Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Январь 2006 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
 
   

Переработка на излете

 
   

Очевидно, что интеграция нашей страны в Европу без перестройки производства и запуска современных процессов переработки нефти невозможна. Но государство по необъяснимым причинам устранилось от решения этих проблем. Если оно упустит уникальный шанс, который дают высокие цены на нефть, и не осуществит глубокую модернизацию НПЗ, то может навсегда потерять дорогой европейский рынок нефтепродуктов, окончательно законсервировав свою техническую отсталость.

 
  Борис РУБАШКИН  
 
Со времен дефолта российские компании предпочитают вкладывать деньги в добычу и транспортировку нефти — переработка считается нерентабельным бизнесом. Хотя общеизвестно, что только развитие перерабатывающих отраслей способно в корне изменить жизнь в стране: стремительный рост ВВП и борьба с бедностью невозможны в государстве, настроенном только на сырьевую волну. Мучительная борьба бизнеса со своими историческими страхами, похоже, склоняется в сторону здравого смысла: самые продвинутые нефтяники двумя руками голосуют за технический прогресс.

Дышите чистым воздухом

Европейцы, и не только они, хорошо понимают, что защита от вредных выхлопов автомобилей — вещь необходимая, и безропотно платят за специальные нейтрализаторы отработанных газов и экологически чистое моторное топливо. Более того, многие предпочитают ездить на новых машинах с гарантией от фирмы-производителя, а по истечении гарантии продавать авто. Нашим автомобилистам такое и не снилось. Экологизация жизни — вещь сугубо затратная. Повсюду в мире государства помогают своим нефтеперерабатывающим заводам, производящим экологически чистое моторное топливо, перестраивать экономику под природоохранные программы. Так, различного рода налоговые преференции полу чают практически все производители моторного топлива в Европе.

Мировая Энергетика У нас, увы, подобная практика отсутствует. Может быть, российские НПЗ не в состоянии производить очищенное моторное топливо и потому блокируют процесс интеграции в Европу? Отнюдь, мы, если захотим, сможем выпускать топливо любого качества, но с трудом и понемногу. На российских заводах в основном эксплуатируются установки каталитического крекинга, позволяющие получать бензины с невысоким октановым числом. Его увеличение достигается путем введения в прямогонный бензин различных присадок, что, по сути, является ноу-хау российских нефтехимиков, которые в свое время удачно применили технологии, доставшиеся в наследство от советской «оборонки».

Первые шаги навстречу объединенной Европе сделаны: выпущены стандарты, призванные сблизить характеристики моторных топлив, производимых в России, с их западными аналогами. Введен в действие ГОСТ Р 51866-2002 «Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия». Он полностью соответствует нормам Европейского стандарта EN 228. Правда, параллельно действует старый ГОСТ Р 51105-97, содержащий в отличие от вышеназванного требования на бензин устаревшей марки АИ-80 (А-76). Основные различия этих двух документов находятся исключительно в плоскости экологических характеристик моторных топлив, а вот их эксплуатационные свойства практически ничем не отличаются. К сожалению, опыт промышленного освоения производства бензинов по европейским меркам у нас не совсем удался, поскольку себестоимость моторного топлива с улучшенными экологическими показателями оказалась гораздо выше, чем у обычных бензинов, и российский потребитель не захотел платить за такое улучшение. Аналогичная ситуация сложилась и вокруг дизельного топлива.

Через тернии к Евро

Спрашивается, какой экономический смысл частным компаниям вкладывать огромные деньги в переоборудование заводов под производство топлива европейского качества, когда налоговые преференции российским законодательством не предусмотрены и внятной позиции государства на сей счет не прозвучало.

В то же время возникает вопрос, как быть с международными обязательствами России, ее вступлением в Евросоюз, ВТО, интеграцией в мировую экономику? С ратификацией Киотского протокола, наконец? По мнению доктора технических наук, заведующего отделом автомобильных и авиационных бензинов Всероссийского научно-исследовательского института по переработке нефти (ВНИИ НП) Вячеслава Емельянова, все дело в цене вопроса. Нейтрализаторы отработанных газов, которыми на Западе оснащены все автомобили, стоят дорого. Недешевы и экологически чистый бензин и дизельное топливо. Выложить дополнительно 1500 долл. за чистый воздух массовый российский покупатель не в состоянии. Как на этом фоне Россия собирается переходить на стандарт Евро-2, предполагающий оснащение автомобилей специальной техникой, непонятно.

Сегодня в нашей стране лишь каждая десятая машина имеет необходимое оборудование. Велик парк старых машин, которые в Европу уж точно не поедут. Сегодня даже Польша не пропускает через свои границы путешественников на «жигулях», а дальнобойщикам на международных перевозках срочно пришлось поменять автотранспорт: отныне наши водители в зарубежные рейсы отправляются лишь на грузовых «вольво» и «мерседесах». Налицо дефицит экологически чистого дизельного топлива, и на самом высшем уровне принято решение проложить по территории России коридоры, где могли бы ездить западные грузовые фуры и беспрепятственно заправляться.

Мировая Энергетика

Много тут непонятного: с одной стороны, есть решение организовать заправки для иностранцев, с другой — нежелание экономически поддержать отечественных производителей экологически чистого топлива. Если нет денег на налоговые преференции под модернизацию НПЗ, то спрашивается, почему предоставляются льготы производителям устаревшего бензина АИ-80 (А-76)? Официально его масштабный выпуск (до 40% от общего объема) объясняют большим парком устаревших машин, неофициально дешевый А-76 легко превращается в «высокооктановый», благо нашим технологиям присадок от ВПК нет равных в мире... Если такое положение вещей — норма жизни, чего стоит Энергетическая стратегия России, назвавшая развитие нефтегазопереработки, нефте- и газохимической промышленности приоритетом государственной энергетической политики? Документ признает необходимость «специальных мер поддержки капиталовложений». При этом стратегией предусматривается смехотворно малый рост объемов переработки нефти к 2020 г. — до 190–215 млн т/год — с одновременным увеличением глубины переработки с 69 до 85%..... Хотелось бы узнать, каким это образом и за чей счет будет производиться переоборудование нефтеперерабатывающих заводов, в которые долгое время не вкладывалось ни копейки?!

В порочном круге

Россия не определяет мировые цены на нефть и основные нефтепродукты. Но вот поставлять на мировой рынок более ценные нефтепродукты взамен топочного мазута мы потенциально можем.

Единственный путь решения этой задачи — углубление переработки нефти до среднеевропейского уровня — за счет строительства комплексов глубокой переработки мазута. Дополнительное потребление Россией 10 млн т нефти в год обеспечит создание как минимум 2 млн новых рабочих мест. Разве это не реализация программы по борьбе с бедностью, о которой постоянно говорит президент В. Путин?

Что делать нефтепереработчикам: ориентироваться на внутренний рынок, не желающий приобретать современное топливо с улучшенными экологическими характеристиками, или пытаться найти свою экспортную нишу? Выбрать не так просто. Сегодня около 90% экспорта нефтепродуктов приходится на Европу. Ожидается, что в перспективе экспорт российских нефтепродуктов будет снижаться из-за низкого качества отечественного автомобильного бензина, дизельного топлива и высокой стоимости их доставки на внешние рынки. Кроме того, «прямогонка», прежде поставляемая на экспорт в качестве сырья для нефтяной промышленности Запада, все больше востребована на внутреннем рынке (так к ак облагается нулевым акцизом). Так что из продуктов нефтепереработки, кроме топочного мазута, нам, похоже, и продавать нечего.
Мировая Энергетика
Получается, что современное оборудование на отечественных НПЗ как бы ни к чему. Западные рынки нефтепродуктов давно поделены, и нас там никто не ждет. Государство отпустило нефтяные компании на все четыре стороны, в их политику не вмешивается, налоговые преференции выдаются исключительно по запросам лоббистов. Стало быть, экономические стимулы к углублению нефтепереработки в России начисто отсутствуют. Но Энергетическая стратегия настоятельно агитирует заняться модернизацией нефтепереработки! Порочный круг замкнулся.

Под федеральной «крышей»

За последние пять лет, которые отмечены высокими мировыми ценами на нефть, ВИНК по-разному относились к своим перерабатывающим мощностям, и здесь можно проследить любопытную закономерность. Компании, где велика доля государственного участия, в большинстве своем понимают необходимость углубления нефтепереработки и активно работают в этом направлении. Хотя не исключено, что уверенности им прибавляет именно присутствие федеральной «крыши». Так, «СлавнефтьЯрославнефтеоргсинтез»вложила в программу модернизации НПЗ 105,65 млн долл. кредитных ресурсов, полученных от Банка международного сотрудничества Японии (JBIC) под гарантии правительства РФ, и 60,3 млн долл. собственных средств завода и компании «Славнефть». Полная стоимость программы модернизации составляет 500 млн долл. Ввод в строй производственных мощностей позволит довести глубину переработки нефти на НПЗ до 75%. Государственная компания «Роснефть» много занимается своим заводом в Комсомольске-на-Амуре. В 2001 г. там запущены установка каталитического риформинга производительностью 600 тыс. т/год, установка изомеризации бензиновых фракций, начато строительство комплекса замедленного коксования. За последние 4 года в строительство вложено более 160 млн долл.

В начале 90-х годов на «Пермнефтеоргсинтезе» под эгидой компании «ЛУКОЙЛ» началось перевооружение производства. В 1998 г. был завершен первый этап реконструкции НПЗ. В него инвесторами было вложено 320 млн долл. Расходы окупились за пятилетие — возврат сумм составил более 900 млн долл.

На втором этапе реконструкции началось строительство комплекса гидрокрекинга по технологии фирм Texaco и ABB Lummus Global. Этот комплекс предназначен для гидроконверсии вакуумных газойлей, осуществляемой на установках первичной переработки нефти для выработки экологически чистого малосернистого дизельного топлива с низким содержанием ароматических углеводородов, получения гидрообессеренного вакуумного газойля, а также нафты — сырья для нефтехимии или производства высокооктановых бензинов. «ЛУКОЙЛ» в 2005 г. прогнозировал рост объема переработки на своих НПЗ на 8% — с 44,3 млн т 2004 г. до 47,6 млн т. Эта компания с особым пиететом относится к переработке и сбыту, поскольку последовательно выводит свои активы из страны, способствуя укреплению могущества европейских государств и США и от части России. Так, в 2003–2005 гг. «ЛУКОЙЛ» вложил 3,5 млрд долл. в переработку и сбыт.

В этот период были также реализованы крупные проекты компании, такие, как реконструкция румынского «Петротел-ЛУКОЙЛ», ввод в эксплуатацию комплекса глубокой переработки нефти на «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтезе», ввод в строй установки каталитического риформинга на «ЛУКОЙЛНижегороднефтеоргсинтезе».

Серьезно на развитие нефтепереработки настроены в Татарстане. Это и понятно: в республике истощенные месторождения нефти, компания «живет» там, где добывает, и заинтересована в углублении переработки с привлечением самых современных технологий, поскольку это и новые рабочие места, и добавленная стоимость, остающаяся в республике. Так, «Нижнекамскнефтехим» (НКНХ) планирует до 2010 г. выделить 630 млн долл. на инвестиционную программу, направленную на реализацию 11 крупных проектов в области нефтепереработки и нефтехимии. В комплекс, который планируется построить, войдет новый нефтеперерабатывающий завод мощностью 7 млн т нефти в год, который будет включать в себя установку первичной переработки нефти — ЭЛОУ-АВТ-7, установки гидроочистки нафты, керосина и дизельного топлива, производства серы и ароматики. Новый НПЗ планируется ввести в строй в 2008 г. Второй завод в составе комплекса предназначен для развития глубокой переработки нефти. По проект у к 2009 г. будет завершено строительство установки гидрокрекинга и комплекса по переработке 3,5 млн т мазута. И, наконец, третий завод — нефтехимический — будет введен в 2010 г. Он будет заниматься дальнейшим переделом ароматических углеводородов и производить 900 тыс. т продуктов, перечень которых будет определен после изучения рынка. Основным инвестором проекта расчетной стоимостью 2,9 млрд долл. является компания «Татнефть». В работах по строительству нефтехимического комплекса намерена принять участие также американская компания ABB Lummus Global Inc. В результате реализации данной инвестиционной программы к 2010 г. чистая прибыль «Татнефти» увеличится в 2,7 раза и достигнет 249 млн долл. По расчетам экономистов компании, доля продуктов с высокой добавленной стоимостью в общем объеме производства значительно увеличится и составит 76% против 41% в 2004 г.

Выгоды развития перерабатывающих мощностей понимают и в транснациональных корпорациях, действующих на территории нашей страны. Так, «Рязанская нефтеперерабатывающая компания» (РНПК), входящая в состав ТНК-BP, за 9 месяцев 2005 г. переработала 10 млн 22,9 тыс. т нефти, что на 20,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Отбор светлых нефтепродуктов с начала года достиг 54,8%, а глубина переработки нефти составила 61,15%. Объем производства автобензина на предприятии вырос за январь — сентябрь в сравнении с аналогичным периодом прошлого года на 14,5% и составил 2 млн 7,8 тыс. т.

Если «ЛУКОЙЛ», ТНК-ВР, «Татнефть» и «Славнефть» еще как-то заботятся о своей нефтепереработке, то «ЮКОС», «Сибнефть» и другие в последние годы финансировали НПЗ по остаточному принципу. Основные инвестиции шли на развитие добычи и транспортировки нефти, что позволило этим компаниям резко увеличить экспорт и многократно — прибыль. Такая стратегия развития ряда отечественных ВИНК наметилась после дефолта 1998 года. Жажда максимальной прибыли при минимальных затратах возобладала над здравым смыслом и долгосрочными инвестиционными планами. Так, в далеко не худшей со всех точек зрения компании «Сургутнефтегаз» упор был сделан на увеличение объемов добычи, что не могло не отразиться на состоянии нефтепереработки: инвестиции в нее идут из чистой прибыли компании, а льготы инвесторам не предусмотрены законом. Зачем тратиться, рисковать и получить возврат средств лет через 7—8, когда лучше наращивать добычу сегодня и от души выплачивать дивиденды своим акционерам?
Мировая Энергетика
На фоне беспрецедентного роста выплат акционерам инвестиции в переработку и сбыт в «Сургутнефтегаз» год от года практически не менялись и находились на уровне около 2800 млн руб./год. Много это или мало? Попробуем разобраться. Как пример финансирования по остаточному принципу можно привести «Киршинефтеоргсинтез» — предприятие, которое до сих пор не имеет ни одного процесса деструктивного углубления переработки. Нефтяной компанией многие годы рекламируется грандиозная программа строительства комплекса гидрокрекинга. За последние 4 года в реконструкцию этого НПЗ вкладывается в среднем по 90 млн долл. в год, но, по оценкам экспертов, средства идут лишь на поддержание нынешнего состояния завода. При этом «Сургутнефтегаз» на развитие своих добывающих мощностей тратит в 15 раз больше! Теперь обратимся к мировому опыту, который фиксирует оптимальное соотношение нефтепереработки к добыче на уровне 1:5. О каком техническом прогрессе можно говорить!

Не прячьте ваши денежки

Нефтяники и сегодня уверены, что переработка нефти внутри России убыточна и все силы следует бросить только на добычу и расширение путей экспорта нефти. По мнению Владислава Баженова, члена правления Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков РФ, в России в ближайшей перспективе необходимо строительство как минимум трех новых нефтеперерабатывающих заводов. По его словам, в настоящее время существует потребность в НПЗ в районе порта Новороссийск, на Дальнем Востоке в связи с планами России построить нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО), а также в Мурманской области. В последнее десятилетие в модернизацию и реконструкцию НПЗ в России было инвестировано порядка 2–2,5 млрд долл., из которых 1 млрд составляют кредиты иностранных банков, а остальное — собственные средства компаний. Если учесть, что переоборудование только одного завода обходится в 1,2– 1,5 млрд долл., то можно понять, в каком состоянии находится вся нефтепереработка в России.
Мировая Энергетика
И это при том, что прибыль ВИНК измеряется миллиардами долларов США, а частные владельцы компаний — одни из самых богатых людей в мире.

Совершенно очевидно, что если сегодня, когда у компаний есть деньги, не произвести структурную перестройку отрасли по всей стране, то завтра, после падения цен на нефть, сделать это будет невозможно. Положение еще больше усугубится после ввода в действие Европейским сообществом всех экологических стандартов на производимые и импортируемые моторные топлива. Российская нефтепереработка окажется изгоем на окраине Европы. Государство снимает с себя всякую ответственность за фиксацию технического отставания в нефтеперерабатывающей отрасли, а компании всеми правдами и неправдами пытаются пробиться на рынки сбыта, приобретают НПЗ в ближнем и дальнем зарубежье. Так, после долгих уговоров украинское правительство согласилось на приватизацию национальных НПЗ российскими компаниями. Акции «Лисичанскнефтеоргсинтеза» выкупила ТНК-ВР, Одесский НПЗ — «ЛУКОЙЛ», Кременчугский НПЗ — «Татнефть». Перенос переработки за границы России выгоден компаниям, но не отвечает национальным интересам России, которая теряет как добавленную стоимость, так и новые рабочие места, необходимые для нормализации жизни в регионах.

Мировая Энергетика По экспертным оценкам, ситуацию могли бы разрешить активная протекционистская политика государства в отношении нефтеперерабатывающей отрасли, а также необходимые изменения в налоговом законодательстве. Однако пока мы слышим лишь одинокие призывы главы Федерального агентства по энергетике Сергея Оганесяна предоставлять налоговые преференции компаниям, инвестирующим средства в создание НПЗ.

Как ни парадоксально, но нам можно поучиться у своих соседей по СНГ. В Туркменистане бывший Красноводский НПЗ был полностью переоборудован по последнему слову техники. Вложение серьезных инвестиций (до 1 млрд долл.) позволило этому заводу запустить новейшую установку крекинга («миллисеконд»). Примечательно, что строительство проходило под руководством государственных органов и сроки запуска производств строго контролировались. Государственные структуры Беларуси, даже несмотря на то, что контрольный пакет акций «Мозырского НПЗ» принадлежал «Славнефти», сумели с помощью различных льгот стимулировать переоборудование завода. «Миллисеконд» мощностью 2 млн т в год был запущен в марте 2004 г. Результаты модернизации не замедлили сказаться. Чистая прибыль белорусских заводов («Нафтан» и «Мозырский НПЗ») в первом полугодии 2005 г. составила 498,4 млрд белорусских рублей, что в 2,2 раза больше, чем в 2004 г. Выходит, нам стоит перенять опыт государственного управления у Лукашенко и Туркменбаши, а не только учиться у них укреплению вертикали власти…
 
 

Еще статьи на эту тему:

 
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru