Архив журналов

 

Журнал «Мировая энергетика»

Декабрь 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Все дело – в сырье

Среди причин роста цен на нефтепродукты внутри страны называют многие факторы – от монополизма, сговора и спекуляций до дефицита и сезонности. При этом часто забывают о таком базовом элементе, как стоимость сырья.
Андрей ШАПЕНКО,
ведущий специалист отдела стратегического планирования Московской нефтяной компании
Расставить все точки в ситуации с ростом цен может лишь глубокий взгляд в корень текущих процессов. И только на основании ее четкого понимания необходимо принимать конкретные административные решения.

Рынок с двойным дном

Прежде чем моторное топливо окажется в баке автомобиля, оно проходит ряд стадий. Их четыре – добыча, переработка, оптовая продажа и розничная реализация. Как правило, при анализе причин роста цен на топливо внимание акцентируют лишь на последнем звене цепочки, забывая о второй и третьей стадиях. Хотя розничному росту цен всегда предшествует повышение отпускных цен НПЗ, а им, в свою очередь – рост цены нефти.

Российский рынок нефти можно поделить на два сегмента – внутренний рынок вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), на котором преобладает трансфертное ценообразование, и так называемый свободный рынок, обеспечивающий 15–20% внутреннего спроса на нефть (2,5–3 млн т/мес.). Его составляют заводы, не входящие в ВИНК, – в первую очередь, это Московский, Хабаровский, частично Ярославский НПЗ и заводы Уфимской группы.

Эти НПЗ не имеют собственной сырьевой базы и покупают нефть у сторонних производителей (Сургутнефтегаз, Татнефть и малые производители). Вполне естественно, что в ценовой политике они исходят, в первую очередь, из себестоимости производства, львиную долю в которой занимает цена нефти. А далее, с оглядкой на них, устанавливают цену на топливо и крупные ВИНК, ориентируясь «по рыночной ситуации».

Цена нефти в России при относительном постоянстве свободного спроса и плавающем предложении имеет скачкообразную динамику и, на первый взгляд, не поддается логическому объяснению. Однако можно проследить ее четкую связь с мировой тенденцией экспорта нефти. При высоких ценах на нефть экспорт увеличивается, при низких – снижается. Таким образом, незначительные колебания объемов экспорта вызывают дефицит или профицит нефти на свободном рынке России, что отражается и в существенных ценовых колебаниях.

Внутренняя цена нефти движется в русле динамики цены Urals за вычетом пошлин, а также транспортных и перевалочных расходов по экспорту (около 50 долл. с тонны), с лагом (задержкой) 1–2 месяца. Объясняется эта связь стремлением производителей к выравниванию доходности от реализации нефти в разных направлениях. Далее цена нефти отражается в ценах выходящих с НПЗ нефтепродуктов, а затем и на АЗС.

Существенным фактором, сдерживавшим экспорт нефти за пределы России, ранее являлась ограниченность экспортных возможностей. Это наиболее ярко проявилось зимой 2002–2003 гг., когда Транснефть прекратила прокачку на Вентспилс, на Балтике была сложная ледовая обстановка, возникли пробки из судов в черноморских проливах, а также еще не была введена БТС. Хлынувшая на внутренний рынок нефть обвалилась в цене до 1 тыс. руб. за тонну.

Тогда дефицит экспортных мощностей считался основным препятствием для развития отечественной «нефтянки», однако сейчас он практически ликвидирован (в особенности после строительства БТС). Хотя экспортные мощности распределены по стране крайне неравномерно, что тормозит рост добычи в Тимано-Печоре и Восточной Сибири.

Экспортные возможности российской нефтетранспортной системы (без учета перевозок по железным дорогам) в 2004 г. составили 230–240 млн т. В 2005 г. этот показатель увеличится до 255– 260 млн т, а к 2008 г., при реализации амбициозных проектов восточного и северного трубопроводов, может вырасти до 400 млн т, что существенно перекроет прогнозируемые потребности нефтедобывающей промышленности.

Со снятием ограничений на экспорт нефти рост цен внутри страны принял объективный рыночный характер. Единственное, что может сдержать его – экспортные пошлины, эффективный рычаг воздействия государства на рынок нефти. Крайне важной мерой стал переход к новой шкале их начисления, которая существенно увеличила налоговое бремя экспортеров.

Слабое звено – нефтепереработка

Одной из основных причин роста цен на нефтепродукты является то, что сложившаяся структура переработки в России – с высокой долей темных продуктов – не позволяет иметь переработчикам должный уровень валовой прибыли в условиях постоянного роста цен на нефть. Независимые НПЗ большую часть 2004 г. были вынуждены продавать до трети продукции по цене в 2 раза ниже себестоимости (средняя стоимость нефти составила 4 120 руб., а мазута – 2 202 руб./т, и последняя продолжает падать). И это без учета потерь и расходов нефти на технологические нужды – до 7%! Поэтому можно понять их стремление компенсировать потери увеличением отпускных цен на светлые нефтепродукты.

В последнее время принято сравнивать российские розничные цены на бензин с американскими, пеняя на то, что США закупают нефть по 40–50 долл. за баррель, а мы, имеющие себестоимость добычи в 3 долл. за баррель, в стоимости бензина их уже обогнали. Очевидно, что подобная аргументация неприемлема. Если глубина переработки российских НПЗ составляет 60–70%, то американских – 90–95%. Россия, перерабатывая почти в 5 раз меньше нефти, чем США, держит твердое 1-е место в мире по производству мазута. Отечественные переработчики просто не могут реализовывать светлые продукты по низкой цене, в то время как темные приносят им постоянный убыток.

Если опираться на структуру производства продуктов независимых российских НПЗ (за базис брались Московский и Уфимские заводы), то в течение 2003–2004 гг. была видна четкая динамика падения валовой прибыли переработки. В 1-м полугодии 2003 г. товарная нагрузка на тонну переработанной нефти (выручка от реализации продуктовой корзины за вычетом акцизов и НДС, деленная на объем переработки) составила 3 800 руб. при цене нефти 1 175 руб. за тонну (без НДС). Во 2-м полугодии 2003 г. при повышении цены нефти более чем в 2 раза товарная нагрузка выросла всего на 18% – до 4 400 руб. В 1-м полугодии 2004 г. эти цифры составили, соответственно, 3 170 и 4 600 руб. на тонну, а в III квартале 2004 г. – 4 150 и 5 700 руб. Маржа независимой нефтепереработки неуклонно падала – с 220 до 37%, то есть в 6 раз! Если бы цены на нефтепродукты сегодня оставались на уровне 2003 г., то независимые НПЗ не имели бы никакой валовой прибыли.

Поэтому при отсутствии шагов по модернизации производств независимые компании вынуждены повышать цены на моторные топлива, а вслед за ними это делают и розничные бензоторговцы, стараясь сохранить маржу розничной реализации. Таким образом, необходима коренная реконструкция перерабатывающих мощностей, направленная на повышение глубины переработки и кардинальное увеличение выхода светлых продуктов с максимальным вытеснением мазута из нефтепродуктовой корзины.

Прочно засела в прессе точка зрения о вывозе нефтепродуктов на экспорт, вследствие чего образуется их дефицит на внутреннем рынке. Опровержением этого может стать то, что загрузка российских НПЗ в 2004 г., по оценкам, составит 64%, в то время как в Америке и Европе консервативным считается уровень в 97%. Будь дефицит, мощности оказались бы востребованы. Не дефицит, а слабый внутренний спрос тормозит развитие нефтепереработки в России.

Существенное увеличение экспортных пошлин на нефтепродукты не даст положительного результата, ибо это ударит, опять же, по независимым переработчикам, которые поставляют на экспорт излишки маловостребованной продукции – дизельное топливо и все тот же мазут. Тем самым они пополняют свои бюджеты, и если лишить их этого источника доходов, то можно добиться противоположного результата – они просто повысят цены для внутренних потребителей.

При этом надо отметить, что кажущаяся связь внешних цен на нефтепродукты и внутренних, скорее, не прямая, а опосредованная – они связаны постольку, поскольку зависят от одной переменной – мировой цены нефти.

Туманные перспективы

Интересным выглядит предложение Минпромэнерго по отмене НДПИ и переносу ренты на экспортные пошлины. В случае его принятия реализация нефти на внутреннем рынке станет более выгодной. И можно будет ожидать снижения внутренних цен на сумму вплоть до размера НДПИ. Однако эта инициатива абсолютно расходится с точкой зрения о необходимости дифференциации НДПИ, которой придерживаются Минэкономразвития и Госдума.

Немаловажным негативным фактором остается и монополизм, проявляющийся, в первую очередь, в добывающей промышленности. Сегодня восемь крупнейших российских ВИНК добывают до 90% всей нефти. Оптимизм внушает инициатива министра природных ресурсов Юрия Трутнева о предоставлении преимущества малым компаниям при дальнейшей продаже лицензий на участки недр.

Необходимо рассмотреть вопрос и о создании биржи нефти и нефтепродуктов, где происходило бы справедливое рыночное формирование цен. Хотя придется признать, что сейчас, при чрезвычайной ограниченности рынка нефти, биржа просто не будет выполнять всех своих функций.

Текущие рыночные тенденции не позволяют говорить о том, что цена моторного топлива на АЗС в обозримом будущем снизится. Этого не случится до тех пор, пока в России не будет сформирован здоровый конкурентный рынок нефти и нефтепродуктов и пока не произойдет коренной модернизации нефтеперерабатывающей промышленности, для чего необходимы весомые инвестиции и существенная господдержка.


Мнение эксперта

Ориентир – мировая цена

Дмитрий ЛУКАШОВ,
старший аналитик по стратегии ИК «Атон»

Безусловно, между внутренними и зарубежными ценами на нефть и продукты ее переработки теперь существует сильная связь, поскольку уже нет никаких ограничений на экспорт из России, за исключением таможенных пошлин. Если ранее был дефицит экспортных мощностей по сырью, то компании использовали переработку, чтобы обойти его: то есть отправляли за рубеж не только сырье, но и нефтепродукты. И тем самым снимали ограничение на динамичный рост добычи при не так уж быстро увеличивающемся внутреннем потреблении нефтепродуктов. При дефиците экспортных мощностей внутренние цены на нефть были значительно ниже, чем на международных рынках.

Даже при вычете из последних транспортных расходов и таможенных пошлин. И то же самое – по нефтепродуктам. Однако в 2004 г. дефицит транспортных мощностей (суммарно – трубопроводные, железнодорожные и речные маршруты) был ликвидирован. Хотя он остался в Транснефти, однако на железных дорогах появились в избытке цистерны, и теперь имеются достаточные мощности на железнодорожных терминалах по перевалке наливных грузов на танкеры. А после снятия транспортных ограничений по экспорту значительно выросли внутренние цены на сырье и нефтепродукты, и последние стали гораздо более зависимыми от цен на бензин и дизтопливо на международных рынках. Потому что теперь внутренние цены на нефтепродукты ориентируются на следующую формулу: соответствующий показатель на зарубежном рынке минус стоимость доставки на экспорт, минус таможенная пошлина, плюс НДС, плюс акциз. Убить это соотношение довольно сложно. Хотя и с лагом в один–три месяца, который зависит от времени прохождения нефтепродуктов от оптовиков до розничной торговли, исполнения уже ранее утвержденных графиков их поставок и тому подобное, но оно будет реализовываться.

Независимо от того, какие ограничения государство станет накладывать на перерабатывающий бизнес компаний. Кстати, доходность последнего сейчас не такая уж высокая, поскольку внутренние цены на сырье выросли за последнее время в 2–3 раза. Значительно больше, чем подорожали нефтепродукты (на 35–40% с начала 2004 г.). Поэтому последнее повышение вызвано не монопольным сговором компаний, а скорее, тем, что внутренний рынок стал значительно более зависимым, как я уже отметил, от конъюнктуры зарубежных рынков. Конечно, он зависит и от уровня таможенных пошлин. В то же время в России существует монополизм на региональных рынках нефтепродуктов, обусловленный невыгодностью их завоза от сторонних, удаленных поставщиков. Например, в Перми литр бензина на 1 рубль дороже, чем в Москве. Вполне возможно, что это вызвано монопольным положением ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтеза на местном рынке.
 

Еще статьи на эту тему:
— Загадки ценового коридора
— Мировой спрос на нефть в 2005 году
— Нефть и газ в оценках ОПЕК
— Не надейтесь - она не подешевеет
— Сколько можно качать?
— Цены под диктовку

 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru