|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
"Нахимичить" не получается...
Цель изменения законодательства, регулирующего химическую и нефтехимическую отрасль – общее снижение налогового бремени, а не раздача дополнительных льгот.
Анатолий ГУБКИН,
председатель экспертного совета по химической и нефтехимической промышленности при Комитете по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Госдумы Тут никакого регулирования со стороны государства мы, к сожалению, не видим. И самое интересное, потребители некоторых видов пластиков, смол, каучуков, удобрений вынуждены, особенно во время пиков спроса, закупать эту продукцию в СНГ и дальнем зарубежье. Еще несколько лет назад украинская и белорусская нефтехимия влачили жалкое существование, а сейчас растут колоссальными темпами, и российским предприятиям остается им только завидовать. Сложная ситуация в последнее время возникла на рынке бензола: дополнительные мощности не вводятся, а спрос растет. Если раньше Минпромнауки хотя бы собирало информацию по потреблению сырья и выходу промежуточной и готовой продукции нефтехимии, то сейчас ни Минпромэнерго, ни Минэкономразвития этим не занимаются. Отдельная проблема – утилизация попутного нефтяного газа, которая резко усугубилась за последние годы, потому что добыча нефти растет. По примерным оценкам, сжигается уже более 10 млрд м3 газа. Примеров можно приводить много, но ясно главное – никакой государственной политики в этом вопросе не существует, а многие компании и даже крупные холдинги вынуждены конкурировать друг с другом вместо того, чтобы согласовывать позиции по предельным мощностям, транспортной и ценовой составляющим, рынкам сбыта и т.д. Конкурентоспособность химического и нефтехимического комплекса России низка по производственному потенциалу и выпускаемой продукции. Быстрое решение этих задач при дефиците ресурсов на модернизацию практически нереально. А не за горами – вступление России в ВТО. Необходимо напомнить, что реально переговоры идут в рамках «ВТО плюс», то есть от России требуют принятия дополнительных обязательств. С проблемами, связанными с вступлением в ВТО, столкнутся не только производители, ориентированные на внутренний рынок, но и экспортеры. В блоке системных вопросов от России требуют полного отказа от вывозных пошлин, которые являются существенной статьей дохода федерального бюджета. Если Россия согласится ликвидировать вывозные пошлины на отдельные виды химической продукции (некоторых полимеров и ароматических соединений), их экспорт станет более эффективным. Но полученный эффект может быть нивелирован обострением проблем сырьевого обеспечения в стране. Будут отменены региональные субсидии и отсрочки платежей. Потеря конкурентоспособности еще более усилится при выравнивании внутренних и мировых цен на энергоресурсы и сырье. Даже такие предприятия, как Нижнекамскнефтехим, Казаньоргсинтез, Тольяттикаучук, Тольяттиазот и другие, поставляющие за рубеж значительные объемы полиэтилена, этиленгликоля, аммиака, карбамида, каучуков снизят ценовую конкурентоспособность. Реальной становится опасность полного вытеснения отечественных производителей химической и нефтехимической продукции с собственного рынка зарубежными поставщиками. Нужно проанализировать состояние конкурентных сегментов рынка химикатов, которые будут играть определяющую роль для предприятий отрасли в перспективе. Оценить влияние гармонизации импортных тарифов и отмену всех видов бюджетных субсидий предприятиям. Развернуть в прежнем объеме работу по сертификации продукции, формированию технических норм и стандартов с ориентацией на международные, по углублению кооперации, расширению интеграционных связей в рамках СНГ. Заключать торговые соглашения по реализации продукции российских предприятий в рамках государственных. Необходимо применить меры защиты от неблагоприятного воздействия конкуренции с зарубежными поставщиками, отраженные в Федеральном законе «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров». Например, запретить ввоз в страну шин, бывших в употреблении, изношенных. В этот период часть работ, связанных с сертификацией, безусловно, нужно взять на себя правительству и государству. Сейчас все это идет на уровне хозяйствующих субъектов. Не готова отрасль и к ратификации Киотского протокола. А ведь она первой попадет под его контроль. Ввод новых мощностей, особенно крупнотоннажных производств, возможен будет только в рамках квотирования выбросов углекислого газа. В какой же глубине преобразований нуждается законодательное обеспечение развития отрасли? Химия и нефтехимия не имеют налоговых преференций, даже таких, которые есть у металлургии, нефтянки, агропромышленного сектора. Вернуться к отдельному отраслевому законодательному обеспечению нам не удастся. Цель изменения законодательства – общее снижение налогового бремени, а не раздача дополнительных льгот и преференций. По различным направлениям изменения законодательства (бюджетного, налогового, валютного, таможенного, трудового) многие предприятия и организации дали конкретные предложения. По мнению большинства, необходимо принятие новых законов «О промышленной политике», «Об упаковке и упаковочных отходах», «Об инвестиционной деятельности» и ряд других. В целом же экспертный совет по химической и нефтехимической промышленности и Комитет ГД по промышленности, строительству и наукоемким технологиям считают, что проблемы, стоящие перед отраслью, должны быть решены в рамках концепции ее развития до 2010 г., которую правительство должно принять до конца этого года. В этом документе и должны быть заложены законодательные инициативы правительства по согласованию с союзом химиков и представителями отрасли. Мнение эксперта Брошены на произвол рынка
Владимир ГУСЕВ,
Химия – одна из самых наукоемких отраслей в мире. Несмотря на эту уникальность,
правительство бросило ее на произвол рыночной экономики. Развитие отрасли должно
сопровождаться самой современной академической наукой, и, безусловно,
обеспеченностью сырьем и катализаторами, прежде всего, ароматическими
предельными и непредельными углеводородами – продуктами глубокой переработки
нефти и конденсата газа. Почему в самой богатой нефтью и газом стране мы
испытываем недостаток сырья?! Это вообще непонятно никому! С 1994 г. было
принято 40 федеральных законов, относящихся к производственной сфере, но
законов, имеющих прямое отношение к химической и нефтехимической промышленности,
не было, только постановления и распоряжения правительства России, приказы
министерств и ведомств. До 2000 г. в годовые бюджеты включались инвестиционные
программы, которые предусматривали значительные финансовые ресурсы для многих
предприятий химического комплекса (Башкирского полиэфирного комплекса, Тверского
завода химического волокна и еще 12 предприятий). Но главным законодательным
актом, который открывал широкие возможности для инвестирования, был закон о
формировании бюджета развития и банка развития в 1998 г., предусматривающий
очень низкие кредитные ставки и кредиты на долгий период. Но в этом году Госдума
изъяла закон из действующих, хотя он почти не действовал, и это тем более
печально. На Башкирском полиэфирном комплексе, например, несколько лет
простаивает оборудование для производства полимера ХХI в. полиэтилентерефтолата
(ПЭТФ). 15 лет назад мы получили это оборудование по контракту с Англией.
Средства для запуска производства должно найти государство, пока оборудование не
вышло из строя.первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности Наш комитет просит депутатов Госдумы вернуться к закону о бюджете и банке развития, разработать проект федерального закона о национальной политике развития конкурентоспособной экономики, о независимых газо- и нефтедобывающих компаниях и стимулировать их к комплексной, глубокой переработке сырья. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Еще статьи на эту тему: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Журнал «Мировая энергетика»
Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г. |