|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
![]() |
Южная Корея в режиме ожидания![]()
Михаил СТЕКЛОВ,
сотрудник Центра научных исследований МГИМО Проблемы обеспечения Кореи энергоресурсами во многом схожи с теми, которые испытывают Китай и Япония. В частности, негативным следствием ее индустриально-технологического взлета стало усиление зависимости от импорта энергоносителей. Если в 1980 г. на долю зарубежных поставок приходилось 73,5% всех потребляемых ею энергетических ресурсов, то в 2001 г. этот показатель составил уже 97,3%. Из них как минимум 70% приходится на политически нестабильный Ближний Восток. Весьма уязвимой с точки зрения энергетической безопасности является и действующая схема доставки энергоносителей – 100 % импортируемых энергоресурсов поступают в страну морским путем. Для ослабления зависимости от импорта нефти правительству на текущий год поставлена задача – уменьшить ее долю в энергобалансе до 46,3%. При этом на ближневосточную нефть должно приходиться не более 70% от ее общего импорта. Руководствуясь данной установкой, Министерство торговли и промышленности Кореи объявило о снижении импортных пошлин на нефть, закупаемую в других регионах. Стимулируется прямое участие южнокорейских компаний в зарубежных нефтедобывающих проектах. Под управлением МТПЭ и Эксимбанка действует специальный фонд, из которого финансируются компании, работающие за рубежом. Таким образом, налицо ряд важных предпосылок, обусловливающих реальный интерес Кореи к российским энергоресурсам. Уже в ходе первых контактов с Москвой в конце 80-х годов прошлого века Сеул сделал особый акцент на сотрудничество в сфере ТЭК. Деловые круги обеих стран с энтузиазмом обсуждали перспективы совместной разработки угольных месторождений в Якутии и Приморье, нефтегазовых блоков на Сахалине и шельфе Северного Ледовитого океана. Повышенное внимание корейцев к этим вопросам породило в Москве эйфорию: запахло крупными инвестициями. Однако вскоре в Сеуле поняли, что освоение энергоресурсов Сибири сопряжено с колоссальными расходами и высоким инвестиционным риском в условиях политически нестабильного государства. Последовавший вскоре демонтаж СССР укрепил уверенность южнокорейцев в правильности занятой ими выжидательной позиции. В этой обстановке Сеул счел нецелесообразным участвовать в проектах российского ТЭК. Теперь, когда проблема диверсификации источников энергии стала для Кореи важнейшим требованием обеспечения национальной безопасности, активность Сеула на российском направлении несколько возросла, но проявляется в основном в декларативной форме. Деловые и правительственные круги Южной Кореи уже в течение ряда лет заявляют о своем интересе к Ковыктинскому газовому проекту, поставкам нефти и СПГ с Сахалина, внимательно отслеживают планы освоения энергоресурсов Якутии. Однако дальше заявлений о намерениях дело пока не идет. Недавние примеры BP-Amoco, ConocoPhilips, Total, инвестировавших в Россию миллиарды долларов, южнокорейцев не вдохновляют. Первые выступают как производители нефтегазовой продукции мирового масштаба и несут соразмерные этому риски, тогда как основной целью Сеула остается обеспечение стабильных поставок энергоносителей для национальной экономики. В Республике Корея сохраняется осторожное отношение к России как объекту инвестирования в крупные сырьевые проекты – слишком часто здесь меняются правила игры, а фактический отказ Москвы от режима СРП не сулит сверхприбылей, ради которых можно рисковать. Да и высокая стоимость обсуждаемых проектов вызывает сомнение в конкурентоспособности российского углеводородного сырья. Достаточно вспомнить, что Ковыктинский проект за время его многолетней проработки подорожал с 10 до 18 млрд долл. Вопрос согласования цены на газ остается одним из самых сложных, а без его решения невозможно приступить к полномасштабной реализации проекта. Сентябрьский визит южнокорейского президента Но Му Хена в Москву показал, что Сеулу не стоит строить иллюзий относительно близких перспектив поставок нефти и газа из России. В четырехмиллиардном пакете подписанных в ходе визита документов львиная доля приходится на проекты строительства нового нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса в Республике Татарстан и модернизации Хабаровского НПЗ. То есть речь идет об инвестировании в производство нефтепродуктов, внутренний спрос на которые в России стабильно растет. Что касается Меморандума о взаимопонимании между ОАО «Роснефть» и Корейской национальной нефтяной корпорацией (KNOC), предусматривающего совместную разработку проекта «Сахалин-3» и участка Западно-Камчатского шельфа Охотского моря, то воспринимать его как руководство к конкретным действиям преждевременно, о чем свидетельствует само его ни к чему не обязывающее название. Очевидно, при подписании этого документа учитывалось, что ранее обсуждавшиеся проекты, подобные Ковыктинскому, безнадежно увязли в согласованиях, их условия непрерывно меняются вместе с общеполитическим курсом России. Сегодня это проявляется в усилении государственного регулирования, осуществляемого через Газпром, Роснефть и Транснефть, ставящего под сомнение ранее достигнутые договоренности (кто сейчас вспоминает, что первые поставки ковыктинского газа в Корею были обещаны в 2006 г.?). Ссылаться на этот проект на высшем уровне стало неудобно, а совсем не затронуть важную для Южной Кореи тему было бы политически недальновидным. Скорее всего, упомянутый меморандум был подписан как протокольный, чтобы дать участникам саммита возможность в самой общей форме подтвердить ранее проявленный обоюдный интерес к сотрудничеству в освоении российских энергетических ресурсов. Реально инвестировать обещанные 250 млн долл. корейские компании смогут только после тщательной экспертизы со стороны правительства и банков, а те уже давно смотрят на Россию с изрядной долей скептицизма. Понятно, что российские государственники хотели бы максимально эффективно использовать энергоресурсы для решения накопившихся в восточных регионах социально-экономических проблем, однако на инвестиционные программы по освоению этих ресурсов, общая стоимость которых по некоторым оценкам может превысить 200 млрд долл., собственных средств у России в обозримом будущем не предвидится. Что касается Кореи, то она, похоже, готова подождать, пока Газпром окончательно отработает программу создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки и газоснабжения. Отсутствие ясных перспектив в России побуждает Сеул активнее действовать на других направлениях. В настоящее время KNOC непосредственно участвует в 18 проектах в 13 странах, включая 4 действующих проекта в Йемене, по одному в Аргентине, Перу, Северном море, а также 4 проекта в стадии разработки в Йемене, Венесуэле, Ливии и Вьетнаме. В ближайшее время планируется приступить к разведывательному бурению на индонезийском нефтяном месторождении Маруда и поисковым работам на шельфе совместно с Японской национальной нефтяной корпорацией. Справедливости ради надо сказать, что стоимость заключаемых при этом контрактов редко выходит за отметку 50 млн долл., но реализуются они весьма динамично, с хорошей перспективой на будущее. Южнокорейские компании проявляют интерес также к зарубежным газодобывающим проектам. Daewoo International является оператором двух газовых проектов на юго-западе Мьянмы. С участием KOGAS успешно реализуются соглашения RasGas в Катаре и OLNG в Омане. В ходе официальных встреч на высоком уровне закладывается основа для подключения южнокорейских компаний к нефтегазодобыче в Казахстане, Иране и Пакистане. Внимательно изучается вопрос о возможности поставок СПГ с Аляски. Южная Корея также числится среди потенциальных импортеров туркменского газа. Корея хотела бы, чтобы на рынках энергоносителей покупатель выступал на равных с продавцом, а для этого в переговорах с действующими и перспективными поставщиками энергоресурсов важно иметь больше свободы для маневра. Поэтому в Сеуле постоянно ищут новые схемы энергоснабжения страны. Богатый ресурсами северный сосед все еще мало предсказуем в своих действиях в сравнении с другими зарубежными партнерами. А рассуждения на тему взаимной экономической дополняемости России и Южной Кореи отдаются на откуп дипломатам. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Еще статьи на эту тему: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Журнал «Мировая энергетика»
Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г. |