Архив журналов

 

Журнал «Мировая энергетика»

Декабрь 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Белорусский фактор

В декабре Союзу Россия–Белоруссия исполняется 5 лет. Каковы итоги двустороннего сотрудничества в энергетике?




Юрий ГОДИН,
ведущий научный сотрудник Центра внешнеэкономических исследований РАН,
главный специалист Госдумы по экономическим отношениям
России с Белоруссией и другими странами СНГ, д.э.н.
Белоруссия в отличие от России не имеет достаточных собственных запасов топливно-энергетических ресурсов и крайне заинтересована в развитии интеграционных связей с нашей страной в топливно-энергетической сфере. Страна импортирует 85% энергоносителей и практически весь объем газа из России. Импорт электроэнергии из Литвы и России составляет порядка 23% (около 135 млн долл.) в общем объеме потребления электроэнергии республикой (7,7 из 34,1 млрд кВт.ч в 2003 г.). В этой ситуации импорт энергоресурсов ложится тяжелым бременем на экономику страны. Так, если весь ВВП Белоруссии насчитывает 17 млрд долл. (в 2003 г.), то на покупку энергоресурсов ей приходится тратить порядка 2 млрд долл., или 12% ВВП.

Сотрудничество союзных стран в ТЭК реализуется на основе единого баланса топливно-энергетических ресурсов, впервые разработанного в 1996 г. Он исключительно важен для каждой национальной экономики, что создает, в частности в Белоруссии, необходимые условия для функционирования промышленных предприятий, энерго- и топливоснабжения населения. В свою очередь российская сторона имеет допуск на белорусские нефтеперерабатывающие заводы, что обеспечивает потребности в нефтепродуктах в приграничных областях Российской Федерации. Как известно, основные производственные мощности по выпуску энергетического оборудования, научно-технические центры сосредоточены в РФ, а с учетом того, что львиная доля оборудования, установленного в электроэнергетических секторах Белоруссии, российского производства, создание Союзного государства дает качественно новые экономические возможности для взаимодействия сторон именно в разработке новых образцов энергосберегающей техники.

Россия имеет по территории Белоруссии беспрепятственный транзит экспортных энергоресурсов в Европу. Например, Газпром качает через республику около 20% экспортных объемов газа. Наши белорусские партнеры считают, что этим путем могло бы проходить до половины российского газового экспорта. Такое предложение создает для России выгодную альтернативу транзитному пути через Украину, которая с каждым годом ужесточает условия прохождения российских товаров через свою территорию.

Как и в советские времена, Россия по-прежнему получает более 80% валютной выручки от продажи нефти и газа, экспортируемых в Европу через Украину. Там же находится половина газохранилищ бывшего СССР. Подобное положение в рыночных условиях делает реэкспорт российских энергоносителей через украинскую территорию уязвимым местом в системе национальной безопасности нашей страны. В 2003 г. по белорусскому коридору на Запад было перекачено всего 30 млрд м3 газа и 83 млн т нефти.

России следовало бы стремиться к многовекторности транзитных экспортных путей и уменьшению украинского монополизма в реэкспорте, прежде всего газа, в том числе за счет более активного использования белорусской транзитной инфраструктуры, укрепляя тем самым внешнеэкономическую безопасность.

Главными операторами на газовом рынке Белоруссии являются два государственных предприятия: ОАО «Белтрансгаз» и «Белтопгаз». В свое время российский Газпром предложил белорусской стороне продать ОАО «Белтрансгаз», который осуществляет транзит российского газа на Запад. Предложение Газпрома связано с тем, что Белтрансгаз испытывает трудности с инвестированием, необходимым для поддержания газопроводной системы в безаварийном состоянии. Уже сегодня, по оценкам Белтрансгаза, потребности в капиталовложениях до 2010 г. составляют 1 млрд долл. Белорусской стороне самостоятельно эту проблему не решить, поскольку при росте импорта газа (в сравнении с 1995 г. – на 30%) Белоруссия с большим трудом оплачивает текущие поставки. Коммерческое предложение Газпрома, которое сейчас находится в стадии проработки, – один из оптимальных вариантов решения инвестиционной проблемы Белтрансгаза.

Союзное государство и ЕЭП

Высокая зависимость Белоруссии от поставок топливно-энергетических ресурсов из России стала основной причиной обострения взаимоотношений двух союзных стран на высшем политическом уровне, начиная с 1999 г., когда Москва стала повышать цены на нефть и газ даже своему первому стратегическому союзнику. Эта мера незамедлительно сказалась на резком увеличении дефицита торгового баланса Белоруссии с Россией с 530 млн долл. в 1999 г. до 1,77 млрд долл. – в 2000 г., 1,31 млрд долл. – в 2001 г., 1,79 млрд долл. – в 2002 г. и 1,3 млрд. долл. – в 2003 г. Тенденция сохраняется: в I квартале 2004 г. отрицательное торговое сальдо Белоруссии достигло почти 742 млн долл.

Кроме интеграционного проекта под названием «создание Союзного государства», Минск вместе с Москвой участвует в развитии Евразийского Экономического Сообщества (ЕврАзЭС) и в формировании Единого экономического пространства (ЕЭП) «большой четверки» – Белоруссия, Казахстан, Россия и Украина. Несмотря на то, что Белоруссия уступает по макроэкономическим параметрам другим странам-членам ЕЭП, тем не менее ее производственное сотрудничество с Россией развивается быстрее, чем взаимодействие РФ с другими партнерами по СНГ в целом, и с партнерами по ЕЭП в частности. Этот феномен объясняется рядом обстоятельств.

Белорусское государство, по сравнению с Россией несколько отстающее в проведении рыночных преобразований, де-факто гарантировало выполнение обязательств по двустороннему обмену товаров и услуг, что заметно облегчало положение российского бизнеса. В итоге развитие торговых и инвестиционных связей между двумя странами приобрело устойчивый характер. Россия стала для Белоруссии основным рынком сбыта и главным источником поставок ресурсов, причем за счет постепенного уменьшения роли Казахстана и Украины.

Так, доли Казахстана и Украины в российском экспорте за 1995–2003 гг. снизились, соответственно, с 3,3 до 2,7% и с 9,1 до 5,7%, а в импорте – с 5,7 до 4,3% и с 14,2 до 7,7%. В то же самое время доля Белоруссии в экспорте в РФ увеличилась с 3,8 до 5,6% и в импорте – с 4,6 до 8,5%. Среди торговых партнеров России с СНГ Белоруссия прочно заняла первое место: за 1995–2003 гг. товарооборот вырос с 4,9 до 12,5 млрд долл., лишив лидерства Украину (сокращение с 13,8 до 12 млрд долл.), и существенно опередив Казахстан (при незначительном увеличении с 5,23 до 5,75 млрд долл.).

При этом Белоруссия продемонстрировала неплохую платежеспособность своих предприятий. В 2003 г. на ее долю пришлось лишь 0,6% всей просроченной задолженности хозяйствующими субъектами стран СНГ за поставленные российскими предприятиями товары и услуги, в то время как на долю Украины – 41,9 процента.

Однако между Россией и Белоруссией по-прежнему остается серьезной проблемой общая несбалансированность их взаимной торговли, вытекающая из сложившейся неэффективной структуры российско-белорусского торгового обмена. На сырую нефть, природный газ, электроэнергию и черные металлы в 2003 г. приходилось более 48% российского экспорта в Белоруссию, а на машины и транспортные средства, химическую продукцию, продовольствие, текстиль, текстильные изделия и обувь – почти 74% импорта из нее. Как представляется, массированные закупки в России топливно-энергетических ресурсов и технологически простых полуфабрикатов непропорционально велики для страны с таким промышленным потенциалом, как Белоруссия. В 2002 г. она получила 21% всей сырой российской нефти, поставленной странам СНГ, 33% – природного газа, 31 – целлюлозы, 35 – необработанных лесоматериалов, 38 – переделочного чугуна и 99% – фосфата кальция, используемого для производства минеральных удобрений.

Что же касается машинотехнической, химической, продовольственной и другой продукции – более высокой степени обработки, то по этим позициям Белоруссия имеет в двустороннем обмене стабильное положительное сальдо.

Российские инвестиции в Белоруссии

По официальным данным, в начале 2003 г. российские инвестиции составляли около 45% общего объема иностранных инвестиций Белоруссии. На самом деле доля может оказаться и больше, поскольку российские компании активно вкладывают средства при посредничестве фирм, зарегистрированных в офшорах и некоторых государствах Евросоюза (Нидерланды, ФРГ). Следует подчеркнуть, что 99% официальных российских капвложений составляют прямые и портфельные инвестиции, наиболее сильно воздействующие на развитие производства. В 2003 г. в Белоруссию поступило 243,4 млн долл., или 44,7% совокупных российских инвестиций в страны СНГ (против 5% – в Казахстан и 47,9% – в гораздо более крупную экономику Украины). К началу 2004 г. Белоруссия сосредоточила более 658 млн долл. этих вложений, т.е. свыше 15% всех российских инвестиций, накопленных за рубежом, и 62% инвестиций, накопленных в регионе СНГ, намного опередив по последнему показателю Казахстан (0,5%) и Украину (8%).

Накопленные в России официальные белорусские инвестиции намного меньше и имеют тенденцию к снижению – с 15,4 млн долл. (28,5% всех накопленных в ней инвестиций стран СНГ к концу 2002 г.) до 4,2 млн долл. (5,9% – к концу 2003 г.).

Приведенные статистические данные свидетельствуют, что за упрочением отношений между Россией и Белоруссией стоят долговременные экономические интересы российского бизнеса. И в случае успешного формирования ЕЭП прочность российско-белорусских торгово-экономических связей может только усилиться, так как данная интеграционная группировка, по всем признакам, может стать еще одним дополнительным фактором укрепления интересов российского бизнеса в Белоруссии, в том числе в ТЭК и реэкспорте газа, нефти и электроэнергии в страны ЕС.

По всей видимости, так и не реализованный до конца потенциал российско-белорусского сотрудничества в рамках создания Союзного государства, под воздействием России вполне может «раствориться» в новой системе четырехсторонних соглашений в приоритетном на сегодняшний день для РФ интеграционном проекте «ЕЭП четырех стран».

Кредо Минска не противоречит интеграции с Россией

Руководство Белоруссии крайне заинтересовано в получении по низким ценам российских энергоресурсов, доходах от их транзита в Европу и экспорта части продуктов переработки – это критически необходимые условия функционирования белорусской экономики. Известный рост цен импортируемого российского газа, поставляемого в Белоруссию с 1 января 2004 г. по цене 46,68 долл./тыс.м3 (против 30 долл./тыс.м3 до 1 января 2004 г.) повлек за собой, по оценке белорусского правительства, дополнительные затраты порядка 250 млн долларов.

Так называемая «газовая война союзников», которая началась с июля 2003 г. и длилась почти целый год, еще раз продемонстрировала критическую зависимость ТЭК Белоруссии от Москвы, ее «слабое звено» в системе национальной экономической безопасности. И даже повышение транзитных тарифов за прокачку нефти (с 0,58 до 0,89 долл./т нефти на расстояние 100 км) и газа (с 0,55 до 1,09 долл./тыс.м3 газа, как для Украины) по белорусской территории – явно недостаточно для компенсации затрат на закупку газа по новой цене. Поэтому Россия согласилась выделить Минску кредит в 200 млн долл. для оплаты подорожавшего газа. Москва вновь поддержала жизнеспособность белорусской экономики и выполнила союзнические обязательства уже в «новых рыночных условиях».

На мой взгляд, в век научно-технического прогресса странам-союзникам следует совместными усилиями искать пути снижения издержек добычи газа и его транспортировки, активнее внедрять энерго- и газосберегающие технологии, а при составлении единого баланса топливно-энергетических ресурсов делать упор на более дешевые альтернативные виды топлива. России и Белоруссии следует при установлении цен на газ достигать баланса интересов за счет сотрудничества в других областях, например, при установлении более низких транспортных тарифов, в том числе за прокачку газа по белорусской территории.

К этому следует добавить, что «газовая перепалка» между Москвой и Минском нанесла наибольший ущерб в конечном итоге непосредственно России. В результате этого конфликта нарушилось снабжение газом Калининградской области, ухудшилась международная репутация Газпрома как «национального достояния» России, от которого Евросоюз потребовал гарантии бесперебойного снабжения газом. Значимо для нас, россиян, также и то, что в результате «газовой войны» резко ухудшилось и отношение белорусов к объединению с Россией. По данным социологических опросов, доля сторонников единения упала в Белоруссии с 25 до 13 процентов.

В стратегическом плане ситуация во взаимоотношениях двух союзных стран остается не до конца ясной и прогнозируемой даже для специалистов по российско-белорусской интеграции. На это накладывает серьезный отпечаток тот факт, что после прихода к власти в Минске Александра Лукашенко (в 1994 г.) правящие элиты двух стран так и не наладили между собой доверительно-союзнические отношения, которые, вне всякого сомнения, должны быть первоосновой для реализации так и не сбывшихся многочисленных правильных деклараций на высшем уровне. Поэтому белорусский президент (надо отдать должное его прагматизму) постепенно переместил акцент в интеграции с Россией из «центра» на межрегиональный уровень (Белоруссия – регионы России) и добился в этом немалого успеха. В Москве, правда, смещение интеграционного вектора в российско-белорусских отношениях до сих пор так никто и не заметил. А зря. Ведь интеграция на межгосударственном уровне, как мне представляется, дала бы настоящий эффект, когда общая сумма определенных величин (т.е. двух экономик) оказывается всегда большей, чем сумма национальных величин, т.е. 1+1 > 2. В противном случае Москва может утратить Белоруссию в качестве союзника, что существенно ослабит позиции России в Европе и Калининградском эксклаве. Ущерб национальной безопасности России в таком случае не поддается подсчету.
 

Еще статьи на эту тему:
— Газпром "дожал" Минск

 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru