Архив журналов

 

Журнал «Мировая энергетика»

Декабрь 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Судьба ЕЭП в руках компаний

Смогут ли страны СНГ сформировать механизмы взаимовыгодного сотрудничества в сфере энергетики?
Станислав ЖИЗНИН,
старший советник Департамента экономического сотрудничества МИД России,
научный руководитель Центра энергетической дипломатии и геополитики, д.э.н.
«Парад суверенитетов» превратил бывшие республики СССР в государства-импортеры и экспортеры энергоресурсов, что привнесло в их взаимоотношения некоторые проблемы. Речь идет о возможности производящих стран поставлять ресурсы в соответствии со спросом потребителей по правилам и условиям мировой торговли, которым далеко не всегда следуют в пределах Содружества. Большинство стран СНГ вынуждено импортировать от 80 до 100% потребляемых энергетических ресурсов в основном из России и частично из других бывших союзных республик. При этом они оказались не в состоянии сполна расплачиваться за поставляемые ресурсы даже на бартерной основе, что ведет к трудностям в сфере энергетической безопасности новых государств.

Можно выделить три группы стран СНГ: производители и экспортеры энергоресурсов или «ресурсные» государства – Россия, Азербайджан, Узбекистан, Казахстан и Туркменистан; страны-импортеры – Украина, Белоруссия, Молдова, Грузия, Армения, Таджикистан и Киргизия; транзитные страны – Россия, Узбекистан, Казахстан, Украина, Белоруссия, Молдова, Грузия и Армения, через территорию которых проходят или могут быть проложены трубопроводы и где расположены морские терминалы или крупные хранилища нефти и газа. К группе транзитных стран можно причислить также государства Балтии. Экономические интересы новых независимых государств на постсоветском пространстве в энергетической сфере не совпадают.

Начиная со второй половины 90-х годов прошлого века, между некоторыми бывшими союзными республиками развернулась дипломатическая борьба за право прокладки через их территорию трубопроводов, а также использование морских терминалов для экспорта углеводородов.

Россия заинтересована в развитии энергетического сотрудничества в рамках Содружества, где ей в силу ряда причин приходится нести дополнительное бремя. Во-первых, риск энергетического хаоса в СНГ может иметь негативные политические и экономические последствия для безопасности России. Во-вторых, сложившийся за многие десятилетия единый энергетический комплекс СССР в той или иной форме продолжает функционировать даже в новых условиях СНГ, что делает энергетический фактор самым интегрирующим элементом в Содружестве. В-третьих, несмотря на различие экономических интересов в энергетической сфере, многие острые социально-экономические проблемы в бывших союзных республиках взаимосвязаны, а их решение требует поддержания энергоснабжения на определенном уровне.

В целом рыночные реформы в энергетике «ресурсных» стран СНГ проходят вяло. В этих государствах постепенно формируется нормативно-правовая база для развития рыночных отношений в ТЭК, образованы национальные нефтегазовые компании, занимающие монопольное положение в сфере добычи и транспортировки нефти и газа, а также компании, которые специализируются в области сбыта и реализации продуктов переработки. Приватизация этих компаний в ближайшие годы не предполагается.

Среди транзитных стран наиболее заметные рыночные преобразования произошли в Украине, где осуществляется реальная реструктуризация всех секторов ТЭК, в ходе которой возникли региональные сбытовые и распределительные компании. Начинается и процесс приватизации. Постепенно формируется внутренний рынок электроэнергии, нефтепродуктов и газа, наблюдается отход от практики неплатежей или бартерных расчетов.

Среди стран-импортеров энергоресурсов рыночные реформы наиболее заметны в Армении, где активно идут процессы приватизации предприятий ТЭК, формируется рынок во всех секторах топливно-энергетического комплекса, решается проблема неплатежей. В настоящее время правовой основой энергетического сотрудничества России с бывшими союзными республиками являются двусторонние межправительственные соглашения (к 2004 г. – более 50) по различным направлениям, имеющие долгосрочный характер.

Образованы специализированные международные организации по развитию энергетического сотрудничества: Электроэнергетический совет (ЭЭС) СНГ, Межправительственный совет по нефти и газу, Топливно-энергетический совет СНГ. Анализируя их работу, необходимо отметить, что им практически не удается осуществлять межгосударственное регулирование в энергетической сфере в рамках СНГ, а их деятельность носит рекомендательный, а не нормативный характер, как и в ЕС.

Многостороннее энергетическое сотрудничество в рамках СНГ развивается на разных уровнях и скоростях, а также в разных конфигурациях, которые формируются на постсоветском пространстве. В настоящее время существуют Союзное государство России и Беларуси, а также Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) в составе России, Казахстана, Белоруссии, Киргизии и Таджикистана. В рамках этих объединений энергетический фактор играет приоритетную роль. Кроме того, Узбекистан, Казахстан и Киргизия создали Центрально-Азиатское экономическое сообщество (ЦАЭС), а Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова образовали межгосударственное объединение ГУУАМ для реализации транспортных и энергетических проектов. В 2002 г. в рамках саммита СНГ в Алма-Ате было объявлено о намерении России, Казахстана, Узбекистана и Туркменистана образовать “Евразийский газовый альянс”, в рамках которого эти страны могли бы координировать экспортную политику, а также наладить совместное управление и эксплуатацию газопроводной системы. В настоящее время ведется работа по формированию правовой и организационной базы этого объединения, в которой наиболее активное участие принимают представители Казахстана и России.

23 февраля 2003 г. в Москве президенты России, Белоруссии, Казахстана и Украины заявили о формировании Единого экономического пространства (ЕЭП). Для проработки практических вопросов была создана Группа высокого уровня, в задачи которой входила подготовка проекта соглашения о формировании ЕЭП. В ее состав были включены представители экономических, финансовых и энергетических ведомств указанных стран. 19 сентября 2003 г. в Ялте президентами «четверки» были подписаны соглашение о формировании Единого экономического пространства и концепция формирования ЕЭП. В 2004 г. соглашение о создании ЕЭП ратифицировали парламенты всех участников.

Оценивая перспективы Единого экономического пространства России, Белоруссии, Украины и Казахстана, необходимо отметить, что по суммарной площади и населению оно сопоставимо с Европейским союзом и Североамериканской зоной свободной торговли (НАФТА). Нельзя не учитывать, что регион ЕЭП отличается выгодным геополитическим положением между Европой и развивающимися экономиками стран Азии. При этом Россия и Казахстан обладают большими запасами топливно-энергетических ресурсов, а через территорию Украины и Белоруссии проходят магистральные трубопроводы в европейские страны. Стратегические интересы Москвы в энергетической сфере связаны с формированием единой энергетической и энерготранспортной инфраструктуры в сопредельных регионах, что предполагает сотрудничество в области энергетики со странами ЕЭП. Их рынки в долгосрочной перспективе останутся рынками сбыта продукции российского ТЭК.

В настоящее время все большую актуальность приобретает согласование энергетической политики стран-участниц ЕЭП, включая формирование общего топливно-энергетического баланса. Это позволит повысить эффективность использования энергии и минерально-сырьевой базы ТЭК. Тесное сотрудничество приведет к снижению затрат на производство и транспортировку энергоносителей, расширению рынков сбыта, поможет объединить усилия по охране окружающей среды и снизит зависимость ЕЭП от мировых нефтяных и газовых цен. В последнее время нередко выдвигается тезис о том, что создание Россией, Казахстаном, Украиной и Белоруссией Единого энергетического пространства в рамках ЕЭП – это объективный процесс. На данном этапе стоит задача гармонизации правового поля стран «четверки» – о приведении в соответствие таможенного и налогового законодательства, тарифов и цен на все виды ресурсов.

Перспективы формирования Единого энергетического пространства в СНГ в немалой степени связаны с развитием долгосрочных горизонтальных связей между компаниями стран «четверки». В частности, с созданием совместных структур, включая финансово-промышленные группы, современные транснациональные корпорации, с взаимным проникновением капиталов и совместным инвестированием в рамках крупных энергетических проектов.
 

Еще статьи на эту тему:
— Энергетика объединит бывшие республики СССР
— Игра - есть, правил - нет
— Кто наполнит общий котел
— Жизнь - это вода
 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru