Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Январь 2006 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
 
   

Кто в доме хозяин

 
   

Темпы роста тарифов на услуги коммунальной энергетики в несколько раз опережают инфляцию.

 
  Иван СТАРКОВ,
эксперт «Мировой энергетики»
 
 
В зоне особого внимания

Этим неприятным фактом весьма озаботилось правительство и внесло осенью в Государственную думу проект поправок в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Госчиновников беспокоит неумеренный рост тарифов на тепло, горячую и холодную воду, электроэнергию, который превысил в 2005 г. 30%, а, по прогнозам Федеральной службы по тарифам, в 2006 г. мог составить от 30 до 45%. Министр экономического развития и торговли Герман Греф убеждал депутатов принять поправки быстро, Мировая Энергетика чтобы они вступили в силу еще до нового года. Депутаты вняли его мольбам и приняли документ в двух чтениях сразу, после чего он был оперативно поддержан Советом Федерации. Новые поправки вводят контроль со стороны правительства и Госдумы за установлением тарифов на услуги ЖКХ, тем самым ограничивая возможность «энергетического маневра» местным органам власти. Они влились в русло разработанной в ноябре 2005 г. антиинфляционной программы правительства и Центрального банка и вписываются в вертикаль власти «центр — регион — муниципалитет», которую последовательно выстраивают в России. По оценкам чиновников из Минэкономразвития, теперь тарифы на услуги ЖКХ в 2006 г. не вырастут более чем на 20—22%: регионы получат право устанавливать их в пределах, заданных федеральным правительством, а муниципалитеты — в рамках региональных тарифных «коридоров». Закон будет действовать до 1 января 2009 г., когда, как предполагается, муниципалитеты отладят собственную систему контроля за ростом тарифов. После чего полномочия в сфере ЖКХ будут возвращены им в полной мере. Однако эксперты отмечают, что в законе опять не прописан четкий механизм тарифообразования, и это может отпугнуть потенциальных инвесторов от вложения средств в модернизацию коммунальной инфраструктуры и малой энергетики.

«Большой брат»

После приватизации и акционирования во многих отраслях промышленности появилась острая необходимость в перераспределении собственности с целью увеличить прибыльность предприятий за счет внедрения процедур корпоративного управления и оптимизации производства, ускорить процессы обращения капитала. Наиболее привлекательными с этих точек зрения, конечно же, были отрасли, ориентированные на экспорт продукции и услуг (нефтяная и газовая промышленность, черная и цветная металлургия).

Другие отрасли в начале — середине девяностых слабо ориентировались на прибыльность и поэтому не представляли интереса для вложения капиталов. К ним относилась и энергетика, которая при проведении реформ являлась гарантом социальной стабильности в российском обществе. После периода спада и стагнации высокий потенциал расширения производства электрической и тепловой энергии и модели конкурентных рынков в мировом электроэнергетическом секторе дали начало коммерциализации российской энергетики. В начале текущего столетия многие игроки рынка ценных бумаг говорили о недооцененности основных фондов отечественной энергетики примерно в 40 раз в сравнении с аналогичными энергосистемами Европы и Америки. Ожидаемый рост интереса инвесторов к электроэнергетике произошел в конце девяностых, что ознаменовало начало перераспределения «энергетической» собственности.

Как технологическими, так и экономическими «узами» с большой энергетикой тесно связана малая. Например, финансовые средства, которые получают «старшие» энергетики (и не они одни) за поставляемую продукцию, первоначально проходят через руки коммунальщиков. Однако между отраслями-монополистами и коммунальным комплексом существует одно кардинальное отличие — малая энергетика не является централизованной, производственные мощности и финансовые потоки в ней раздроблены, нет единой технической и технологической политики, единых стандартов деятельности. Отсутствует система централизованных закупок топлива и материалов, нет качественных управленческих кадров.

Если предприятия «большой» энергетики стали лидерами по сбалансированности внутрикорпоративного управления для повышения капитализации, то у «младшего брата» — ЖКХ — эти процессы только начинаются. Несоответствие старой управленческой системы и структуры собственности новым экономическим отношениям ставит на грань катастрофы малую энергетику, которая производит 65% тепловой энергии в стране. Около 70% территории России относится к регионам децентрализованного энергоснабжения, т.е. вся надежда на обеспечение нормальной жизни — только на «малых».

Кругом долги

Упадок коммунального комплекса вызван в основном финансовой политикой государства и муниципальных органов власти в период перехода к рыночной экономике. Вплоть до 2001 г. темпы инфляции значительно опережали рост цен на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ). С 1997 по 2001 г. инфляция составила 670%, а стоимость ЖКУ возросла всего на 270%. Такая политика смягчала социально-экономические последствия проводимых реформ, но в то же время приводила к резкому ухудшению финансового состояния предприятий. Год от года катастрофически не хватало средств на проведение капитальных ремонтов, замену оборудования и техники, внедрение современных энергосберегающих материалов и технологий, автоматизацию. До сих пор нередко можно видеть в отечественных котельных «человека с лопатой», который и олицетворяет «надежность» коммунальной энергетики. Параллельно в этот период росла задолженность перед поставщиками услуг — АО-энерго и другими предприятиями большой энергетики, а также поставщиками топлива и материалов. По словам министра регионального развития России Владимира Яковлева, кредиторская задолженность на сегодняшний день составляет уже более 300 млрд руб.

Подавляющая часть коммунальных организаций имеет юридическую форму муниципальных унитарных предприятий, которая не стимулирует повышение эффективности работы руководства и персонала. Этот фактор усиливается популистской тарифной политикой муниципалитетов. Чтобы оставаться у власти, руководители городов назначают заведомо низкие тарифы на коммунальные услуги, которые не окупают затрат. При этом прибыль «здоровых» предприятий зачастую отбирается в бюджет, из-за чего невозможно накапливать средства для модернизации инфраструктуры. К тому же местные бюджеты не в состоянии поддерживать реконструкцию коммунальных объектов. Все эти факторы привели к массовому банкротству муниципальных коммунальных предприятий с распродажей имущества на аукционах в счет оплаты долгов. Однако это противоречит положениям российского законодательства о том, что системы жизнеобеспечения, к которым относится коммунальная энергетика, должны оставаться в собственности государства или муниципалитетов.

Неэффективно и изношено

Котельные, тепловые сети, центральные тепловые пункты, электроподстанции и сети в городах и поселках России отличаются низкой эффективностью. Потери теплоносителя в трубопроводах из-за внутренней и внешней коррозии труб составляют не менее 10—15% от общего объема. Срок службы теплотрасс — в четыре-шесть раз ниже нормативного. Из-за этого, а также из-за плохой теплоизоляции суммарные потери в сетях достигают 30%, а кое-где 40% произведенной тепловой энергии. Протяженность тепловых и паровых сетей по стране составляет 183,5 тыс. км, из которых почти 33,7 тыс., или 18,4%, нуждаются в замене и не должны эксплуатироваться.

Мировая Энергетика Большие финансовые потери в системе теплоснабжения возникают именно на стадии производства тепла. Перерасход топлива в котельных малой мощности из-за плохой водоподготовки, неотлаженного процесса горения составляет 12—15% и выше. КПД колеблется в пределах 20—40%. КПД коммунального теплоэнергетического оборудования в среднем по России составляет 67,6%. На сегодняшний день около 100 тыс. муниципальных котельных (почти половина из числа действующих) остро нуждаются в реконструкции и капитальном ремонте.

В районах децентрализованного энергоснабжения используется около 50 тыс. дизель-генераторных установок суммарной электрической мощностью 17 тыс. МВт (8,78% от всей установленной мощности в электроэнергетике страны). На этой территории расположено более 70 городов, свыше 360 поселков городского типа и около 1400 мелких населенных пунктов. Прежде всего речь идет о Сибири и Дальнем Востоке. В некоторых европейских странах и в США доля малой энергетики достигает четверти всего объема производимой энергии. Россия в ближайшие годы подтянется только к 12—15%. То есть потребление энергии на наших территориях, где нет большой энергетики, значительно ниже, чем в развитых странах. Отсюда и отставание в уровне жизни, производстве.

Практически все главные жизнеобеспечивающие коммуникации в стране изношены более чем наполовину, а остаточный ресурс теплотрасс, водопроводов, канализации и электросетей составляет не более трети от номинального уровня. По словам руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Сергея Кулика, темпы нарастания износа составляют 2—3% в год, а около 30% основных фондов ЖКХ уже полностью отслужили нормативные сроки. Из мировой производственной практики хорошо известно: если оборудование изношено более чем на 40%, то его необходимо или модернизировать, или заменять, чтобы обеспечить надежность функционирования всей системы. Авария на подстанции «Чагино» в Москве — яркое подтверждение того, что в России превышены все мыслимые допуски и пределы износа инфраструктуры жизнеобеспечения.

Кто заменит трубы?

В настоящее время выход из ситуации государственным чиновникам и представителям энергетического бизнеса видится в том, чтобы использовать для реконструкции малой энергетики страны частный капитал, поскольку государственный консолидированному бюджет у не по силам, а у самих предприятий денег нет. Потребность отрасли в инвестициях до 2015 г. оценивается специалистами фонда «Институт экономики города» в 2 трлн. руб. Не удастся воспользоваться и заемными средствами, поскольку их стоимость в России превышает разумные пределы, а западные финансовые институты дают кредиты только под выгодные и быстроокупаемые проекты в регионах с высоким инвестиционным рейтингом.

Только отечественный частный капитал рассматривает коммунальную энергетику как привлекательный сектор. Перспективы долгосрочного контроля денежных потоков (оплат у коммунальных услуг), часть которых пойдет на возврат инвестиций, стали заманчивой целью для российского и зарубежного бизнеса. В настоящее время можно наблюдать экспансию бизнес-структур в ЖКХ. Однако доля частных предприятий в жилищном хозяйстве уже приблизилась к 20—25%, но в коммунальном хозяйстве еще не достигла и 10%.

Разработаны несколько схем привлечения частного капитала в отрасль, но наиболее реальными являются две — приватизация и концессия. При этом приватизация менее привлекательна для местных властей и населения, опасающихся, что переход инфраструктуры в частные руки лишит их контроля над системой обеспечения жизнедеятельности. Концессия же является достаточно сложным механизмом, построенным на многочисленных компромиссах между бизнесом и муниципалитетами. Но в России мало специалистов, которые могли бы в этом разбираться. К тому же в действующем законодательстве о концессиях не прописаны механизмы, помогающие избежать злоупотреблений как со стороны властей в отношении бизнеса, так и со стороны бизнеса в отношении муниципальной собственности.

Частники боятся, что, направив инвестиции в коммуналку, они не смогут их вернуть даже без процентов, поскольку отсутствует механизм гарантии от потери инвестиций, а личные договоренности с руководителями муниципалитетов — ненадежный механизм возврата капитала. Местная и региональная власти боятся ползучей приватизации объектов ЖКХ, поскольку основные фонды уже длительное время не переоценивались и даже незначительные частные инвестиции в некоторые объекты перекроют стоимость всей системы. А если у города нет возможности вернуть частнику его инвестиции из бюджета, то залог, под который они принимались, переходит в собственность инвестора.

Инвестор обычно выступает в качестве оператора коммунальной инфраструктуры, чтобы контролировать процесс освоения инвестиций и возврата средств (см. таблицу).
Мировая Энергетика

Выход из сложившейся ситуации многие аналитики видят в образовании частно-государственных партнерств муниципалитетов и частных инвесторов. О такой схеме взаимодействия давно идут дебаты в правительстве страны. Но частники уже несколько раз обожглись на реализации не подкрепленных законом договоров аренды коммунальных сетей и сейчас выжидают: не модернизируют коммуникации, а просто эксплуатируют сети как частные операторы (РКС, «Комплексные энергосистемы», «Новогор», «Межрегиональная коммунальная компания», «Региональные коммунальные инвестиции»).

Один из примеров такой патовой ситуации, когда власть и бизнес не доверяют друг другу, — отказ администрации Волгограда продлить договор аренды объектов коммунальной энергетики с дочерней компанией РКС — «Волгоградскими коммунальными системами». Они мотивировали свое решение тем, что «ВгКС» обещали вложить в модернизацию объектов ЖКХ 500 млн руб., но не сделали этого, а просто эксплуатировали имеющееся оборудование и собирали оплату с потребителей услуг (впрочем, достаточно успешно решая проблему старых долгов). Частный коммунальный оператор парирует тем, что город не дал никаких гарантий возврата вложенных средств. Правда, власти тут же заключили аналогичный договор аренды коммуналки с дотоле неизвестной местной коммунальной компанией ЗАО «Региональная энергетическая служба», которая, по словам местных экспертов, организована руководителями муниципалитета. Значит, дело оказалось-таки выгодным.

Долго сегодняшняя ситуация не может сохраняться, и либо к ее разрешению подтолкнет очередная серия коммунальных аварий, либо найдут выход сами частники, но своими методами. Например, Анатолий Чубайс уже пообещал выключать в Москве электроэнергию, если долгое время будет сохраняться холодная погода. Имеющихся мощностей ТЭЦ недостаточно для одновременной выработки электроэнергии и тепла, и в пиковые моменты энергопотребления придется сидеть в темноте, чтобы не разморозить системы теплоснабжения.

Несмотря ни на что, специалисты не устают говорить о высокой привлекательности рынка услуг малой коммунальной энергетики даже в его нынешнем катастрофическом состоянии. Большие потери могут достаточно эффективно предотвращаться организационными методами и модернизацией оборудования, давая существенную экономию, которую оптимально направлять на возврат инвестиций. Повсеместное внедрение новых технологий и материалов позволит повысить энергоэффективность, качественно изменит системы управления в коммуналке. Может быть, это поможет отрасли с миллионным персоналом и выработкой в 30 млрд долл. догнать по показателям мировых лидеров ЖКУ, таких, как французский Suez, в котором работает всего 185 тыс. сотрудников, производящих работ и услуг на десятки миллиардов евро.

Основные фонды ЖКХ насчитывают более 4,5 млн объектов балансовой стоимостью более 4,2 трлн. руб. По данным Госстроя России, в 1092 российских городах и 1872 поселках городского типа коммунальные объекты обслуживают свыше 4,2 млн человек, занятых в более чем 56 400 организациях. В 2004 г. произведено товаров и услуг на 1 трлн. 65 млрд руб. В первом полугодии 2005 г. доходы предприятий ЖКХ выросли на 45% и составили 714 млрд руб. Расходы — 721 млрд руб. За три последних года граждане стали платить за коммунальные услуги практически в несколько раз больше.

 
 

Еще статьи на эту тему:

 
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru