Архив журналов

 

Журнал «Мировая энергетика»

Ноябрь 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Газовый консорциум рождается в муках

Сергей ПАВЛУША,
директор департамента
внешнеэкономических связей и международного сотрудничества
Министерства топлива и энергетики Украины
Началу работ по созданию газотранспортного консорциума послужило принятое президентами Украины и России 9 июня 2002 г. в Санкт-Петербурге заявление о стратегическом сотрудничестве в газовой сфере. Заявление было в достаточной степени неожиданным не только для широкой общественности, но и для специалистов, во всяком случае – среднего звена, работающих в украинском энергетическом секторе.

Возможно, заявление стало неожиданным и для западных специалистов, а также для политиков самого высокого уровня. Инициатива об участии немецких компаний в консорциуме прозвучала из уст канцлера ФРГ только 10 июня и была оформлена соответствующим трехсторонним заявлением вслед принятому заявлению президентов Украины и России.

Более или менее зримые контуры будущего консорциума проявились лишь спустя 4 месяца после подписания рамочного Соглашения между кабинетом министров Украины и правительством Российской Федерации о стратегическом сотрудничестве в газовой сфере, а также Договора между ОАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз України» о создании международного консорциума по управлению и развитию газотранспортной системы (ГТС) Украины. Небесполезно будет упомянуть цель создания консорциума, как она зафиксирована в межправительственном соглашении, а именно: «дальнейшее развитие системы магистральных газопроводов Украины, а также осуществление бесперебойного транзита природного газа в европейские страны».

И если первая подзадача – «развитие» – является достаточно понятной, то вторая, а именно – «осуществление бесперебойного транзита природного газа» требует некоторых комментариев. Нельзя сказать, что между российскими и украинскими компаниями нет нерешенных проблем, в том числе и связанных с существенной непогашенной задолженностью со стороны НАК «Нафтогаз України» за поставленный российской стороной газ. В то же время за всю историю независимости Украины зарубежные импортеры российского газа, транспортировавшегося через нашу территорию, получали его в полном объеме и в установленные сроки. Более того, при существующих сегодня объемах транзита около 120 млрд м3 потенциал украинской газотранспортной системы составляет до 170 млрд м3 природного газа.

Следует также отметить, что Украина подписала и, в отличие от России, ратифицировала Договор к Энергетической Хартии, накладывающий на страну-участницу конвенции совершенно четкие обязательства в отношении непрерывного транзита энергетических продуктов.

Конечно, газотранспортная система Украины требует постоянного обновления и модернизации для повышения эффективности ее функционирования. Но такие же задачи стоят и перед российской газотранспортной системой. Нет существенных технических отличий между газотранспортными системами России и Украины, особенно если учесть, что украинские трубопроводы эксплуатируются в более благоприятных погодных условиях. Оценки как украинских, так и западных экспертов подтверждают удовлетворительное состояние газотранспортной системы Украины. Это техническое состояние позволяет обеспечить, если не упомянутую выше проектную транзитную мощность, то, как минимум, транзит в европейские страны 140 млрд м3природного газа.

Основным интересом российской стороны в первоначальной стадии создания консорциума, скорее всего, было ее желание установить контроль над транзитными трубопроводами, проходящими по территории Украины, включая и контроль за тарифной политикой. Наличие задолженности с украинской стороны по расчетам за газ сулило российской стороне заманчивые перспективы: создать объединение, фактически ничего в него не инвестируя.

Следует сказать, что к моменту подписания всех ранее перечисленных документов отсутствовала единая концепция формирования консорциума. Создание ООО «Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины» (далее – Общество) с основной задачей проведения прединвестиционных исследований явилось компромиссной попыткой перевести в практическую плоскость достигнутые ранее политические договоренности, а в большей степени – получить резерв времени для решения вопросов, на которые к моменту создания Общества ответов не было. Главные из них – какие именно активы будут вовлечены в создание консорциума, и какие модели его создания будут выбраны.

7 ноября 2002 г. прошло учредительное собрание Общества. Руководящими органами были определены Дирекция и Совет учредителей. Дирекция состоит из генерального и исполнительного директоров, а в Совет учредителей входят 6 человек. Зарегистрировали Общество 23 января 2003 г. с уставным капиталом 1 млн долл. и на паритетной основе. Среди основных возможных моделей консорциума рассматривались следующие: приватизация; передача в концессию; операторские функции; управление поставками.

На основе изучения норм действующего законодательства, анализа потенциальных преимуществ и слабых сторон реализации каждой из моделей специалисты пришли к выводу, что ни один из перечисленных вариантов не дает сколько-нибудь существенных преимуществ по сравнению с сегодняшней моделью функционирования ГТС Украины, и(или) они не могут быть реализованы ввиду ограничений законодательного характера.

Не касаясь вопроса приватизации как достаточно простой модели с предсказуемыми последствиями, а именно – получение разовых поступлений в бюджет с одновременной потерей дивидендов и контроля над стратегически важным объектом – наибольшие дискуссии вызвала модель концессии. Западные потенциальные партнеры отдают явное предпочтение именно ей. При этом будет уместно сказать, что круг этих вероятных партнеров в настоящее время достаточно широкий – кроме немецкого Ruhrgaz AG, желание участвовать в консорциуме выразили Gaz de France (Франция), ENI (Италия), ряд компаний других стран, а также ЕБРР.

Тема участия западных компаний в консорциуме периодически педалируется, особенно в преддверии и во время взаимных визитов руководителей государств. Иногда связанные с ней вопросы, особенно в постановке немецкой стороны, звучат достаточно остро. Но, так или иначе, сегодня западные компании не вовлечены в реальные работы (ограниченные, впрочем, пока только прединвестиционными исследованиями) по созданию консорциума. Тем не менее украинская сторона неоднократно высказывалась за самое широкое привлечение к участию в консорциуме западных компаний, поскольку реальный технологический или инвестиционный вклад в его создание могут обеспечить именно они. Технологические возможности российской стороны примерно соответствуют украинским (трубы, арматура, газотурбинное и компрессорное оборудование, контрольно-измерительные приборы и автоматика). Финансовые возможности России представляются ограниченными в связи с необходимостью осуществления значительных инвестиций, направленных на поддержку объемов добычи и транспортировки природного газа с новых месторождений, которые все дальше и дальше уходят на Северо-Восток.

Периодически поднимаемый украинской стороной вопрос вовлечения в консорциум компаний Каспийско-Среднеазиатского региона не вызывает большого энтузиазма у российской стороны. Что, в общем-то, объяснимо, если учитывать средне- и долгосрочные перспективы баланса российского природного газа и интересы ОАО «Газпром» в использовании газа упомянутого региона для замещения внутреннего российского потребления или его экспорта на рынки Европы.

Собственно, с учетом ресурсного потенциала Каспийско-Среднеазиатского региона Обществом и было принято решение о рассмотрении варианта создания консорциума на базе строительства новой ветки газопровода от восточной к западной границе Украины. Прокладка такого газопровода даст возможность к 2013 г. увеличить ежегодные объемы транзита газа на 20–30 млрд м3.

В январе текущего года состоялась трехсторонняя встреча (НАК «Нафтогаз України», ОАО «Газпром», Ruhrgaz AG), на которой немецкая сторона была проинформирована о решении строительства газопровода Новопсков–Ужгород. Одновременно состоялась презентация проекта строительства участка Богородчаны–Ужгород (оба пункта находятся на территории Украины), как первого этапа инвестиционной деятельности консорциума. Ответ – за немецкой стороной.

Модель строительства нового газопровода имеет несомненные преимущества: она позволит увеличить поступления в госбюджет, создавать рабочие места, размещать новые заказы (вероятнее всего, – на предприятиях России и Украины) на производство оборудования. В то же время до принятия решения о строительстве требуется проведение тщательных маркетинговых исследований, в первую очередь в контексте потенциальной конкурентоспособности нового газопровода по отношению к существующим транзитным веткам. Также был бы полезным сравнительный анализ эффективности инвестиций для варианта нового газопровода (Новопсков–Ужгород) и модернизации и расширения существующей системы, включая недозагруженные газопроводы Торжок–Долина и Ивацевичи–Долина.

До принятия решения следовало бы провести тщательный анализ и обсуждение ТЭО строительства с привлечением экспертов, а также общественные слушания. Так или иначе, но до момента окончательного вердикта остается немного времени, и выносить его будут политики.

Когда верстался номер

Поступило сообщение из Киева о подписании крупнейшего газового соглашения между Газпромом и Нафтогазом Украины о совместном строительстве и эксплуатации 214-километрового газопровода Богородчаны – Ужгород. Бартерная сделка основана на принципе «транспортируй или плати»: за перекачку газа через Украину Россия расплатится тем же «голубым топливом». Зато экспорт нашего энергоносителя в Западную Европу по новой трубе в 2005 г. увеличится на 5 млрд. м3, а когда газопровод заработает на полную мощность – на 15 млрд. м3.
 

Еще статьи на эту тему:
— Три этапа реформ
— Пороги транзитного потока

 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru