Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Март 2004 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

Россия глазами Америки. Нам не жить друг без друга в энергетическом пространстве?

 
   

В последние годы заметно оживились контакты между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки, причем по многим направлениям. Важное место в развитии экономических связей может занять партнерство в энергетической сфере, к которому проявляют большой интерес обе стороны. Как США оценивают Россию в качестве партнера по энергетике? Что думают о наших позициях на мировом энергетическом рынке? Некоторое представление об этом дают материалы министерства энергетики США.

 

 
 

Наталья ШУВАЛОВА

 
  По мнению экспертов ДОЕ, роль России на мировом энергетическом рынке, в первую очередь, определяется месторождениями углеводородного топлива: крупнейшими в мире запасами природного газа, вторыми – угля, восьмыми – нефти. Кроме того, Россия самый крупный в мире экспортер природного газа, второй экспортер нефти и третий мировой потребитель энергии.

После 1998 г. экономика России развивается достаточно успешно за счет поддержки экспорта энергии, стремительного развития нефтяной отрасли и высоких цен на нефть. Такой тип развития ставит российскую экономику в опасную зависимость от экспорта нефти и природного газа, мировых цен на нефть.

Российское правительство сделало своим приоритетом разделение экономического роста и сырьевого экспорта, пытаясь реструктурировать и либерализовать энергетический экспорт. Эти реформы проводятся в интересах российских производителей нефти и газа. Также на Россию оказывают давление ее внешние торговые партнеры, которые хотят, чтобы страна в большей степени была синхронизирована с Западной Европой и Северной Америкой, с учетом ее стремления вступить в ВТО. По мнению американских экспертов, решающим фактором для достижения этих целей является ликвидация монополий, которые контролируют газовую промышленность и электроэнергетику.

16 мая 2003 г. президент Путин поставил цель удвоить ВВП в течение 10 лет, и 22 мая российское правительство предложило Энергетическую стратегию до 2020 г., которая обозначила энергетику в качестве локомотива экономического роста. Между тем Россия ищет способ увеличить экспорт углеводородного топлива и поддержать экономический рост.

Нефтяная промышленность.

Доказанные запасы нефти в России составляют 60 млрд баррелей и преимущественно расположены в Западной Сибири. Именно этот регион сделал Советский Союз крупнейшим в мире производителем нефти с пиком добычи в 12,5 млн барр/д в 1988 г. Однако добыча нефти не была стабилизирована, ее снижение началось еще в советские времена, т.к. командные методы привели к серьезному истощению ряда крупных месторождений. Следующий удар нефтяной отрасли был нанесен последствиями распада СССР и к 1996 г. добыча упала до 6 млн барр/д или более чем в 2 раза от максимального уровня.

Увеличение добычи нефти в России началось с 1999 г. и многие аналитики связывают возрождение с ростом мировых цен на нефть, а также эффектом финансового кризиса 1998 г. и резкой девальвацией рубля в августе. Сейчас разработка российских нефтяных месторождений идет с использованием современных технологий со всего мира, а сама отрасль вышла изпод контроля многих старых командных институтов управления экономикой.

При рассмотрении структуры нефтяной промышленности, эксперты особое внимание уделили формированию компаний ТНКВР и ЮКОССибнефть, оценке их влияния на отрасль. Но, как мы знаем, ЮКОС и Сибнефть отказались от слияния, поэтому структура отрасли будет заметно отличаться от рассмотренной.

Однако заслуживает внимания мнение американцев о том, что сделка по ТНКВР обозначила крупнейшие разовые иностранные инвестиции после распада СССР и может стать знаковым событием для кардинального изменения инвестиционного климата в России.

Экспорт нефти.

В краткосрочной перспективе добыча нефти в России будет сдерживаться экспортной инфраструктурой, которая после бума 1999 г. развивалась гораздо медленнее, чем добыча нефти. Экспортные нефтепроводы находятся под исключительной юрисдикцией государственной компании Транснефть. Система экспортных нефтепроводов Транснефти имела максимальную пропускную способность примерно 3,5 млн барр/д, а экспорт нефти в 2002 г. составлял около 5 млн барр/д. Дефицит мощности нефтепроводов в 1,5 млн барр/д компенсировался поставками нефти на внешний рынок по железной дороге и речными танкерами, а также экспортом нефтепродуктов. Такие поставки были целесообразны в условиях высоких мировых цен на нефть, но не будут жизнеспособны, если мировые цены упадут. Продажа нефти на внутреннем рынке менее выгодна изза значительного расхождения внутренних и мировых цен. По некоторым оценкам, Россия может легко выйти на добычу нефти в 10 млн барр/д к 2007–2010 гг., но в наибольшей степени рост производства будет сдерживаться неэффективной экспортной инфраструктурой.

Российское правительство признает наличие этой проблемы и принимает шаги по созданию новой экспортной инфраструктуры. Эксперты полагают, что важны не только направления и масштаб увеличения экспортной инфраструктуры, но и роль частных компаний и инвесторов в этих проектах, их отношения с государственной компанией Транснефть.

При рассмотрении российских планов формирования системы экспортных нефтепроводов основной акцент был сделан на Балтийскую нефтепроводную систему, Мурманский проект, реверс нефтепровода Адрия, реверс нефтепровода Одесса–Броды и восточные нефтепроводы Ангарск–Дацин и Ангарск–Находка.

В отношении Мурманского проекта отмечено, что он является во многом знаковым, так как покажет не только возможность участия частных компаний в строительстве экспортного порта и сопутствующей инфраструктуры, но и способность российского правительства контролировать растущую нефтяную промышленность через Транснефть.

Согласно долгосрочному прогнозу министерства энергетики США на 2025 г., суммарный экспорт нефти из стран бывшего СССР в США будет составлять 0,8 млн барр/д, а общий импорт нефти составит 28,3 млн барр/день.

Эксперты также отметили, что российские нефтеперерабатывающие заводы нуждаются в модернизации. Суммарная мощность НПЗ составляет 5,4 млн барр/д и заметно превышает потребности внутреннего рынка – 2,63 млн барр/д. Поскольку внутренняя цена на сырую нефть в 2 раза ниже мировой, российские производители предпочитают нефть экспортировать, а не продавать на переработку в стране.

Газовая промышленность.

Россия располагает крупнейшими в мире запасами природного газа, которые более чем в 2 раза превышают запасы ближайшего конкурента. Поэтому Россия является и крупнейшим в мире производителем природного газа, и крупнейшим экспортером. Однако в газовой промышленности объемы производства не растут. Более того, российская Энергетическая стратегия, объявленная в мае 2003 г., призывает в период до 2010 г. всего лишь к умеренному росту добычи. Эксперты считают, что российский газовый сектор сдерживался преимущественно системой государственного регулирования, монопольным контролем Газпрома и неэффективными экспортными трубопроводами. (На то обстоятельство, что в газовой промышленности, в отличие от других отраслей российской экономики, не было резкого спада в начале 90х, внимание не акцентируется).

Многие российские нефтяные компании располагают значительными запасами газа, но не разрабатывают их, так как не имеют доступа к прибыльному экспортному рынку. Когда доступ к газотранспортной инфраструктуре станет реальностью, российский экспорт природного газа может резко увеличиться.

Исторически основные экспортные потоки российского природного газа были направлены в Восточную Европу. После распада СССР Россия активизировала усилия по диверсификации экспорта. Потребители в странах СНГ продолжают получать крупные объемы природного газа, но Газпром, через свою дочернюю структуру Газэкспорт, корректирует свою стратегию с тем, чтобы поставлять больше природного газа в ЕС, а также в Турцию, Японию и другие страны Азии.

На российский газ приходится 25% европейского импорта природного газа, но, опираясь на соглашение с ЕС о сотрудничестве в энергетике, подписанное в октябре 2000 г., Россия стремится увеличить свою долю. Газпром уже сейчас имеет контракты на поставку в Европу от 6,2 до 7,2 трлн куб. футов природного газа после 2007 года.

Однако если Газпром хочет выполнить свою долгосрочную цель на увеличение продаж в Европе, он должен будет увеличить добычу и обеспечить большую надежность экспортным маршрутам в регионе.

Среди новых экспортных газопроводов эксперты отметили «Голубой поток» и проект СевероЕвропейского газопровода. Относительно последнего высказывается опасение – хотя и Россия, и Европа настроены оптимистично, – могут возникнуть препятствия изза возможного конфликта между российской системой государственного регулирования и процессом либерализации газового рынка ЕС.

На восточном направлении рассмотрены газовые составляющие проектов «Сахалин1» и 2, а также газопровод из Ковыкты в Китай и Южную Корею. По проекту первого в России завода СПГ на Сахалине было отмечено, что 30% его плановой мощности уже законтрактовано японскими потребителями. Возможность поставки СПГ с Сахалина в США не детализирована.

При оценке состояния российской угольной промышленности отмечается, что Россия занимает 2е место в мире по запасам угля после США, но добывается угля много меньше, чем в Штатах. Положение дел в этом секторе улучшилось после реструктуризации, проведенной при поддержке Всемирного банка – 77% добываемого в России угля уже приходится на независимых производителей.

Российская электроэнергетика представлена 440 гидравлическими и тепловыми станциями (из них 77 угольные) и 30 атомными реакторами. На углеводородном топливе производится около 65% электроэнергии, гидравлическая энергия обеспечивает 20 и атомная 15%. В будущем Россия намерена увеличить роль гидравлической и атомной энергии, чтобы создать условия для увеличения экспорта углеводородного топлива.

Российская электроэнергетика находится на этапе преобразований. Сейчас в ней доминирует РАО ЕЭС, в котором 52% принадлежит правительству. В процессе реформы генерирующие мощности и распределительные сети будут приватизированы, а национальные линии электропередач останутся под контролем государства. По некоторым оценкам, Россия сильно запаздывает с реформой электроэнергетики. Сектор во многом не соответствует западным стандартам, есть проблемы с финансированием модернизации.
 
     
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru