Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Январь 2006 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
 
   

Итоги Монреаля

 
   

Окончание действия протокола не станет концом Киото.

 
  Михаил ЮЛКИН,
директор Центра экологических инвестиций
 
 
Мировая Энергетика После того как в 2004 г. Россия ратифицировала Киотский протокол, обеспечив его вступление в силу, победную эстафету приняла Канада. В Монреале с 28 ноября по 11 декабря 2005 г. проходила очередная, одиннадцатая по счету конференция Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата, ставшая одновременно и первым совещанием Сторон Киотского протокола. Главными вопросами повестки дня были запуск механизмов КП и обсуждение формата будущего международного сотрудничества в области изменения климата после 2012 г. Со своей задачей конференция успешно справилась.

Утвержден свод «подзаконных актов» Киотского протокола — так называемые Марракешские соглашения 2001 года. Среди них: нормы зачета поглощений углерода из атмосферы в результате реализации специальных мер в лесном хозяйстве, руководства по национальным системам учета антропогенных выбросов и стоков парниковых газов, по подготовке и представлению отчетности в органы РКИК, по системам соблюдения обязательств, процедуры для проектов совместного осуществления (ПСО), механизма чистого развития (МЧР), торговли выбросами, порядок ведения национальных реестров.

Сформированы рабочие органы Киотского протокола — Исполнительный комитет по механизму чистого развития, Наблюдательный комитет по проектам совместного осуществления, два рабочих органа Комитета по соблюдению. Во все органы избраны достойные представители от России.

Принято решение о начале официальной процедуры приема Белоруссии в состав участников Киотского протокола с обязательством ограничить выбросы парниковых газов уровнем 95% от выбросов 1990 г.

Перечислять здесь все принятые в Монреале решения места не хватит, да и не нужно. Однако на двух моментах хотелось бы остановиться подробнее.

МЧР против СО: ничья в нашу пользу

Главную интригу на переговорах по процедурам реализации рыночных механизмов Киотского протокола создавала конкуренция механизма чистого развития (МЧР) и механизма совместного осуществления проектов (СО). По сути своей они тождественны. И в том, и в другом случае речь идет о сокращении выбросов парниковых газов путем реализации соответствующих инвестиционных проектов. Когда эти проекты реализуются в развивающихся странах, это называют механизмом чистого развития, а в развитых странах и странах с переходной экономикой, перечисленных в Приложении I к РКИК, — проектами совместного осуществления.

Однако для развивающихся стран предусмотрены преференции. Так, сокращения выбросов парниковых газов в рамках МЧР засчитываются начиная с 2000 г., а по проектам СО — с 2008 г. Соответственно методология, процедуры и специальный орган Киотского протокола (так называемый Исполнительный комитет) по МЧР уже созданы и действуют, а для СО ничего этого пока еще нет.

Мировая Энергетика Между тем возможностей для сокращения выбросов парниковых газов в странах с переходной экономикой ничуть не меньше, чем в развивающихся странах. Взять хотя бы Россию или Украину. По уровню энергоемкости ВВП они во много раз превосходят развитые страны Европы, Японию и Канаду. Само по себе это, конечно, плохо, и хвастаться тут нечем. Но, с другой стороны, это означает, что у России и Украины имеется значительный потенциал для снижения расхода топлива и энергии, а значит, и для сокращения выбросов парниковых газов. Отсюда и конкуренция. Ведь покупателям все равно, где приобретать сокращения выбросов — в развивающихся странах или в более развитых. Их в первую очередь волнует количество сокращений и цена, а не происхождение.

Поэтому переговоры проходили достаточно нервно и в какой-то момент едва не зашли в тупик. Масла в огонь подлил Китай, предложив взимать с проектов совместного осуществления 2% отчислений в фонд помощи развивающимся странам по адаптации к изменению климата. Это был вызов. Ведь еще в 2001 г., на 7-й конференции Сторон РКИК в Марракеше было решено, что этот фонд будет пополняться за счет отчислений от проектов МЧР. И все, включая Китай, с этим тогда согласились. Попытка обложить проекты совместного осуществления налогом в пользу развивающихся стран явно выходила за пределы Марракешских договоренностей и преследовала цель затянуть принятие решений по данному механизму, чтобы выиграть время для механизма чистого развития и создать ему конкурентное преимущество. В ответ Россия предложила установить отчисления на административно-организационные расходы МЧР в размере 0,5 долл. с каждой тонны сокращений выбросов, тогда как сами развивающиеся страны настаивали на ставке 0,2 долл. с тонны. В итоге боевая ничья. Обе стороны в конце концов сняли свои предложения, восстановив статус-кво.

После этого был избран Наблюдательный комитет по проектам совместного осуществления (в качестве представителя от России в него вошел начальник отдела экономики окружающей среды МЭРТ Олег Плужников) и принят ряд решений, которые открыли дорогу проектам совместного осуществления и уравняли их шансы по сравнению с МЧР. В частности, было решено, что на переходный период, т.е. впредь до особого указания Наблюдательного комитета для проектов совместного осуществления, будут применяться те же методики, что и для проектов МЧР, и что оценку (валидацию) этих проектов могут выполнять те же аудиторы, которые ранее были аккредитованы при Исполнительном комитете МЧР. Договорились также, что для небольших проектов совместного осуществления будут приняты упрощенные процедуры, на чем особенно настаивали Россия и страны Восточной Европы.

Кроме того, были официально утверждены процедуры для проектов СО и МЧР, принятые в Марракеше. Таким образом, на международном уровне административные барьеры для реализации проектов СО и МЧР и для развития на этой основе рынка сокращений выбросов парниковых газов успешно преодолены.На совещании Сторон Киотского протокола прозвучали и некоторые цифры, характеризующие положение дел на этом рынке. В частности, сообщалось, что только за последние полгода в рамках МЧР зарегистрированы 34 проекта. Еще около 90 проектов заявлены в Исполком МЧР и ждут своей очереди. Ранее, до вступления Киотского протокола в силу, официальную процедуру валидации и регистрации прошли 5 проектов МЧР. По некоторым из них достигнутые сокращения выбросов уже сертифицированы, и под них выпущены углеродные единицы — так называемые сертифицированные сокращения выбросов (ССВ).

Ожидается, что к 2008 г. в рамках МЧР будут официально зарегистрированы от 500 до 700 проектов с общим объемом ожидаемых сокращений выбросов 500—700 млн т СО2 -эквивалента. По оценкам специалистов, объем торговли сокращениями выбросов в рамках МЧР составит примерно 3 млрд евро, а объем инвестиций в соответствующие проекты — 20—30 млрд евро.

Представители Евросоюза заявили о намерении своих стран приобрести 520 млн т сокращений выбросов на сумму 2,7 млрд евро. Сколько всего сокращений и на какую сумму дополнительно к этому готовы приобрести компании-эмитенты в странах Евросоюза, действующие в условиях ограничений на выбросы парниковых газов, не сообщалось. Но думаю, что эти цифры ничуть не менее впечатляющие.

Как бы то ни было, игра стоит свеч, и правила этой игры наконец-то определены. Теперь важно не упустить шанс.

Жизнь после Киото, или Что день грядущий нам готовит

Другой принципиальный вопрос, обсуждавшийся в Монреале, — будущие обязательства. Ведь, как известно, Киотский протокол заканчивает свое действие 31 декабря 2012 года. А что потом? От ответа на этот вопрос зависит многое. В том числе и поведение странучастниц КП, и поведение эмитентов выбросов в этих странах в течение Киотского периода. Одно дело, если 31 декабря 2012 года все и заканчивается, и совсем другое — если продолжение следует. В первом случае типичная модель поведения — Мальчиш Кибальчиш: «только б день простоять да ночь продержаться». Для храброго Мальчиша это был последний день и последняя ночь. Но для страны и для крупного бизнеса один день и одна ночь — это немного, это — вопрос тактики, но не стратегии. А вот если ограничения выбросов вводятся всерьез и надолго, то и мотивация будет иной, и стратегия поведения, и характер рынка.

Окончательного решения относительно посткиотского периода в Монреале не приняли. Да и вряд ли кто ожидал этого. Уж очень разные взгляды у сторон по этому поводу. Но одно принципиальное решение все же было принято. А именно — о выработке нового международного соглашения, которое должно заработать с 2013 года. Для этого созданы три переговорные площадки.

Во-первых, переговоры будут проходить в рамках РКИК. В них примут участие все страны-участницы конвенции, в том числе и те, которые не входят в Киотский протокол. Например, США и Австралия. Эта деятельность включает в себя проведение официальных семинаров, сбор мнений сторон и подготовку обобщающего доклада для двенадцатой конференции Сторон РКИК в 2006 году.

Это вполне устраивает США, которые признают необходимость коллективных действий по смягчению климатических изменений, но отказываются брать на себя какие-либо определенные количественные обязательства по ограничению и сокращению выбросов. Хотя присутствовавший в Монреале в качестве гостя экс-президент США Билл Клинтон выступил в поддержку Киотского протокола и призвал к активным действиям, особенно в сфере возобновляемой энергетики, энергосбережения и энергоэффективности.

Наоборот, Австралия заявила о своей готовности принять на будущий период обязательства по ограничению и сокращению выбросов парниковых газов в «киотском» формате, т.е. в процентах от уровня 1990 г. при условии сохранения механизмов торговли выбросами.

Вторая переговорная площадка создана в рамках статьи 3.9 Киотского протокола, которая предписывает начать переговоры по второму периоду обязательств за 7 лет до окончания первого, т.е. в 2005 г. Для этой цели образован специальный орган — переговорная группа (Ad Hoc Group).

Мировая Энергетика При этом в соответствующем решении совещания сторон Киотского протокола специально указано, что между первым и вторым периодами обязательств не должно быть временного зазора. В этом контексте рядом экспертов неофициально обсуждалась идея продления первого периода, если контуры второго периода не будут согласованы (ратифицированы нужным числом стран) к 2013 г.

Наконец, в-третьих, принято решение о начале в 2006 г. работы по анализу и пересмотру Киотского протокола в рамках статьи 9, с тем чтобы на следующем совещании сторон приступить к официальным переговорам по данному вопросу. Эта деятельность также будет использована для выработки решений по второму этапу обязательств.

Что это будут за обязательства и на какие страны они будут распространяться, пока неясно. Вероятно, количественные обязательства по ограничению и сокращению выбросов сохранятся для развитых стран и стран с переходной экономикой. А вот возможность массового вовлечения в этот процесс развивающихся стран все еще под вопросом. Некоторые из них, например, Казахстан и Аргентина, в свое время заявляли о намерении принять на себя такие обязательства. Однако у Индии, Китая, Саудовской Аравии и ряда других стран это не нашло понимания и поддержки.

Впрочем, на данном этапе это не столь важно. Главное, что в 2012 году киотская жизнь не окончится. А значит, продолжение следует.

Автор искренне благодарит Алексея Кокорина (WWF — Россия), щедро поделившегося информацией, а также своими впечатлениями очевидца и участника описываемых ниже событий.
 
 

Еще статьи на эту тему:

 
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru