|
|
|
echo $sape->return_links(1); ?> |
|
|
|
|
|
|
|
|
Архив Статей |
Январь 2006 г. |
|
|
|
|
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(1);?> |
echo $sape->return_links(); ?> |
|
|
|
Газ вытесняет мазут.
|
|
|
Через 5–7 лет потребности Европы в мазуте будут существенно снижены. Куда его денем?
|
|
|
М.И. ЛЕВИНБУК, Е.А. КОЗЮКОВ, А.А. ЛЕБЕДЕВ, А.В. БОРОДАЧЕВА, И.И. БАТАМИРОВ, Е.В. СИЗОВА, ОАО «Московский НПЗ»
|
|
|
Катализаторы не нужны?
Нефтегазовый рынок России (60% от общего объема экспорта страны в стоимостном
выражении) ориентирован в основном на экспорт сырья (205 млн т/ год нефти и 140
млрд м3 /г. природного газа в дальнее зарубежье) и полуфабрикатных
нефтепродуктов на европейский рынок (рис. 1).
В структуре экспорта нефтепродуктов (фактически это полуфабрикаты, требующие
дальнейшей переработки) из России около 4,2 млн т/год приходится на прямогонный
бензин (сырье нефтехимии), 29,6 млн т/год — дизельное топливо (для
последующего облагораживания) и 38,5 млн т/год — на мазут, часть которого в
дальнейшем подвергается глубокой переработке (в Западной Европе) для получения
светлых нефтепродуктов.
Российские НПЗ в настоящее время получают в среднем из тонны нефти только 16%
бензинов и не менее 30% мазута, в то время как на НПЗ в развитых странах — до
43% бензинов и не более 5—10% мазута (табл. 1). Мощность первичной переработки
российских заводов составляет 195 млн т/год.
Понятно, что в самое ближайшее время необходимо изменить структуру процессов
нефтепереработки в России с целью максимизации выпуска ценных светлых
нефтепродуктов для экспорта (высокооктановых бензинов с содержанием бензола не
более 1% об., ароматики не более 25% об., серы не более 10 ppm и дизельного
топлива с содержанием серы менее 15 ppm и цетановым числом 53) (табл. 2),
минимизировать объемы производства мазута при сохранении выпуска автомобильных
бензинов на уровне потребностей внутреннего рынка (в настоящее время не
менее 25—26 млн т/год.).
Следует отметить, что снижение объемов выпуска мазута путем уменьшения мощностей
российских НПЗ может создать дефицит топлива на внутреннем рынке России. Поэтому
в первую очередь необходимо строить мощности по переработке гудроновых фракций в
светлые нефтепродукты, а также вводить технологии по снижению содержания серы,
бензола и ароматики в бензинах и дизельных топливах без потерь октановых и
цетановых чисел.
Одна из основных проблем российской нефтепереработки — отсутствие инвестиций в
модернизацию предприятий по производству катализаторов (в Рязани, Салавате, Ангарске, Ишимбае, Нижнем Новгороде, Новокуйбышевске). В настоящее время эти
производства находятся в собственности различных ВИНК, которые, по всей
видимости, не заинтересованы вкладывать средства в их развитие.
Необходимо внедрить в отечественной промышленности целый ряд каталитических
процессов (LC-fining фирмы Chevron, по удалению серы из бензина FCC, и
дизельного топлива, как, например, S-Zorb фирмы ConocoPhillips), а также
разработать новые каталитические технологии по переработке гудроновых фракций.
Кроме того, требуется внедрение новых передовых технологий на базе действующих
установок риформинга для снижения содержания бензола и ароматики в риформатах
без потерь их октановых чисел (эти разработки в России близки к завершению).
Особое внимание при рассмотрении способов повышения качества автомобильных
бензинов следует уделить селективному гидрированию бензола в катализатах
риформинга (процесс Ben-Free французской фирмы и его аналоги), алкилированию
бензола этиленом или пропиленом (технологии компании Exxon Mobil), а также
гидроизоформингу, который может быть внедрен на базе существующих установок
полурегенеративного риформинга, и т.д. Снизить содержание ароматики в товарных
бензинах (путем разбавления) и увеличить октановые числа поможет производство
высокооктановых компонентов — эфиров и алкилирование.
Следует перевести установку пиролиза с традиционного нефтяного сырья
(прямогонных бензиновых фракций) на природный газ, газовый конденсат и широкую
фракцию легких углеводородов (ШФЛУ) и соответственно внедрить такие процессы,
как дегидрирование этана и пропана, а также переработка метанола в легкие
олефины (MTO/Methanol to Olefins), разработанные компанией UOP (США), и пиролиз
тяжелых олефинов С—С.
Электроэнергия в нагрузку
В настоящее время нефтепродукты в развитых странах мира вытесняются из
энергетической отрасли природным газом. Поэтому в ближайшее время (через 5—7
лет) потребности Европы в мазуте будут
существенно снижены. Весь мир переходит
к использованию нефтепродуктов в основном как транспортных топлив. В перспективе
России необходимо экспортировать газ не только по трубопроводам, но и
сжиженный, развивать переработку с последующим экспортом моторных топлив,
полученных на основе GTL-технологий (американская Syntroleum предлагает
«Газпрому» различные варианты GTL-технологий для газовых месторождений
России), а также заменить некоторую часть экспорта природного газа как топлива
для производства электроэнергии на экспорт электроэнергии, произведенной в
России. Вероятно, что для продвижения на зарубежные рынки отечественных
товаров с более высокой добавленной стоимостью необходимо будет воспользоваться
сырьем как рыночным рычагом давления.
В настоящее время в мире рассматриваются более 50 проектов строительства
предприятий по переработке природного газа на основе GTL-технологий
суммарной
производительностью по синтетическим углеводородам около 2 млн барр./сут. и
мощностью по сырью 166 млрд м3 природного газа в год. Около 20 крупнейших
мировых нефтегазовых компаний во главе с ExxonMobil, Royal Dutch/Shell,
ConocoPhillips, BP, Eni, Sasol и др. проявляют высокую активность в этой
области.
Только в Катаре, который становится мировым лидером по переработке природного
газа, запланированы проекты четырех GTL-заводов общей производительностью 700
тыс. барр./ день (32,5 млн т/год). Компании Qatar Petroleum (Катар) и Sasol
Chevron (ЮАР — США) намерены увеличить мощность строящегося GTL-комплекса в Oryx с 34 тыс. до 100 тыс. барр./день (свыше 5 млн т/год, стоимость проекта
составляет 6 млрд долл.) с возможностью ее последующего повышения к 2010 г. до
230 тыс. барр./ день (11 млн т/год).
Страны Персидского залива в настоящее время строят новые мощности
нефтехимических производств (рис. 2), позволяющие увеличить как выпуск
высококачественного дизельного топлива с ультранизким содержанием серы (для
экспорта в Европу), так и жирного газа (С —С ), предназначенных для экспорта.
Строительство в Катаре новых заводов по производству моторных топлив на основе GTL-ттехнологий говорит о том, что центр тяжести мировой конкуренции
переносится с производства и поставок сырья на его переработку. Рост мировых
цен на сырую нефть для ведущих мировых экономик является мощным стимулом к
развитию перерабатывающих отраслей (рис. 3)). К сожалению, только не в России.
Например, в 2003 г. 20 млрд долл. из 25 млрд долл. операционной прибыли
нефтяного комплекса были направлены на непромышленные расходы, а величина
инвестиций в основной бизнес составила всего 7 млрд долл., да и то 2 млрд долл.
из них пришлись на амортизационные отчисления.
|
|
|
Еще статьи на эту тему:
|
|
|
|
|