Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
   
   
   
КАРТА САЙТА
   
  return_links(1); ?>
 

Журнал "Мировая энергетика"

Архив Статей

Июль-Август 2005 г.

 
    return_links(1);?>   return_links(1);?>   return_links(); ?>  
     
 

ГУУАМ: без России - значит без будущего

 
   

ГУУАМ часто называют самой сомнительной организацией из всех, что родились на осколках СССР. Это, пожалуй, единственный на постсоветском пространстве союз, куда не входит Россия. Пока не входит. Участвуя в экономическом развитии Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдавии, наша страна не должна оставаться в стороне от развития межполитического. В противном случае ГУУАМ так и останется мыльным пузырем, летящим то на Восток, то на Запад.

 

 
 

Эдуард ИВАНОВ,
сотрудник отдела международных экономических отношений РИСИ,
профессор

 
  Недавно новый импульс ослабевающей ГУУАМ придали «цветные революции» в Грузии, Украине и Молдавии. Вообще же с конца прошлого года событий вокруг альянса – хоть отбавляй. В сентябре 2004 г. проведено заседание Парламентской ассамблеи государств-членов ГУУАМ, на котором уже традиционно не присутствовал Узбекистан. В ноябре состоялся экономический форум, в декабре – совещание Совета министров иностранных дел этой организации. Начало 2005 г. ознаменовалось серией поездок грузинских официальных лиц в Кишинев и Киев и проработкой новых идей в отношении ГУУАМ, центральной из которых была обозначена необходимость распространения грузинского и украинского варианта демократии на остальные страны СНГ. 1 марта президент Молдавии Владимир Воронин встретился в Киеве с Виктором Ющенко, а 2-го уже у себя, в Кишиневе, – с Михаилом Саакашвили, причем главной темой их беседы стала активизация деятельности ГУУАМ. В марте же в Киеве Виктор Ющенко и Михаил Саакашвили подписали декларацию, в которой говорилось, что организация должна играть роль «проводника демократии» на всем постсоветском пространстве. Они же объявили о создании коалиции «Демократический выбор» с целью объединения бывших советских республик, в которых прошли «народные революции». Находясь позднее в США, Виктор Ющенко объявил, что Украина готова стать новым лидером мятежного региона.

22 апреля 2005 г. на кишиневском саммите ГУУАМ идея насаждения демократии достигла апогея. Владимир Воронин, выступая перед президентами Грузии, Украины, Азербайджана, а также коллегами из Румынии, Болгарии и Литвы, особо подчеркнул необходимость «создания демократии от Балтики до Черного моря». Тему «балтийско-черноморской дуги стабильности» поддержал Михаил Саакашвили. Виктор Ющенко и вовсе выступил с программой «Семь шагов», которая, по его мнению, должна разрешить приднестровскую проблему с помощью создания «международного механизма военного и гражданского контроля над ситуацией в регионе под эгидой ОБСЕ. А согласно принятой на саммите декларации, страны-члены ГУУАМ планируют «наладить военное и военно-политическое сотрудничество».

Содержание документа во многом объясняет идеологическую подоплеку в обновлении целей ГУУАМ и причину выхода из этой организации Узбекистана, которого, видимо, не устраивает ее милитаристский уклон. Ислам Каримов не прибыл на саммит, хотя известно, что грузинский премьер-министр Зураб Ногаидели специально прилетал в Ташкент, чтобы уговорить его присутствовать, посулив взамен помощь в экспорте узбекского хлопка через грузинские порты.

ГУУАМ в разрезе

Организаторы ГУУАМ с самого начала опирались на США и НАТО, игнорируя структуры СНГ. Симптоматично, что само создание организации произошло во время саммита Совета Европы в Страсбурге 10 октября 1997 г., когда президенты Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии договорились о создании политико-консультационного форума ГУАМ. Через два года к нему присоединяется Узбекистан, а еще через два форум превратился в полноценную международную организацию и принял уставный документ – так называемую Ялтинскую Хартию, по которой цели организации сводились к экономическому сотрудничеству входящих в нее стран. Однако позднее, насколько это видно из Кишиневского соглашения, ГУУАМ взял военно-политический вектор.

Многие аналитики в свое время это предсказывали, отмечая, что организация была образована для противовеса СНГ, которое ведущие страны Запада до сих пор отказываются признать легитимной международной организацией, поскольку опасаются восстановления в союзе с партнерами былой экономической и политической мощи нашей страны.

Отсюда и заинтересованность госдепартамента США в развитии ГУУАМ. Ко времени образования этой организации Америка и Евросоюз все больше внимания стали уделять диверсификации импорта энергоносителей, в том числе за счет каспийских углеводородов, и их транспортировке по действующим и строящимся трубопроводам в обход России. Баку–Тбилиси–Джейхан и Баку–Супса–Одесса–Броды–Гданьск позволяют, с одной стороны, загружать американские танкеры в портах Турции на Средиземном море, а с другой – выйти через Украину на сырьевые рынки Центральной, Западной и Северной Европы. Таким образом, разработанный 12 лет назад в ЕС проект транспортного коридора Европа–Кавказ–Азия (TRACECA), который снизил бы влияние России на постсоветском пространстве, совсем близко подошел к своему осуществлению.

И все бы хорошо, но собственные проблемы отвлекли на время Запад от ГУУАМ, а когда он смог к нему вернуться, расклад сил несколько изменился. После бурного расцвета этой организации на фоне переживающей дефолт России наступил период стагнации. Узбекистан, присоединившийся к ГУАМ 24 апреля 1999 г., в июне 2002-го приостановил свое членство. Это в значительной степени связано с тем, что РФ, давний партнер Узбекистана, по мере выхода из финансового кризиса стабилизировала макроэкономическую ситуацию, наладила банковскую и платежную систему, значительно увеличила темпы экономического роста. В этих условиях все четче стала проявляться реальная роль ее хозяйственных связей с бывшими советскими республиками. Внешнеполитические позиции России укрепились, более эффективными стали ее инициативы в интеграционной сфере на постсоветском пространстве, включая такие объединения, как Союзное государство России и Белоруссии, Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Единое экономическое пространство (ЕЭП), Центрально-азиатское сотрудничество (ЦАС), Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). К последней, в условиях нарастания угрозы международного терроризма и в целях налаживания экономических связей с Россией, присоединился Узбекистан. А затем одобрил вступление РФ в ЦАС.

США прозевали ГУУАМ

Спонсоры ГУУАМ – США и их партнеры по НАТО – были заняты в это время подготовкой и проведением военных операций в Афганистане и Ираке и, впоследствии, урегулированием многих сопряженных с этим обстоятельств. В то же время угроза международного терроризма привела их к необходимости организации вместе с Россией и другими государствами антитеррористической коалиции. Активизировались политические и экономические взаимоотношения России и Евросоюза.

В Грузии, Молдавии, Азербайджане и Украине политические элиты тогда готовились к выборам, и проблема ГУУАМ отошла на задний план. В итоге, после очередного ялтинского саммита в июле 2003 г., куда кроме Ислама Каримова не прибыли президенты Молдавии и Азербайджана, эксперты стали предсказывать ГУУАМ скорый конец. Однако их прогноз недостаточно учитывал обстоятельства, лежащие в основе создания организации и способствующие ее нынешней реставрации.

Перспективы ГУУАМ как интеграционного образования определяются двумя факторами: значительным ограничением собственных экономических и политических ресурсов стран-членов этой организации и спецификой развития хозяйственной ситуации в черноморском регионе, где самые могущественные игроки – США и ЕС. Первый фактор подталкивает страны к объединению, а второй – «скрепляет» этот союз, ведь Западу ГУУАМ нужен как механизм реализации своих интересов в регионе.

Важно учитывать также, что хотя в настоящее время Запад и озабочен вопросами обеспечения своей энергетической безопасности и сменой «изживших себя» политических режимов в странах СНГ, он тем не менее не может не учитывать геополитическую и экономическую роль России на Каспии, Кавказе и в Восточной Европе. Поэтому США и ЕС заинтересованы не в конфронтации, а в развитии нормальных экономических и политических отношений с РФ. В этих условиях России лучше было бы сотрудничать с ГУУАМ в хозяйственной сфере, чем конфликтовать.

ГУУАМ плюс Россия

Отношения России с ГУУАМ в перспективе связаны с тремя главными обстоятельствами:
• созданием кавказско-турецко-средиземноморского и кавказско-украинско-польского нефтегазотранспортных коридоров и реализацией проекта TRACECA в целом;
• характером и степенью урегулирования конфликтных ситуаций на Кавказе (Карабах, Южная Осетия и Абхазия) и Молдавии (Приднестровье);
• состоянием политических и экономических связей России с Украиной, Азербайджаном, Грузией и Молдавией.

Проблема урегулирования конфликтов в Закавказье и Приднестровье чрезвычайно сложна, но Россия, похоже, уже выбрала линию поведения: уважение суверенитета и территориальной целостности новых независимых государств, включая Азербайджан, Армению, Грузию и Молдавию. Здесь важно не попасться на удочку националистической пропаганды, осуществляемой противоборствующими сторонами с целью завоевания власти, а постепенно, поэтапно и достойно помогать Азербайджану, Армении, Грузии и Молдавии в решении их проблем.

Но наиболее мощный фактор, указывающий на рациональность интеграции России и ГУУАМ, – их экономические связи, которые настолько прочны, что никакая пропаганда не в состоянии их разорвать (табл).

В I квартале 2005 г. внешнеторговый оборот России с Азербайджаном увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2004-го на 39,5%, с Грузией – 32, Молдавией – 26,7, Украиной – 25,8, с Узбекистаном – на 40,5%. При почти полной промышленной деградации, хроническом дефиците торгового баланса и роста внешнего долга, Грузия и Молдавия, например, получают огромную выгоду от российских поставок энергоносителей и электричества.

Внешний долг Грузии на конец 2004 г. составлял более 2,7 млрд долл., в том числе перед Россией – более 400 млн. Что касается Молдавии, то, как отмечал сам Владимир Воронин, 95% всех необходимых ресурсов страна получает из России, а 65% молдавского экспорта ориентировано на российский рынок. «На Западе же наши товары не нужны. Не потому, что они хуже. Запад защищает свой рынок, и пробиться на него непросто», – резюмировал президент. На конец 2004 г. Молдавия занимала 2-е место по объему накопленных российских инвестиций в странах СНГ (15,7% от их общей стоимости), Украина – 45,6 (1-е место), Узбекистан – 13,9% (3-е место).

Внешнеторговый оборот России с Украиной в 2004 г. был рекордным – 16,9 млрд долл., что соответствует 6,6% российского совокупного внешнеторгового оборота и 28% украинского. Кроме того, российский бизнес контролирует половину украинской цветной металлургии, металлообработки и телекоммуникаций.

Таким образом, хозяйственные отношения, транспортировка энергоносителей в Каспийском и Черноморском регионах и другие факторы свидетельствуют об объективной необходимости взаимной интеграции ГУУАМ и России. А на возражения скептиков история отвечает прецедентом: в 2004 г. Россия стала членом Организации Центрально-Азиатского экономического сотрудничества, которую ряд экспертов ранее считал (как и ГУУАМ) конкурирующей с Россией структурой.

Поэтому не случайно на саммите глав правительств СНГ 3 июня 2005 г. в Тбилиси министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедов заявил, что допускает возможность участия России и Армении в ГУУАМ. Украинский премьер Юлия Тимошенко добавила, что ГУУАМ дополняет СНГ, и Украина выступает за многоплановое и многоуровневое сотрудничество. Ранее министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк говорил о том, что ГУУАМ сменит свое название.

Сегодня стало очевидно, что хозяйственные связи между Россией и странами ГУУАМ могут развиваться как на двусторонней основе, так и в рамках других организаций: ЕврАзЭС (куда входят Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан), ЕЭП (Белоруссия, Казахстан, Россия, Украина), которые открыты для вступления других государств, а также Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), членами которой являются страны ГУУАМ и Россия.

На апрельском саммите стран ГУУАМ в Кишиневе (слева направо): президент Литовской Республики
Валдас Адамкус, президент Украины Виктор Ющенко, президент Грузии Михаил Саакашвили, президент
Молдовы Владимир Воронин, президент Азербайджана Ильхам Алиев, президент Румынии Траян Бесеку.

 
 
Еще статьи на эту тему:

 
 

Журнал "Мировая Энергетика"

Все права защищены. © Copyright 2003-2011. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.

При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна.

Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru