 |
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
|
|
|
|
|
|
|
|
Архив Статей |
Июль 2006 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
|
|
Энергетика и вода — основа интеграции в Центральной Азии.
|
|
|
Геополитические изменения и трансформация экономики региона нарушили прежнюю, достаточно устойчивую схему водопользования и функционирования энергетической системы,
и перед государствами региона возникла реальная угроза национальной продовольственной и энергетической безопасности.
|
|
|
Григорий РАПОТА, генеральный секретарь Евразийского экономического сообщества
|
|
|
Очевидно, что завершение строительства начатых еще в 80-е годы прошлого века
крупных гидроэнергетических объектов (Камбаратинские ГЭС в Киргизии,
Сангтудинские ГЭС и Рогунская ГЭС в Таджикистане) может существенно изменить
режим Сырдарьи и Амударьи, если заранее не будут зафиксированы определенные
межгосударственные договоренности. Одно из основных противоречий между
государствами верхнего и нижнего течения рек — различный подход к освоению
гидроэнергетического потенциала, что создает определенные препятствия для
привлечения инвестиций. Поэтому необходимо еще на прединвестиционной стадии
достичь соглашения со всеми государствами бассейнов этих рек о взаимоприемлемом
режиме водопользования.
Важнейшей задачей для экономики региона в целом является обеспечение
интегрированного подхода к использованию водно-энергетического потенциала.
Оптимальное его освоение с учетом интересов каждой страны может и должно быть
достигнуто на основе межгосударственного сотрудничества. Это необходимое условие
повышения продовольственной независимости, энергетической самодостаточности,
расширения экспортного потенциала, экономии инвестиционных ресурсов.
Между тем рациональное использование и освоение водно-энергетических ресурсов
бассейнов Сырдарьи и Амударьи были и остаются наиболее сложными региональными
проблемами Центральной Азии. Учитывая острую необходимость их решения, главы
государств — членов организации «Центрально-Азиатское Сотрудничество» в 2003 г.
обратились к Всемирному банку с предложением проработать взаимоприемлемую модель
сотрудничества и в октябре 2004 г. одобрили разработанную с его участием
концепцию создания водно-энергетического консорциума.
По оценке международных организаций и экспертов, основными проблемами между
государствами региона в регулировании водных и энергетических отношений и
основой противоречий были и остаются:
• рекомендательный характер решений региональных структур управления и
отсутствие какой-либо ответственности за их исполнение;
• разобщенность действий на региональном и национальном уровнях между
структурами управлений водного хозяйства и энергетики;
• противоречия между интересами государств верхнего и нижнего течения рек;
• отсутствие реальных межгосударственных структур, наделенных полномочиями в
совместном управлении водно-энергетическими ресурсами;
• отсутствие какой-либо незаинтересованной стороны между конфликтующими
сторонами с возможностями реального воздействия на решение спорных вопросов.
Эти выводы подтверждаются технико-экономическим докладом «Перспективы интеграции
в освоении энергетических и водных ресурсов в Центральной Азии», подготовленным
экспертами Секретариата Интеграционного комитета ЕврАзЭС.
Решение этих проблем невозможно без формирования политики справедливого и
разумного освоения и использования водно-энергетических ресурсов на основе норм
международного права, понимания неразрывности проблем освоения
гидроэнергетического потенциала (инвестиции в строительство гидростанций) и
регулирования водных и энергетических ресурсов, синхронности их решения. Все
должны осознать необходимость создания постоянно действующей межгосударственной
структуры с полномочиями по реализации принятых решений, наличия эффективных
правовых и экономических механизмов сотрудничества, обеспечивающих
обязательность выполнения договоренностей.
До определенного периода в силу известных приоритетов и собственных проблем
Россия не участвовала в решении сложнейшего вопроса Центральной Азии. Тем
временем интерес к этой проблеме постоянно присутствовал в действиях Всемирного
банка, Американского агентства международного сотрудничества, а в последнее
время возросла активность и таких потенциальных покупателей электроэнергии, как
Китай, Пакистан, Иран, Индия.
Нарастание остроты водно-энергетических проблем в регионе, в котором Казахстан,
Киргизия и Таджикистан (а ныне и Узбекистан) являются государствами — членами
Евразийского экономического сообщества, потребовало принятия мер по обеспечению
интересов сообщества. Главы государств — членов ЕврАзЭС поставили задачу
сформировать механизм взаимодействия в освоении потенциала Сырдарьи и Амударьи и
регулировании водно-энергетического режима этих трансграничных рек.
Одним из первых шагов стала реализация разработанного в рамках Евразийского
экономического сообщества проекта организации перетоков излишков летней
электроэнергии из Таджикистана и Киргизии в Россию на основе долгосрочных
договоров между энергетическими компаниями этих стран. Это позволило начиная с
2003 г. не только существенно сбалансировать водно-энергетические режимы
бассейнов Сырдарьи и Амударьи, но и увеличить инвестиционную привлекательность
гидроэнергообъектов в государствах Центральной Азии. Появился реальный и пока
единственный покупатель избыточной летней электроэнергии Нарын-Сырдарьинского и
Вахшского каскадов водохранилищ — Россия.
Одновременно совместными действиями государств — членов ЕврАзЭС, в первую
очередь России, определяются инвестиционные механизмы развития гидроэнергетики в
Центральной Азии, что, в частности, позволит перейти к формированию коллективной
собственности государств в гидроэнергетических объектах.
Гидроэнергетические проекты реализуются, как правило, в верховьях рек, в то
время как они служат базовыми трансграничными водными артериями, обеспечивающими
потребности населения и экономики (в основном сельское хозяйство) Афганистана,
Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана. Поскольку проекты
реализуются на основе двусторонних соглашений, они принесут экономическую выгоду
непосредственно участникам соглашений и только опосредованно (при условии
достижения соглашений по водному режиму) — всем странам региона. Это
обстоятельство может в определенной степени обострить существующие противоречия
между интересами государств верхнего и нижнего течения рек из-за различий в
требованиях к режимам их регулирования.
Активная инвестиционная деятельность в верховьях трансграничных рек может
вызвать озабоченность у государств нижнего течения рек, участвующих в
водопользовании, поскольку возрастает риск того, что даже плохо работающая
система регулирования может разрушиться. Это во многом осложнит работу частного
бизнеса при реализации инвестиционных проектов гидроэнергетики.
В связи с этим обязательным условием участия инвесторов в таких проектах должен
быть подход, при котором приход инвестиций увязывается с регулированием
водно-энергетического режима трансграничных рек.
Положение в бассейне Амударьи может еще более обостриться, имея в виду намерения
Афганистана в ближайшее время выступить с требованиями об участии в вододелении
по Пянджу. В результате этого сократятся объемы подачи воды в Туркмению и
Узбекистан, особенно в низовья Амударьи.
Тем не менее привлекательность регионального сотрудничества в освоении
гидроэнергетического потенциала в настоящее время возросла и обусловлена также
изменившимися условиями освоения и использования водно-энергетических ресурсов.
После принятия в октябре 2006 г. решений об интеграции ОЦАС в ЕврАзЭС и
вступления Узбекистана в сообщество, создания Евразийского банка развития
появились новые возможности для развития интеграционного взаимодействия в
водно-энергетическом секторе. На сегодня этот механизм представляется в форме
Международного водно-энергетического консорциума, призванного объединить
интересы государств региона и привлечь потенциал России и Белоруссии.
Гидроэнергетика в странах Центральной Азии — перспективная, динамично
развивающаяся отрасль с высокой инвестиционной привлекательностью. Инвесторам,
как иностранным, так и национальным, созданы благоприятные условия для
строительства и эксплуатации новых энергетических мощностей. Инвестиции в
строительство новых генерирующих и передающих мощностей законодательно защищены
гарантией возврата вложенных средств.
Освоение значительного гидроэнергетического потенциала стран Центральной Азии, в
первую очередь — Киргизии и Таджикистана, должно быть увязано с решением
проблемы межгосударственного водопользования, поскольку здесь все крупные реки
являются трансграничными. В этой связи правовое урегулирование вопросов
водопользования как на межгосударственном, так и на национальном уровне должно
основываться на принципах интегрированного управления водными ресурсами с тем,
чтобы обеспечить баланс интересов отраслей экономики (энергетики, сельского
хозяйства, промышленности и т.д.) и охраны окружающей среды.
При этом представляется важным, учитывая конкуренцию за воду между ее
пользователями (отраслями экономики и странами), наличие постоянно действующей
исполнительной организации, наделенной полномочиями, достаточными для разрешения
противоречий, возникающих в использовании ресурсов трансграничных рек.
Совместное водопользование должно отвечать международным принципам и быть
направлено не только на получение экономических выгод, но и на устранение причин
вероятных конфликтов. Это обстоятельство предопределяет необходимость разработки
стратегических планов и целей использования водных ресурсов трансграничной реки,
которые должны способствовать безопасному и устойчивому водопользованию для
стран региона.
Всевозрастающая конкуренция за воду требует новых подходов к сотрудничеству
стран. Региональная исполнительная организация по регулированию
водно-энергетических ресурсов может добиться успеха, если будет стремиться
выполнить обязательства, данные ей государствами-учредителями, и иметь
финансовую стабильность.
Обеспечение экономически выгодного доступа стран Центральной Азии к капиталу для
освоения гидроэнергетических ресурсов, гарантия полного и своевременного
возмещения всех затрат, предоставление достоверной и оперативной информации —
важные условия успешного решения всего комплекса проблем.
Эффективность стратегических действий по освоению гидроэнергетических ресурсов в
Центральной Азии будет также зависеть от осуществления интегрированных мер
сохранения целостности окружающей среды и природных ресурсов региона.
Для объективного восприятия роли ЕврАзЭС в качестве коллективного участника в
водно-энергетических взаимоотношениях стран Центральной Азии есть все
экономические и политические предпосылки. От дальнейшей активности в
регулировании региональных проблем Центральной Азии в водно-энергетическом
секторе во многом будут зависеть перспективы развития евразийской интеграции и
безопасность в регионе, возможности привлечения инвестиций в развитие
гидроэнергетики.
|
|
|
|
|
|
|
|