Архив журналов

 

Журнал «Мировая энергетика»

Декабрь 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

55 Хиросим в штате Терминатора

Большое будущее сжиженного природного газа (СПГ) в США не ставится под сомнение ни американскими, ни зарубежными экспертами. Аналитики крупнейших консалтинговых компаний соревнуются друг с другом в оптимистичности прогнозов развития американского рынка. Практически все страны, обладающие значительными запасами природного газа, рассматривают возможность поучаствовать в разделе пирога.
Алексей БИТЕРЯКОВ,
старший научный сотрудник ООО «ВНИИГАЗ»
Десятки транснациональных и местных энергетических компаний объявили о собственных проектах строительства приемных мощностей на территории США. А американские власти в лице «финансового гуру» Алана Гринспена и других авторитетных экспертов подогревают интерес аналитиков, заявляя о грядущем дефиците газа и повышении цен на «голубое топливо».

Однако не все компании, поспешившие занять свое место на американском рынке, оказались в выигрыше. Многие из них не учли протесты простых американцев, вблизи домов, которых планировалось разместить приемные терминалы или хранилища СПГ. Из-за выступлений местного населения под угрозой может оказаться ряд крупных проектов. Кроме того, некоторые трудности с реализацией могут возникнуть и у экспортеров, например, у компании Sakhalin Energy, рассматривающей Западное побережье США в качестве перспективного рынка сбыта. Да и весь сценарий развития американского рынка СПГ может быть скорректирован.

Если ритм жизни в мегаполисах в США часто сравнивают с муравейником, то жизнь в американской провинции характеризуется спокойствием, неторопливостью и огромной силой традиций. Эти особенности и обусловливают различие аргументов против СПГ, выдвигаемых населением крупных городов и провинциалами. Последние не только гордятся своим образом жизни, но и зарабатывают на этом. Бизнес для многих, так или иначе, связан с природой. Поэтому танкеры размером в три футбольных поля или хранилища СПГ высотой с 17-этажный дом не только не украсят местные пейзажи, но и отрицательно скажутся на доходах населения.

Жители же крупных городов и их богатых предместий больше обеспокоены вопросами безопасности эксплуатации объектов СПГ. Их пугает возможность аварий и взрывов газа в местах скопления людей. Кроме того, высказываются сомнения в возможности нормальной работы портов. Многие американцы боятся остановки движения городского транспорта из-за того, что под мостами будут проходить танкеры, перевозящие СПГ.

Развеять опасения американцев взялась армия экспертов, всячески убеждавших население в безопасности и экологичности отрасли. Сайты крупнейших компаний заполнены соответствующими материалами, а на некоторых из них даже демонстрируются специальные ролики, показывающие основные свойства природного газа в жидком состоянии.

Другая проблема, волнующая американцев, – это потенциальный экологический ущерб от попадания СПГ в море. Рекламные материалы заинтересованных компаний описывают жесткие стандарты, действующие в отрасли, перечисляют регулирующие органы, многоуровневые системы безопасности, используемые при сжижении, перевозке, регазификации и хранении газа.

Выводы экспертов подтверждает и практика. За 60 лет существования отрасли было построено 17 экспортных и 40 импортных терминалов, около 200 хранилищ СПГ, число океанских перевозок превысило 40 тыс. В настоящее время в мире курсируют 146 танкеров, в совокупности прошедших более 60 млн миль и перевозящих более 120 млн т СПГ в год. При этом число инцидентов, причинивших значительный ущерб или повлекших человеческие жертвы, относительно невелико.

Хроника происшествий

Первый серьезный инцидент, связанный с СПГ, произошел в 1944 г. в Кливленде, шт. Огайо, на первом хранилище сжиженного газа, введенном в коммерческую эксплуатацию. Тогда из-за экономических трудностей, вызванных войной, резервуар для хранения СПГ был изготовлен из стали с пониженным содержанием никеля (3,5% вместо 9, используемых после инцидента). Под воздействием низких температур корпус резервуара был поврежден. Пары метана быстро заполнили прилегающие улицы и канализационную систему, где и произошло воспламенение. Пожар разрушил 2 фабрики, 79 домов, сгорело 218 автомобилей, погибло 128 и было ранено 225 человек.

В 1973 г. на аналогичном хранилище на Staten Island, Нью-Йорк, произошел еще один несчастный случай, унесший жизни 40 рабочих. В октябре 1979 г. взрыв произошел на электроподстанции терминала Cove Point. Был убит один оператор и серьезно ранен другой. Ущерб от взрыва составил 3 млн долл. Инцидент, не связанный с воспламенением газа, зафиксирован в 1973 г. в Великобритании. Тогда некоторое количество сжиженного газа разлилось в лужу с дождевой водой. Из-за быстрой смены состояния вещества произошел слабый взрыв, повредивший стекла на небольшом расстоянии. В 1977 г. на алжирском экспортном терминале Arzew произошла утечка СПГ. И хотя пары не воспламенились, один из рабочих получил смертельное обморожение.

Не менее серьезные инциденты случились во время морских перевозок сжиженного природного газа (всего за время существования отрасли было зафиксировано 16 аварий на море). При этом в 9-ти случаях произошла утечка СПГ, в 12-ти – судам был нанесен ущерб. Большинство несчастных случаев было связано с неисправностью клапанов резервуаров. В 1979 и 1980 гг. суда сели на мель. В обеих авариях было зафиксировано обширное повреждение дна танкеров. В 1985 г. на одном из судов вышло из строя рулевое управление, и поскольку это произошло в портовой зоне, инцидент мог бы закончиться плачевно. Однако наибольший общественный резонанс получило столкновение танкера Norman Lady с американской атомной подводной лодкой Oklahoma City, случившееся в 2002 г. восточнее Гибралтарского пролива. К счастью, все закончилось лишь повреждением корпуса танкера.

Отсутствие человеческих жертв в течение многих лет позволяло, несмотря на все инциденты, утверждать, что время крупных аварий, связанных с СПГ, уже позади. Однако события 2004 г. в Алжире дали дополнительные козыри оппонентам. 19 января мощнейший взрыв на крупнейшем терминале Skikda и последовавший за ним пожар унесли жизни, по меньшей мере, 27 человек. Число раненых составило 72. По свидетельствам местных жителей, сила детонации была таковой, что выбило стекла в домах за 10 км от эпицентра, а на месте катастрофы наблюдалась апокалиптическая картина: три из шести производственных линий превратились в груды бетона и обломки железа. Густые облака дыма и пыли висели над заводом еще несколько дней после взрыва, уничтожившего более 10% экспортного потенциала республики. По предварительным оценкам, ущерб превысил 800 млн долл. Президент Алжира Абдельазиз Бутефлика опроверг утверждения рабочих, что взрыв был обусловлен халатностью и несовершенством систем безопасности. Он заявил, что, напротив, специальные меры помогли уменьшить потенциальный ущерб.

Как и следовало ожидать, алжирская трагедия вызвала бурную реакцию в США, однако не на национальном, а на местном уровне. Взрыв завода, приведенного к современным стандартам безопасности инжиниринговым подразделением Halliburton – компанией KBR – не мог остаться без внимания из-за того, что многие планируемые терминалы в Америке будут располагаться в непосредственной близости от жилых районов и важных объектов городской инфраструктуры.

Сценарий Судного дня

Одной из главных причин, усиливающих выступления местных жителей против строительства приемных терминалов СПГ, – боязнь террористических актов. Несмотря на заверения экспертов, что никакие умышленные и неумышленные действия не могут привести к серьезным катастрофам, жители прибрежных городов не очень-то доверяют им. Этому в немалой степени способствуют изобретательность и масштаб деятельности террористов, продемонстрированные 11 сентября 2001 г. Невольно вспоминается и другой теракт Аль-Каеды – таран американского эсминца Cole в порту Адена в октябре 2000 г., унесший жизни 17 человек. Тогда в борту судна образовалась огромная пробоина, вспыхнул сильный пожар. Поэтому нет ничего удивительного в том, что американцы задаются вопросом: «Что было бы, если бы это был танкер СПГ?». Тогда же танкеры со сжиженным газом и были названы «мишенями для террористов» и «плавающими бомбами», энергия которых превосходит бомбу, сброшенную на Хиросиму, в 55 раз.

Один из самых разрушительных сценариев атаки террористов на танкер СПГ, известный как Сценарий Судного дня, был предсказан почетным профессором университета Массачусетс Джеймсом Феем. Он показал, что в случае подрыва судна-перевозчика, идущего на терминал Everett по узким каналам, Род-Айленд и другие территории могут быть полностью опустошены.

В ответ на это было обнародовано специальное исследование о проблемах безопасности перевозок СПГ, проведенное под руководством Департамента энергетики США. Однако оно не удовлетворило ни специалистов, ни общественность. Возможно, поэтому Федеральная энергетическая комиссия (FERC) заявила о необходимости проведения нового исследования, применимого во всех районах Соединенных Штатов, в которых будут оценены угроза возгорания паров и опасность теплового излучения в случае крупномасштабного попадания СПГ в воду. Ожидается, что на его подготовку уйдет довольно продолжительное время.

Противодействие строительству терминалов постепенно обретает форму организованного движения. И хотя действия населения различных штатов практически не согласованы, они достаточно эффективны. Наибольшее сопротивление планам энергетических компаний оказывают жители Калифорнии. В своих требованиях, обращенных к властям штата, они заявляют, что близость чистых пляжей к жилым кварталам является не только необходимым условием жизни калифорнийцев, но и «фактором их социальной идентичности».

Спасатели Малибу

Такая активность приносит свои плоды. В прошлом году Shell объявила о свертывании крупного проекта в Valejo. И хотя по версии компании причины ухода носят экономический характер, жители близлежащих городов уверены, что проект был закрыт из-за 11 тыс. письменных обращений граждан с требованием запретить строительство.

Под постоянным огнем критики находится проект Long Beach корпорации Mitsubishi. Терминал производительностью 1 млрд фут3 газа в день и стоимостью 400 млн долл. может быть заморожен из-за активного сопротивления 18 общественных организаций, добивающихся вывода завода за городскую черту Лонг Бич и соседнего ЛосАнжелеса.

С не меньшим энтузиазмом преследуются населением и проекты регазификационных терминалов на шельфе. Богатые жители Малибу, Санта-Барбары, Вентуры и Окснарда заявляют, что морские терминалы угрожают им не меньше, чем на берегу. Ссылаются на данные отчета городской комиссии Окснарда 1977 г. Тогда был сделан вывод, что из-за серьезной аварии терминала или танкера под угрозой могут оказаться жизни 30 тыс. человек, населяющих прибрежные районы.

Гораздо более тяжелая участь постигла проект Humboldt Bay компании Calpine в городке Eureka, к северу от Сан-Франциско. Компания была вынуждена поблагодарить всех за сотрудничество и отказаться от планов строительства приемного терминала.

Борьба американцев против СПГ идет и в городке Harpswell, шт. Мэн, где совместное предприятие ConocoPhilips и TransCanada планировало построить приемный терминал стоимостью 350 млн долл. Согласно проекту, терминал должен был расположиться на месте бывшей топливной базы военно-морского флота, а городской бюджет получать 8 млн долл. ежегодно за аренду 118-акрового участка. Однако местное население, занятое преимущественно рыбной ловлей и туристическим бизнесом, проголосовало против строительства терминала.

Недовольство местных жителей планами возведения объектов, связанных с импортом СПГ, существует и в другом штате Северо-Востока, Массачусетсе, где компания Weaver’s Cove Energy планирует строительство терминала Fall River. Оппозицию граждан можно встретить и в самом привлекательном с точки зрения развития бизнеса СПГ районе США – на берегу Мексиканского залива.

Так, компании ExxonMobil и Cheniere Energy планируют построить свои терминалы в Mobil Bay, Алабама, а владельцы земельных участков в радиусе 5 км готовят судебные иски из-за угрожающего обвала цен на недвижимость. Еще один терминал на берегу Мексиканского залива, к которому предъявляют претензии местные жители и общественные организации, расположен в городе Freeport, Техаs. По мнению специалистов, этот проект ConocoPhilips и Cheniere является одним из лучших в техническом плане и плане безопасности. Тем не менее в Техасе нередко высказывается беспокойство по поводу того, что терминал производительностью 1,5 млрд фут3 в день будет расположен в полутора километрах от птичьего заповедника.

Несмотря на то, что жители побережья Мексиканского залива оказывают наименьшее сопротивление проектам, эксперты предполагают, что некоторые компании предпочли морские терминалы береговым именно из-за реакции населения. Оппозиция терминалам СПГ не набрала достаточной силы на Юго-Востоке США. Однако и там есть протестующие. В частности, многие экологи беспокоятся о судьбе кораллов, угрозу которым несет строительство приемных терминалов на Багамских островах и газопроводов на «большую землю». Однако неожиданно для многих главным оппозиционером стал младший брат президента, губернатор Флориды Джеб Буш. На одном из заседаний он высказал недовольство тем, что теперь жителям штата будет небезопасно прикуривать, когда они катаются на яхтах и ловят дельфинов.

Все гонят, все клянут...

Выходом из сложившейся ситуации показался перенос терминалов на территорию Мексики. Однако и там компании столкнулись с сопротивлением, правда, уже не американских граждан, а мексиканских властей.

Очевидно, что сокращение числа планируемых терминалов на территории США и сопредельных стран, а также задержки с реализацией некоторых новых проектов уменьшат объем предложений на американском рынке СПГ и, будут способствовать дальнейшему росту цен на газ. Поэтому компании, которые откроют или расширят свои регазификационные мощности в ближайшие годы, получат огромное конкурентное преимущество.

Необходимо также учитывать то обстоятельство, что протесты местных жителей, скорее, будут направлены против строительства новых терминалов, нежели против расширения существующих, к которым они привыкли, и в безопасности которых могли убедиться воочию. Это приведет к некоторым изменениям в расстановке сил на рынке СПГ США. Прежде всего, обращает на себя внимание усиление позиций BG Group, контролирующей активно расширяющиеся терминалы Lake Charles и Elba Island и осуществляющей поставки на третий из четырех существующих терминалов — Everett.

Еще одним следствием протестов местных жителей, по-видимому, станет увеличение числа проектов регазификационных терминалов, расположенных на континентальном шельфе, притом, что в настоящее время также высказываются сомнения в их безопасности и техническом совершенстве проектов.

И, наконец, необходимо принимать во внимание возможное влияние сокращения числа импортных терминалов СПГ в США на мировую торговлю в целом. В частности, это может негативно сказаться на экспортных, в том числе и российских, проектах, ориентированных на американский рынок.
 

Еще статьи на эту тему:
— Сжиженный газ становится все популярнее
— Газпром пока обходят
— Газовые миражи
— Газпром готовится к выходу на рынок СПГ
— Сжиженный газ завоевывает планету
— СПГ - переход в глобальное наступление

 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru