Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Январь 2006 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
 
   

Разборчивая невеста Мажейкяй

 
   

В январе–феврале этого года, по всей вероятности, определится новый владелец литовского нефтеконцерна Mazeikiu Nafta.

 
 
Дмитрий БЕЛЮТИН
 
 
Мировая Энергетика Не секрет, что российский нефтеперерабатывающий комплекс до сих пор является отсталым, а новые крупные НПЗ не строятся. Стоимость строительства крупного завода составляет более одного миллиарда долларов, а на самоокупаемость уходит не менее 10 лет. Поэтому неудивительно, что продажа литовского нефтеконцерна Mazeikiu Nafta (MN), в состав которого входят единственный в странах Балтии Мажейкяйский НПЗ (мощность переработки 12—15 млн т), нефтяной терминал в порту Бутинге (мощность 8—14 млн т) и трубопроводное предприятие Birzu naftotiekis (магистральный нефтепровод Полоцк — Мажейкяй протяженностью 225,5 км и нефтепровод мажейкяйский НПЗ — Бутинге в 91,5 км), вызвала такой ажиотаж на рынке. Литва была и остается одним из самых удобных экспортных маршрутов для российской и каспийской нефти, а технологически современный НПЗ позволяет неплохо зарабатывать на нефтепереработке, рентабельность которой в последние два года резко возросла.

MN является крупнейшей по обороту компанией Литвы. Ее доходы за 9 месяцев 2005 г. составили 2,9 млрд долл. 41% продукции Мажейкяйского НПЗ реализуется в Западной Европе, 21% — в Литве, а в Латвии, как в Эстонии и Польше, — немногим более 6%. От работы этого НПЗ зависит экономика всех стран Балтии, сказать, что около 80% продаваемого в соседней Латвии бензина производится именно на нем. Кстати, монопольное положение MN на рынке Балтии констатировала Еврокомиссия, но наказывать не стала, передав этот вопрос на рассмотрение Совета по конкуренции Литвы.

Естественно, что такой стратегический для страны объект на особом счету у властей Литвы, а также в зоне особого внимания потенциальных покупателей. В настоящее время 53,7% акций MN контролирует «ЮКОС», 40,66% принадлежат правительству Литвы, которое планирует выкупить контрольный пакет MN у «ЮКОСа» для последующей перепродажи вместе с частью своих бумаг, оставив у себя около 10%. «ЮКОС», лишившись своего основного добывающего предприятия «Юганскнефтегаз», оказался не в состоянии обеспечить загрузку НПЗ нефтью и, нуждаясь в средствах для расчетов с кредиторами, принял решение продать свои акции. Главное, что интересует «ЮКОС», это цена сделки. Компания желает получить как можно больше за свой актив, и исходя из этого и определяет покупателя. Однако у правительства Литвы, которое имеет право преимущественной покупки акций у «ЮКОСа», есть еще одно условие для будущего партнера — гарантия поставок нефти. По договору с правительством Литвы «ЮКОС» может продать свой пакет только с согласия властей.

Среди претендентов, подавших заявку на покупку, оказались ТНК-ВР, совместное предприятие (СП) «ЛУКОЙЛа» и ConocoPhillips (специально созданное для этого проекта), «Базовый элемент», международный нефтетрейдер Vitol, польский PKN Orlen, австрийская Baltic Holding и национальная нефтегазовая компания Казахстана «Казмунайгаз». Все компании, кроме казахстанской, располагают объемами российской нефти, и в той или иной степени за ними стоят интересы российского бизнеса.

Наибольшую цену, более 1,2 млрд долл., предложили «Казмунайгаз» и PKN Orlen. Кстати, нынешние 53,7% акций обошлись «ЮКОСУ» в 2002 г. в 160 млн долл., таким образом, за три с небольшим года пакет акций MN подорожал в 7,5 раза, а доходы «ЮКОСа» от продажи могут превысить 1 млрд долл.

Завладеть MN очень серьезно настроен Казахстан. Нурсултан Назарбаев лично доказывал литовским властям способность «Казмунайгаза» поставлять нефть на MN, а также заплатить за акции наибольшую цену. Однако в ноябре прошлого года «Транснефть» заявила, что из-за отсутствия соответствующего протокола к межправительственному российско-казахстанскому соглашению отзывает свою подпись на документах о предоставлении технической возможности по транспортировке дополнительных объемов казахской нефти (10—12 млн т в год) в Литву. Выходит, «Транснефть» не может гарантировать прокачку сырья «Казмунайгаза» через российскую территорию. А гарантия поставок нефти на завод на 10 лет вперед — главное условие литовского правительства. Казахстан пытается договориться с Россией, но пока безуспешно. Не получив разрешение на транзит, предлагает альтернативные варианты поставок на Мажейкяйский НПЗ. Например, поменять свою нефть, добываемую на Каспии, на нефть Северного моря, транспортировать ее в Бутинге, либо покупать на терминале Приморска сырье, поступающее туда по Балтийской трубопроводной системе, а затем танкерами доставлять его в Литву.

Нефтедобыча в Казахстане растет, стремление Астаны выйти на западные рынки, минуя Россию, понятно. Об этом говорит и подписанный летом прошлого года документ о намерениях между польским трубопроводным оператором PERN Przyjazn и «Казмунайгазом» разработать технико-экономическое обоснование в целях совместного финансирования строительства нефтепровода Броды — Плоцк, который должен стать продолжением трубопровода Одесса — Броды. В итоге это может связать Одессу с балтийским Гданьском и предоставит возможность «Казмунайгазу» увеличить экспорт нефти в Европу.

Другой претендент — PKN Orlen — одна из крупнейших нефтеперерабатывающих компаний в Восточной Европе. Владеет, в частности, Плоцким НПЗ. Стоит заметить, что нефтяной рынок Польши более чем на 90% формируется российскими компаниями. Поскольку PKN Orlen не имеет собственных месторождений, то возникает вопрос, как компания будет гарантировать загрузку литовского НПЗ. В этой связи поляки заявляли, что намерены создать консорциум, в который вошла бы российская или западная нефтекомпания — это обеспечит бесперебойную поставку нефти в Литву. Причем задействовать для этого возможно как нефтепровод «Дружба» (по которому сейчас нефть идет в Польшу), так и нефтетерминалы в Гданьске или Бутинге. По мнению экспертов, за поляками может стоять российский бизнес, что увеличивает их шансы на покупку MN.

Первыми заявили о желании приобрести Mazeikiu Nafta СП «ЛУКОЙЛа» и ConocoPhillips, а также ТНК-ВР. Однако они предложили меньшие деньги, чем казахи и поляки, справедливо полагая, что лучших гарантий поставок сырья на НПЗ никто не даст. Зачем же переплачивать? Кроме того, при выборе будущего владельца акций MN важной будет не только цена, но и позиция российских властей, которые утверждают графики экспортных поставок сырья.

Глава «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов заявлял, что «более логичной технологичной схемы, чем соединение месторождений «ЛУКОЙЛа» в Западной Сибири и Калининграде с MN, нет. Примите во внимание сбытовую сеть «ЛУКОЙЛа» в Польше, Калининграде, Литве, Латвии и Эстонии — и лучшего партнера для завода не найти». Одним из первых Вагит Алекперов провел переговоры с правительством страны по поводу покупки акций. Однако литовская оппозиция не желает видеть среди собственников завода ни «ЛУКОЙЛ», ни «Газпром» Мировая Энергетика (собиравшийся приобретать MN вместе с Baltic Holding, контролируемой, по некоторым данным, экс-главой СИБУРа). Оппозиционеры считают, что «эти компании непосредственно участвуют в реализации того, что Россия называет энергетической дипломатией, т.е. стремятся не только к экономической выгоде, но и представляют конкретные политические интересы своей страны». Вице-президент «ЛУКОЙЛа» Леонид Федун сомневается, что его компания станет победителем конкурса: слишком сильно политическое противодействие. Однако партнером «ЛУКОЙЛа» выступает ConocoPhillips — третий по величине нефтяной концерн в США (владеет 15% акций «ЛУКОЙЛа»), также заинтересованный вложить средства в нефтепереработку. Это соответствует стратегии ConocoPhillips — «увеличение акционерной стоимости путем инвестиций в нефтепереработку как на внутреннем, так и на внешних рынках». Неслучайно в ноябре прошлого года ConocoPhillips объявил о начале сделки по приобретению нефтеперерабатывающего завода в северогерманском Вильгельмсхафене, входящего в первую десятку крупнейших НПЗ Европы. Влияние американцев на Литву нельзя недооценивать, достаточно вспомнить, что до «ЮКОСа» владельцем MN, не без желания литовских властей, была именно американская компания. Кстати, «ЛУКОЙЛ» также обладает опытом инвестиций в нефтепереработку за рубежом, владеет НПЗ в Болгарии, Румынии, на Украине.

Но, похоже, Литве из всех претендентов более всего приглянулась ТНК-ВР. Эта англо-российская компания устраивает власти страны тем, что, с одной стороны, в состоянии загрузить завод сырьем, а с другой — меньше всех российских компаний, по мнению Вильнюса, зависима от российских властей. Тем не менее цена, предлагаемая ТНК-ВР за пакет акций MN, не устраивает «ЮКОС». Поэтому литовцы намерены уговорить руководство ТНК-ВР улучшить предложение.

Инвестиции в литовское предприятие расцениваются российскими компаниями как хорошее вложение средств. Страны Балтии, как говорится в докладе Всемирного банка о состоянии инвестиционного климата в различных странах на 2004 г., по-прежнему остаются наиболее привлекательными для инвесторов благодаря защищенности прав собственности и предсказуемой интерпретации законодательства. Кроме того, несмотря на стратегию ЕС, направленную на снижение зависимости от нефти и переходу на альтернативные энергоносители, именно «черное золото» сегодня является энергоносителем общемирового значения и останется таковым еще долгое время. По международным контрактам поставляется более 70% потребляемой в мире нефти (для сравнения: газа — 30%, угля —10%). А расширение присутствия российских нефтегазовых компаний на зарубежных рынках, в том числе путем приобретения добывающих, транспортных, перерабатывающих и сбытовых активов, является гарантией обеспечения долгосрочного и эффективного развития нефтегазового комплекса России.
 
 

Еще статьи на эту тему:

 
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru