Архив журналов

 

Журнал «Мировая энергетика»

Декабрь 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Государственная модернизация

Новый экономический курс может быть определен в самое ближайшее время. Новый курс – это превращение под эгидой власти национальной экономики в более современную, динамичную и диверсифицированную.
Дмитрий ОРЛОВ,
генеральный директор
Агентства политических и экономических коммуникаций, к.и.н.
До сих пор государство по большому счету только создавало условия. Оно накопило золотовалютные резервы в 100 млрд долл., оно же добилось ускоренного наполнения Стабилизационного фонда – по некоторым оценкам, к концу 2005 г. там будет 1 трлн руб. Конечно, заслуга в этом нефтяных цен велика. Но Бюджетный кодекс, в котором четко закреплена 20-долларовая граница, разделяющая доходы страны от барреля нефти, так сказать, «на потребление» и «на накопление», создан совсем не нефтью. Можно спорить о том, насколько эффективно используются золотовалютные резервы и средства Стабилизационного фонда, но факт налицо: ресурсы (в широком смысле) есть.

Новая экономика в России создается государством вот уже несколько лет. Оно определяло правила игры, исключало из процесса олигархические структуры, создавало новые институты – такие, как модернизированная налоговая система. Сегодня этот курс «мягкой модернизации» очевидным образом пробуксовывает. И он мог бы буксовать сколь угодно долго, если бы не одно «но».

Исследование, проведенное по заказу Совета по национальной стратегии Всероссийским центром изучения общественного мнения и Агентством политических и экономических коммуникаций, свидетельствует: главная опасность для нынешнего курса – в негативном алармизме общественного мнения. 42,4% опрошенных ВЦИОМ респондентов выступают за «установление жесткого государственного контроля над ключевыми отраслями экономики, включая элементы государственного планирования и управления производством». За продолжение либерального курса («создание благоприятных условий для развития бизнеса, привлечения иностранных инвестиций») – всего 19,9% опрошенных. А четверть (25,9%) выступает за «активную промышленную политику, определение отраслей – «локомотивов роста», поддержку перспективных проектов».

Алармистское большинство легко угадывается и в отношении к итогам приватизации. 23,4% респондентов выступают за тотальную национализацию крупнейших предприятий – «без какого-либо возмещения», 19,8% – за национализацию с вознаграждением нынешних собственников «за успешное управление». Сторонников относительно адекватного решения – «обязать собственников компенсировать государству заниженную стоимость приобретенных ими предприятий» – почти треть, 32,9%. Либеральную позицию («признать все сделки законными») поддерживают лишь 12,2% опрошенных.

Вполне естественно, что привычку финансовых властей хранить средства Стабфонда и валютные резервы в западных банках население не поддерживает (за сохранение такой практики – 7,6% опрошенных). Громадное большинство – 53,5% – жаждет потратить эти деньги здесь и сейчас, «на безотлагательные нужды российской экономики». И вновь заметна «практическая» треть респондентов: 17,5% выступают за использование «значительной части» запасов «для реализации крупных инфраструктурных производственных проектов», 12,4% – за сохранение этих средств «в наиболее надежных российских банках и ценных бумагах».

Конструируя комплексные прогнозные оценки развития национальной экономики в 2005–2012 гг., опрошенные эксперты исполнены пессимизма. Лидирующий прогноз темпов экономического роста – 1–1,5%. Экономическое развитие по-прежнему будет основано на сырьевом экспорте. При этом государство, считают эксперты, не в состоянии существенно изменить положение дел. Две ахиллесовых пяты – экономическая политика и «кашеобразная» институциональная среда – сводят на нет влияние благоприятных факторов.

Что произойдет с экономикой, если внести в экспертную модель два изменения – предположить, что государство будет проводить активную промышленную и инвестиционную политику, а институциональная среда – функционировать в соответствии с законодательством? Изменения масштабны: прирост ВВП удваивается по сравнению с первоначальным результатом, а вероятность высокого роста значительно увеличивается, роль сырьевого сектора снижается, возрастает экспорт товаров с высокой добавленной стоимостью. Лидирующей стратегией хозяйствующих субъектов становится экспортная экспансия.

Исчерпанность логики «создаем условия и наблюдаем, что разовьется» сегодня очевидна и населению, и экспертам. Создано условий и накоплено ресурсов достаточно. Теперь пора тратить. Тратить в широком смысле – развивать инфраструктурные проекты, осуществлять инновации и резко активизировать инвестиционный процесс. А значит – вовлекать в сферу притяжения государства все больше экономических субъектов. 2005 г. должен стать годом крупных решений в экономической политике.
 

Еще статьи на эту тему:
— Бюджет нерешенных проблем
— Пресс депрессии
— Доллар продолжит падение
— Кризис России не грозит
— Удвоение курса
— Пиррова победа
— Мировой спрос на нефть в 2005 году
— Губернаторов отлучают от компаний

 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru