Журнал «Мировая энергетика»

Архив статей

Сентябрь 2005 г.

 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

The PNB Company: без репутации нет капитализации

Так считает главный управляющий этой консалтинговой компании Питер Б. НЕКАРСУЛМЕР

Беседовала Елена СУББОТИНА

– Российский бизнес в последнее время активно стремится на Запад, и этот процесс для страны позитивен. Но как должны выглядеть наши компании, чтобы их приняли на зарубежных рынках?

– Требования к российским корпорациям ничем не отличаются от тех, что распространяются на компании других стран. Основных критериев пять: финансовые показатели и текущая рентабельность, стратегия и профессионализм руководства, степень прозрачности и уровень корпоративного управления, и, конечно, корпоративная репутация. Правда, российскому бизнесу придется преодолеть более длинный путь, чем представителям западных деловых культур, во многом из-за инвестиционного климата в стране и ее общей репутации.

– Известны ли вам случаи, когда российские компании соответствовали всем перечисленным требованиям?

– Конечно. В качестве примера можно назвать “Пятерочку”, “Мечел”, АФК “Система” и немало других, успешно разместивших свои акции на западных биржах (NYSE, NASDAQ, LSE), а также и такие компании, как “36.6”, “Лебедянский”, не менее успешно разместившие акции в России.

Есть немало российских компаний, которые, занимая деньги на зарубежных рынках капитала, постепенно переходят на международные стандарты финансовой отчетности - это необходимый элемент наряду с корпоративной реструктуризацией и привлечением независимых директоров. Полагаю, через 5–10 лет большая часть российских компаний будет играть по международным правилам.

– И когда же этот процесс пошел?

– Динамику лучше всего описать следующим образом: если сегодня мы можем говорить о сотне компаний, работающих по международным стандартам, то 5 лет назад больше десятка не набиралось. Тогда такие, как “ЮКОС”, “Вимм-Билль-Данн”, были редкостью. К сожалению, тысячи компаний сегодня выполняют лишь минимум необходимых требований. И все же те, кого я назвал, те, кто успел адаптироваться к международным стандартам, будут образцом для остальных.

– Компания PBN регулярно проводит опросы первых лиц российских компаний, среди которых немало работающих в энергетике, с целью узнать, что они думают о репутации, корпоративном управлении и прозрачности ведения бизнеса. Что выяснилось?

– Большинство руководителей крупнейших российских компаний теоретически осознают взаимосвязь между корпоративной репутацией и оценкой капитализации компании, ее способностью привлекать капитал. Правда, это понимание намного ниже, чем у руководителей западных корпораций, для которых эта взаимосвязь является аксиомой.

Итог такой: подавляющая часть опрошенных понимает причинно-следственную связь между репутацией компании и ее финансовыми показателями. 43% утверждают, что хорошая корпоративная репутация положительно влияет на прибыльность бизнеса.

– Значит, навыки корпоративной культуры в отечественном бизнесе постепенно внедряются, занимая все большее место в головах руководителей?

– Такое обобщение в принципе верно, но, как показывает практика, обобщать в России опасно. Наше исследование показало, что даже наиболее продвинутые руководители не считают вопросы корпоративного управления, репутационного менеджмента и прозрачности бизнеса приоритетными. Разговоры всегда обходятся дешевле, чем конкретные действия, требующие финансовых затрат и существенных изменений деловой практики.

– Пригоден ли для России западный опыт построения корпоративной репутации?

– Ну конечно, он же универсален.

– Неужели нет совсем никакой специфики?

– То, что этот опыт применим в любой стране, не значит, что именно он является самым практичным. Необходимо помнить, что процесс развивается, эволюционирует, и, как известно, российской рыночной экономике ведь всего 15 лет! Я погрешу против истины, если возьмусь утверждать, что у России достаточный опыт, запас знаний, число инвесторов. Пока одним из ключевых факторов, влияющим на темпы развития корпоративного управления, корпоративной репутации российских компаний, являются требования иностранных инвесторов.

В устоявшихся экономических системах, например, в США или Великобритании, существуют финансовые регуляторы, обладающие мощными законодательными рычагами давления на бизнес. В немалой степени благодаря этому все участники финансовых рынков вынуждены соответствовать тем критериям, о которых я говорил. В России же до сих пор существует много компаний, которые действуют в интересах одного-двух основных владельцев – это ”местные” особенности ведения бизнеса. Если они вдруг станут прозрачными, то не смогут вести свои дела так, как вели до этого, и им придется осваивать иную деловую культуру.

К сожалению, правительство страны до некоторой степени усложняет этот процесс, продолжая выборочным способом применять закон в отношении лишь отдельных игроков рынка для достижения деловых и политических целей.

– Дело Ходорковского, чувствую, произвело на вас впечатление…

– Оно на многих произвело впечатление, но я даже не это имею в виду. Речь идет о проблемах, оставшихся и после дела ЮКОСА, которые неизбежно затрагивают как иностранных инвесторов, так и российских. Ваш президент сам сказал, что есть разница между сбором налогов и налоговым терроризмом.

– Известно, что в успешных корпорациях капитализация значительно превосходит стоимость активов. Классический пример – Coca-Cola, цена активов которой составляет лишь 20% стоимости компании, прочее – репутация. Возможно ли такое в России?

– Почему же нет? Но со временем. Несколько показательных примеров из российской практики – “Мечел”, аптечная сеть “36,6”, до недавних событий – “ЮКОС”. Также есть множество закрытых компаний (ММК, ТМК, “Росинтер”), капитализация которых значительно превосходит финансовые показатели – разница объясняется хорошим корпоративным управлением и работой над собственной репутацией.

Например, сравнивая ЛУКОЙЛ с любым из международных нефтяных игроков: ExxonMobil, BP или Shell, – увидим, что у него запасы сырья по объему уступают только ExxonMobil, огромные продажи, даже в условиях дикого роста цен. Тогда почему его капитализация столь разительно отличается от капитализации международных коллег? Могу сказать: это связано с отсутствием должного уровня корпоративной репутации, необходимой прозрачности, а также с неправильно выстроенной стратегией руководства. Имидж компании значительно подмачивается также и общим недоверием к российскому энергетическому сектору и репутационными проблемами “ЛУКОЙЛа” в 1990-х гг.

Другое дело “ЮКОС” (разумеется, до событий двухлетней давности), сразу взявший курс на принятый в мире стандарт открытости. Там провели все необходимые мероприятия по реструктуризации, взаимоотношениям с инвесторами, раскрытию информации, то есть выполнили все действия, которые позволили компании полноценно конкурировать с мировыми лидерами. Все мы отлично знаем, как впоследствии выглядела его рыночная капитализация.

Нельзя сказать, что “ЛУКОЙЛ” ничего не предпринимает. Он делает довольно существенные шаги по улучшению тех показателей, которые я перечислил, у него одна из лучших команд по работе с инвесторами, привлекаются западные специалисты. Не сомневаюсь, что спустя 2–3 года “ЛУКОЙЛ” будет очень высоко оцениваться аналитиками и инвесторами на международных рынках.

Также предполагаю, что ТНК-ВР, как только станет публичной, покажет пример корпоративного управления и деловой культуры.

Вообще, мне кажется, что западный опыт неоспорим. Например, ежегодные исследования журнала ”Fortune” по оценке корпоративной репутации десятков тысяч компаний показывают, что рыночная капитализация и динамика роста лидеров на фондовой бирже превышает динамику роста рынка в целом на 20–30%.

В конечном счете, все сводится к очень простой мысли – намного легче привлекать капитал, повышать рыночную стоимость компании, если у тебя положительная корпоративная репутация, если корпоративное управление находится на должном уровне.

Пионер российского рынка pr-услуг и один из инициаторов внедрения понятия “Public Relations” в российском деловом сообществе, The PBN Company работает в нашей стране уже 15 лет. Специалисты компании одним из ключевых условий успеха любой коммерческой структуры считают профессиональное управление репутацией.

Советы Питера Некарсулмера руководителям российских компаний:
• Репутацию зарабатывают, а не покупают.
• Создавать репутацию ради одной сделки или в условиях кризиса дорого и неэффективно.
• Управление репутацией должно быть не менее профессионально, чем управление финансовыми потоками, бизнес-планами и доходами компании.
• Хорошая репутация руководителя – необходимое условие хорошей репутации компании.

Обязательные условия управления корпоративной репутацией:
• Инициатива со стороны руководства.
• ”Культурная революция” во всей компании.
• Четкая стратегия и система ценностей.
• Единые ключевые сообщения для всех аудиторий – в России и за рубежом.
• Достаточные кадровые и финансовые ресурсы.
• Объективная оценка репутации компании.

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 return_links(); ?>
 
   
  Еще статьи на эту тему:
     
 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru