачи
сертификатов и проведения аукционов, а также ведения документации о выполнении
квот и наложении санкций.
ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ НА ПРАКТИКЕ
Некоторые инструменты не работают в реальности по причине необходимости
использования слишком сложного регулирования, которое едва ли может быть
реализовано на практике. Так модели квот требуют огромных затрат на
администрирование и дополнительный бюрократический аппарат. В этих моделях
обязательство по квотам должно быть задано на основании оценок, а сертификаты
выданы производителям и затем в форме свободной торговой операции выкуплены,
например, сетевыми предприятиями. Эти организации должны подтвердить в
регулирующем органе выполнение квот на основании сертификатов. Чтобы
дифференцировать содействие по ВИЭ и местам их расположения, должны быть введены
субквоты или для различных энергоносителей и мест расположения должно выдаваться
разное количество сертификатов. Таким образом, резко увеличиваются затраты на
администрирование.
Затраты на администрирование и операции в тендерных системах возникают на
аукционах, где производится отсев подавших заявки участников и проверяется их
пригодность для реализации проектов. Механизмы же дотирования, как правило,
обходятся простой законодательной базой и незначительными затратами на
администрирование. Для механизма дотирования производителей электроэнергии
следует лишь задать цену.
КАК РАБОТАЮТ ЗАКОНЫ В ГЕРМАНИИ
Массовый вывод на рынок возобновляемой энергии начался в Германии с Закона о
доступе к электросетям (StrEG) от 1991 г., который позволил значительно
увеличить долю ВИЭ, существенно улучшить технологии их использования, а также
снизить воздействие на окружающую среду, в том числе на климат.
В 2000 г. вступил в силу Закон о поддержке ВИЭ (EEG 2000). Цель закона
заключалась в обеспечении стабильного развития энергоснабжения и использования
возобновляемой энергии.
EEG 2000 содержит следующие существенные изменения по сравнению с Законом о
доступе к электросетям:
• первоочередность использования ВИЭ;
• перевод механизма дотирования на постепенно снижающуюся и ограниченную по
сроку, фиксированную компенсацию. Размеры дотации должны быть таковы, чтобы при
рациональной организации управления предприятием всегда имелась возможность
экономичной эксплуатации различных типов установок для производства
электроэнергии от ВИЭ;
• регулирование покрытия расходов за подключение к сети и ее развитие.
В 2004 г. в EEG были внесены следующие дополнения (EEG 2004):
• приведение в соответствие с директивой ЕС по содействию ВИЭ;
• изменение уровня дотаций на электроэнергию, полученную на солнечных, гидро- и
ветроэлектростанциях;
• улучшение условий для использования биомассы и геотермальной энергии, защита
потребителей, прозрачность, а также облегчение исполнения закона.
В целом EEG 2004 уточняет множество положений EEG 2000. Важнейшими
отличительными чертами и основными элементами EEG 2004 являются:
• приоритетное подключение к сетям общего электроснабжения установок для
производства электроэнергии из возобновляемых источников и шахтного метана;
• первоочередной отбор и передача электроэнергии от ВИЭ;
• неизменный и ориентированный на затраты уровень дотаций этой электроэнергии
сетевыми предприятиями для ВИЭ, принятых в эксплуатацию на 20 лет;
• сбалансированный на федеральном уровне подход к выбору соответствующих дотаций
для электроэнергии, произведенной на ВИЭ.
Размер дотаций на электроэнергию зависит от возобновляемого источника и мощности
установки, а также сроков завершения ее строительства. Чем позже установка
сдается в эксплуатацию, тем меньше тариф.
Благоприятные законодательные условия в Германии и ЕС привели к тому, что
использование ВИЭ развивалось быстрыми темпами, как показывает пример
ветроэнергетики.
|
|
|
|
|
|
|
|