Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Октябрь 2006 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

Немецкие законы ускорили развитие ВИЭ.

 
   

В настоящее время в государствах — членах ЕС существуют разнообразные способы содействия продвижению возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Национальные механизмы содействия отличаются друг от друга, так как поддерживают различные направления — энергетическую безопасность, трудовую занятость, снижение выбросов вредных веществ или различные технологии.

 

 
 

Штефан КОЛЕР,
директор Немецкого энергетического агентства (DENA)

 
 
Мировая энергетика Национальные механизмы часто являются комбинацией различных видов регулирования, которые отражают специфические национальные и региональные условия. В первую очередь это механизмы стимулирования инвестиций в ВИЭ в сочетании с дотациями производителям электроэнергии или механизмы стимулирования спроса, например, задание квот в сочетании с находящимися в обращении «зелеными сертификатами».

Часто эти механизмы связываются с другими политическими инструментами, такими, как программы дотирования, займы, налоговые льготы, информационные кампании и т.д. Важным фактором является то, что ВИЭ многообразны по технологиям, экономичности, стадиям развития и прочим аспектам. Поэтому в разные моменты времени используется различное регулирование.

Применяемые в государствах — членах ЕС модели и инструменты содействия продвижению возобновляемых видов энергии прежде всего опираются на следующие положения:
• фиксированные тарифы, покрывающие издержки производителей электроэнергии за гарантированное время/количество электроэнергии от ВИЭ;
• регулирование количества: обязательные квоты определяются для удельной доли производства или потребления электроэнергии от ВИЭ;
• тендерные подходы: некоторое количество электроэнергии от ВИЭ выставляется на тендер. Участникам тендера, предложившим самую низкую цену, выплачивается гарантированная дотация в течение установленного периода времени.

Сегодня помимо Германии 14 государств ЕС используют механизм фиксированных тарифов за покупку сетевыми компаниями электроэнергии от ВИЭ. В шести странах ЕС в настоящее время действует соглашение по квотам. Развитие ВИЭ в отдельных европейских странах позволяет сделать вывод о том, что на степень проникновения на рынок возобновляемых видов энергии большое влияние оказывают различные модели содействия. Благодаря Закону о доступе к электросетям (StrEG) и Закону о поддержке возобновляемых видов энергии (EEG), которые устанавливают фиксированные тарифы, развитие ВИЭ в электроэнергетике Германии значительно ускорилось.

Так, наиболее распространенным инструментом содействия ВИЭ в электроэнергетике Европы являются фиксированные тарифы электроснабжения. Гарантированные дотации позволяют независимым производителям подавать электроэнергию в сеть по установленному тарифу в течение определенного периода времени. Главным аргументом в пользу гарантированных дотаций является минимизация финансового риска для независимых производителей электроэнергии. Система доступа к электросетям, существующая в Германии, обеспечивает инвестиционную безопасность для организаций, эксплуатирующих генерирующие установки. В противоположность этому незначительная инвестиционная активность на рынке электроэнергии от ВИЭ и высокие цены на нее в странах с системой квот обусловлены низкой инвестиционной безопасностью.


РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ЗАВИСИТ ОТ ЗАТРАТ

Инструмент продвижения ВИЭ прежде всего должен быть эффективным, действенным и применимым на практике. То есть он должен при незначительных административных усилиях создавать минимум расходов и порождать лишь в незначительной мере злоупотребления льготами, ведя при этом к существенному наращиванию мощностей ВИЭ. Такой инструмент должен использовать возможное снижение затрат, обусловленное массовым производством. Применение соответствующих инструментов позволяет предотвратить ущерб от ухудшения климата, устранить отрицательное влияние внешних факторов, а также повысить энергетическую безопасность.

Как показывает опыт ЕС, по сравнению с другими инструментами модели бонусов и квот приводят к более высоким ценам за киловатт-час от ВИЭ, чем механизмы ЕЕG. Это связано с тем, что при регулировании с помощью квот едва ли могут быть подсчитаны фактические доходы, т.к. сертификаты имеют достойную цену лишь до тех пор, пока не достигается установленная квота. Например, если в год, обильный осадками и сильным ветром, производится много электроэнергии, получаемой гидро- и ветроэлектростанциями, то продажа сертификатов за часть этой электроэнергии едва ли сможет принести доход. Предприятие, эксплуатирующее ВИЭ, вряд ли сможет оценить необходимость строительства дополнительных мощностей для достижения квот и возможность продажи сертификатов. Эта неопределенность приводит к повышенным процентам по кредитам и требованиям к окупаемости инвестиций эксплуатационного предприятия. В то же время в системе электроснабжения с гарантированным тарифом вполне ясно, какую дотацию за киловатт-час получит эксплуатационное предприятие.

При рассмотрении эффективности всех моделей учитываются также затраты на операции, определяемые самим инструментом содействия. Для моделей квот и тендеров затраты велики. Это связано с трудоемкими механизмами контроля, выдачи сертификатов и проведения аукционов, а также ведения документации о выполнении квот и наложении санкций.


ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ НА ПРАКТИКЕ

Некоторые инструменты не работают в реальности по причине необходимости использования слишком сложного регулирования, которое едва ли может быть реализовано на практике. Так модели квот требуют огромных затрат на администрирование и дополнительный бюрократический аппарат. В этих моделях обязательство по квотам должно быть задано на основании оценок, а сертификаты выданы производителям и затем в форме свободной торговой операции выкуплены, например, сетевыми предприятиями. Эти организации должны подтвердить в регулирующем органе выполнение квот на основании сертификатов. Чтобы дифференцировать содействие по ВИЭ и местам их расположения, должны быть введены субквоты или для различных энергоносителей и мест расположения должно выдаваться разное количество сертификатов. Таким образом, резко увеличиваются затраты на администрирование.

Затраты на администрирование и операции в тендерных системах возникают на аукционах, где производится отсев подавших заявки участников и проверяется их пригодность для реализации проектов. Механизмы же дотирования, как правило, обходятся простой законодательной базой и незначительными затратами на администрирование. Для механизма дотирования производителей электроэнергии следует лишь задать цену.


КАК РАБОТАЮТ ЗАКОНЫ В ГЕРМАНИИ

Массовый вывод на рынок возобновляемой энергии начался в Германии с Закона о доступе к электросетям (StrEG) от 1991 г., который позволил значительно увеличить долю ВИЭ, существенно улучшить технологии их использования, а также снизить воздействие на окружающую среду, в том числе на климат.

Мировая энергетика В 2000 г. вступил в силу Закон о поддержке ВИЭ (EEG 2000). Цель закона заключалась в обеспечении стабильного развития энергоснабжения и использования возобновляемой энергии.

EEG 2000 содержит следующие существенные изменения по сравнению с Законом о доступе к электросетям:
• первоочередность использования ВИЭ;
• перевод механизма дотирования на постепенно снижающуюся и ограниченную по сроку, фиксированную компенсацию. Размеры дотации должны быть таковы, чтобы при рациональной организации управления предприятием всегда имелась возможность экономичной эксплуатации различных типов установок для производства электроэнергии от ВИЭ;
• регулирование покрытия расходов за подключение к сети и ее развитие.

В 2004 г. в EEG были внесены следующие дополнения (EEG 2004):
• приведение в соответствие с директивой ЕС по содействию ВИЭ;
• изменение уровня дотаций на электроэнергию, полученную на солнечных, гидро- и ветроэлектростанциях;
• улучшение условий для использования биомассы и геотермальной энергии, защита потребителей, прозрачность, а также облегчение исполнения закона.

В целом EEG 2004 уточняет множество положений EEG 2000. Важнейшими отличительными чертами и основными элементами EEG 2004 являются:
• приоритетное подключение к сетям общего электроснабжения установок для производства электроэнергии из возобновляемых источников и шахтного метана;
• первоочередной отбор и передача электроэнергии от ВИЭ;
• неизменный и ориентированный на затраты уровень дотаций этой электроэнергии сетевыми предприятиями для ВИЭ, принятых в эксплуатацию на 20 лет;
• сбалансированный на федеральном уровне подход к выбору соответствующих дотаций для электроэнергии, произведенной на ВИЭ.

Размер дотаций на электроэнергию зависит от возобновляемого источника и мощности установки, а также сроков завершения ее строительства. Чем позже установка сдается в эксплуатацию, тем меньше тариф.

Благоприятные законодательные условия в Германии и ЕС привели к тому, что использование ВИЭ развивалось быстрыми темпами, как показывает пример ветроэнергетики.
 
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru