|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
![]() |
Государственная модернизация
Новый экономический курс может быть определен в самое ближайшее время. Новый курс – это превращение под эгидой власти национальной экономики в более современную, динамичную и диверсифицированную.
Дмитрий ОРЛОВ,
генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций, к.и.н. Новая экономика в России создается государством вот уже несколько лет. Оно определяло правила игры, исключало из процесса олигархические структуры, создавало новые институты – такие, как модернизированная налоговая система. Сегодня этот курс «мягкой модернизации» очевидным образом пробуксовывает. И он мог бы буксовать сколь угодно долго, если бы не одно «но». Исследование, проведенное по заказу Совета по национальной стратегии Всероссийским центром изучения общественного мнения и Агентством политических и экономических коммуникаций, свидетельствует: главная опасность для нынешнего курса – в негативном алармизме общественного мнения. 42,4% опрошенных ВЦИОМ респондентов выступают за «установление жесткого государственного контроля над ключевыми отраслями экономики, включая элементы государственного планирования и управления производством». За продолжение либерального курса («создание благоприятных условий для развития бизнеса, привлечения иностранных инвестиций») – всего 19,9% опрошенных. А четверть (25,9%) выступает за «активную промышленную политику, определение отраслей – «локомотивов роста», поддержку перспективных проектов». Алармистское большинство легко угадывается и в отношении к итогам приватизации. 23,4% респондентов выступают за тотальную национализацию крупнейших предприятий – «без какого-либо возмещения», 19,8% – за национализацию с вознаграждением нынешних собственников «за успешное управление». Сторонников относительно адекватного решения – «обязать собственников компенсировать государству заниженную стоимость приобретенных ими предприятий» – почти треть, 32,9%. Либеральную позицию («признать все сделки законными») поддерживают лишь 12,2% опрошенных. Вполне естественно, что привычку финансовых властей хранить средства Стабфонда и валютные резервы в западных банках население не поддерживает (за сохранение такой практики – 7,6% опрошенных). Громадное большинство – 53,5% – жаждет потратить эти деньги здесь и сейчас, «на безотлагательные нужды российской экономики». И вновь заметна «практическая» треть респондентов: 17,5% выступают за использование «значительной части» запасов «для реализации крупных инфраструктурных производственных проектов», 12,4% – за сохранение этих средств «в наиболее надежных российских банках и ценных бумагах». Конструируя комплексные прогнозные оценки развития национальной экономики в 2005–2012 гг., опрошенные эксперты исполнены пессимизма. Лидирующий прогноз темпов экономического роста – 1–1,5%. Экономическое развитие по-прежнему будет основано на сырьевом экспорте. При этом государство, считают эксперты, не в состоянии существенно изменить положение дел. Две ахиллесовых пяты – экономическая политика и «кашеобразная» институциональная среда – сводят на нет влияние благоприятных факторов. Что произойдет с экономикой, если внести в экспертную модель два изменения – предположить, что государство будет проводить активную промышленную и инвестиционную политику, а институциональная среда – функционировать в соответствии с законодательством? Изменения масштабны: прирост ВВП удваивается по сравнению с первоначальным результатом, а вероятность высокого роста значительно увеличивается, роль сырьевого сектора снижается, возрастает экспорт товаров с высокой добавленной стоимостью. Лидирующей стратегией хозяйствующих субъектов становится экспортная экспансия. Исчерпанность логики «создаем условия и наблюдаем, что разовьется» сегодня очевидна и населению, и экспертам. Создано условий и накоплено ресурсов достаточно. Теперь пора тратить. Тратить в широком смысле – развивать инфраструктурные проекты, осуществлять инновации и резко активизировать инвестиционный процесс. А значит – вовлекать в сферу притяжения государства все больше экономических субъектов. 2005 г. должен стать годом крупных решений в экономической политике. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Еще статьи на эту тему: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Журнал «Мировая энергетика»
Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г. |