Архив журналов

 

Журнал «Мировая энергетика»

Декабрь 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Налоговые революции не бывают бескровными

Владимир МИЛОВ,
президент Института энергетической политики
В течение последних трех лет свершились довольно крупные налоговые революции в нефтяном секторе России. Первая – три года назад, когда был введен новый налог на добычу полезных ископаемых с января 2002 г., а вторая произошла нынешней весной, когда был принят пакет законов об очередном увеличении налоговых изъятий в секторе. Все это серьезно дестабилизирует инвестиционный климат и развитие любого сектора, даже такого высокодоходного, как нефтяной. Хотя качественных исследований, которые систематизировали бы экономическую ситуацию в нефтяном секторе, мы пока не имеем. Одно все-таки ясно: добычу начало лихорадить. Последние три месяца довольно сильно замедлились приросты темпов среднесуточной добычи. Впервые всерьез зазвучали разговоры о сворачивании капитальных инвестиций в нефтянку.

Мы попытались проанализировать четыре варианта прогнозов добычи нефти с учетом различных обстоятельств. Самыми оптимистичными из них являются прогнозы компаний. Самыми пессимистичными – экспертов, близких к власти. 4–5% в год в течение ближайших трех лет – это хорошие темпы роста для нефтянки, но мы видим, что есть реальные перспективы свалиться в 1–2% в год. Причины две. Это проблема с нехваткой транспортных мощностей, которая является одним из главных факторов в решении компаний отложить капитальные инвестиции в добычу. Вторая причина – нестабильность налоговой системы, негативные ожидания. Единства между представителями власти в том, как дальше развивать налоговую систему, нет. Появилась довольно безумная идея о введении налога на дополнительный доход (НДД), которая может быть работающей моделью лишь теоретически: изъятие избыточной прибыли у компаний, имеющих лучшие условия добычи и деятельности на рынке, по сути – налог на эффективные компании. Вложил средства в модернизацию, снизил в итоге издержки – вот и заплати больше налогов. Порой принимаются решения, противоречащие элементарной экономической логике. Трудно объяснить какими-то соображениями, кроме мелких фискальных, что правительство с завидной регулярностью увеличивает пошлины на нефтепродукты (сейчас они снижены до 65% по сравнению с прежними 90% от пошлин на нефть, но в абсолютном выражении пошлины возросли. – Ред.). Эти пошлины вообще следовало бы отменить. Ведь для российской нефтепереработки они производят большой дестимулирующий эффект. А стимулирующая роль налогов уже полностью потеряна.

Что это может означать для дальнейшего развития сектора? Не секрет, что альтернативный экспорт нефти (по железной дороге и другим транспортом) составит более 50 млн т в этом году. А это дополнительные издержки примерно 35–40 долл./т. Если правительство хочет выбрать какие-то оптимальные маршруты развития экспортных нефтепроводов, ему в первую очередь надо сделать так, как предлагают нефтяные компании, иначе все это приведет к дорогостоящему и невостребованному строительству. Тарифы на прокачку нефти за пять лет выросли в 2 раза. Как расходуются эти деньги? Реальной модернизации, несмотря на рост выручки транспортной монополии, в последние пять лет не происходит. Это к вопросу о том, насколько целесообразно слушать только одну сторону по поводу развития нефтепроводной системы.

Как видим, с одной стороны, ограниченные транспортные возможности трубопроводов, а с другой – довольно высокие налоговые изъятия, которые, по нашим оценкам, составляют 55% выручки компаний и более 75% их добавленной стоимости. Это ли не повод, чтобы остановиться?

Но дальнейшее повышение налоговой нагрузки не исключено. У чиновников внутри есть такой микрочип, который постоянно подсказывает, что еще не всю сверхприбыль забрали из нефтяного сектора. Я считаю, что если деньги останутся в секторе, то они будут потрачены более эффективно, чем в бюджетной системе.

Наш нефтяной сектор должен, наконец, увидеть перспективы избавления от экспортной пошлины, которая по нормальной экономической логике устанавливается только тогда, когда мы не хотим, чтобы что-то экспортировалось. Тема же дифференциации НДПИ, мне кажется, почти умерла в правительственных дискуссиях. Действительно, НДПИ – это не налог. Трансформация НДПИ в гражданский правовой платеж, хотя бы частичный, который был бы чувствительным к различным условиям добычи – это действительно перспективно. Но, главное, надо пока остановиться с совершенствованием налогов в нефтянке.
 

Еще статьи на эту тему:
— «Нефтянка» скатится вниз по плоской налоговой шкале
— Узбеки закручивают налоговые гайки
— Страсти по НДС еще не выкипели
— Налоговый кодекс дорабатывают всем миром
— Тест на прочность еще предстоит выдержать
— Рынок в США не дикий, а регулируемый
— Атака на инвестора
— Налоговые революции не бывают бескровными

 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru