|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Налоговые революции не бывают бескровными
Владимир МИЛОВ,
президент Института энергетической политики Мы попытались проанализировать четыре варианта прогнозов добычи нефти с учетом различных обстоятельств. Самыми оптимистичными из них являются прогнозы компаний. Самыми пессимистичными – экспертов, близких к власти. 4–5% в год в течение ближайших трех лет – это хорошие темпы роста для нефтянки, но мы видим, что есть реальные перспективы свалиться в 1–2% в год. Причины две. Это проблема с нехваткой транспортных мощностей, которая является одним из главных факторов в решении компаний отложить капитальные инвестиции в добычу. Вторая причина – нестабильность налоговой системы, негативные ожидания. Единства между представителями власти в том, как дальше развивать налоговую систему, нет. Появилась довольно безумная идея о введении налога на дополнительный доход (НДД), которая может быть работающей моделью лишь теоретически: изъятие избыточной прибыли у компаний, имеющих лучшие условия добычи и деятельности на рынке, по сути – налог на эффективные компании. Вложил средства в модернизацию, снизил в итоге издержки – вот и заплати больше налогов. Порой принимаются решения, противоречащие элементарной экономической логике. Трудно объяснить какими-то соображениями, кроме мелких фискальных, что правительство с завидной регулярностью увеличивает пошлины на нефтепродукты (сейчас они снижены до 65% по сравнению с прежними 90% от пошлин на нефть, но в абсолютном выражении пошлины возросли. – Ред.). Эти пошлины вообще следовало бы отменить. Ведь для российской нефтепереработки они производят большой дестимулирующий эффект. А стимулирующая роль налогов уже полностью потеряна. Что это может означать для дальнейшего развития сектора? Не секрет, что альтернативный экспорт нефти (по железной дороге и другим транспортом) составит более 50 млн т в этом году. А это дополнительные издержки примерно 35–40 долл./т. Если правительство хочет выбрать какие-то оптимальные маршруты развития экспортных нефтепроводов, ему в первую очередь надо сделать так, как предлагают нефтяные компании, иначе все это приведет к дорогостоящему и невостребованному строительству. Тарифы на прокачку нефти за пять лет выросли в 2 раза. Как расходуются эти деньги? Реальной модернизации, несмотря на рост выручки транспортной монополии, в последние пять лет не происходит. Это к вопросу о том, насколько целесообразно слушать только одну сторону по поводу развития нефтепроводной системы. Как видим, с одной стороны, ограниченные транспортные возможности трубопроводов, а с другой – довольно высокие налоговые изъятия, которые, по нашим оценкам, составляют 55% выручки компаний и более 75% их добавленной стоимости. Это ли не повод, чтобы остановиться? Но дальнейшее повышение налоговой нагрузки не исключено. У чиновников внутри есть такой микрочип, который постоянно подсказывает, что еще не всю сверхприбыль забрали из нефтяного сектора. Я считаю, что если деньги останутся в секторе, то они будут потрачены более эффективно, чем в бюджетной системе. Наш нефтяной сектор должен, наконец, увидеть перспективы избавления от экспортной пошлины, которая по нормальной экономической логике устанавливается только тогда, когда мы не хотим, чтобы что-то экспортировалось. Тема же дифференциации НДПИ, мне кажется, почти умерла в правительственных дискуссиях. Действительно, НДПИ – это не налог. Трансформация НДПИ в гражданский правовой платеж, хотя бы частичный, который был бы чувствительным к различным условиям добычи – это действительно перспективно. Но, главное, надо пока остановиться с совершенствованием налогов в нефтянке. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Еще статьи на эту тему: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Журнал «Мировая энергетика»
Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г. |