Архив журналов

 

Журнал «Мировая энергетика»

Ноябрь 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

"Жаворонок" долетит и до медвежьих углов

Автономный мобильный ветроэнергетический комплекс "Жаворонок", запатентованный еще в 1991 г. и отмеченный дипломами международных выставок в Брюсселе, Женеве и подмосковном Жуковском, проходит последние сертификационные испытания на ветрополигоне Всероссийского НИИ сельского хозяйства. В начале будущего года начнется его серийное освоение на московском заводе "Вымпел". Первыми его получат пограничные войска ФСБ России, нефтяники Азербайджана, отечественные геологи и буровики.
Виктор ЛИТОВКИН,
обозреватель РИА "Новости" – специально для "МЭ"
ВЭК Жаворонок, Мировая энергетика Недалеко от подмосковной Истры уже можно увидеть десяток высоких, с пятиэтажный дом, машущих голубыми крыльями ветроэнергетических установок. Не голландских, датских или каких-то там французских. А родных, доморощенных, сделанных в Московском институте теплотехники (МИТ). В том самом, что известен всему цивилизованному военному миру, как создатель межконтинентальных стратегических ракетных комплексов «Тополь» и морской стратегической ракеты «Булава-30» для российских атомных подводных субмарин.

Заместитель директора – заместитель генерального конструктора МИТ Николай Карягин говорит, что их разработка с энтузиазмом принята специалистами, работающими в отрыве от стационарных баз, где нет или невозможно централизованное энергетическое обеспечение. «Жаворонка» легко перевозить любыми видами транспорта – автомобилями-контейнеровозами, вертолетами, морскими и речными судами. Просто, в считанные часы развернуть на горной вершине или склоне ущелья, где гуляет ветер, в тундре и тайге, на нефтяной морской платформе и даже на площадке аварийно-спасательных работ. Электроэнергия мощностью в 30 кВт будет обеспечена.

И при этом не нужно никуда доставлять бочки с соляркой, круглосуточно эксплуатировать дизель-генераторы, нет необходимости держать слесаря-моториста – «Жаворонок» работает абсолютно автономно, с полной заводской гарантией. Даже не требует специального фундамента для установки.

– Наше ветроэнергетическое оборудование достаточно дорогое, – говорит Николай Карягин, – стоит порядка 200 тыс. долл., но применительно к экстремальным условиям, где оно будет работать, окупается очень быстро. У нас уже есть твердые заявки, как минимум, на 300 агрегатов, и, думаем, когда они поступят в широкую эксплуатацию, заказов будет гораздо больше. Ведь самый близкий зарубежный аналог нашего «Жаворонка» стоит 270–280 тыс. долл., а эксплуатационные и другие характеристики значительно ему уступают.

Впрочем, ветроэнергетический комплекс «Жаворонок» – далеко не единственная продукция «гражданского назначения», которая вышла из стен знаменитого «оборонного» Московского института теплотехники. Жителям российской столицы хорошо известна монорельсовая дорога, которая сейчас тоже проходит последнюю обкатку и испытания. Она протянулась от станции метро «Тимирязевская» до Останкинского телецентра, ВВЦ и до улицы Сергея Эйзенштейна, должна открыться в начале будущего года, а в перспективе – соединить в единое транспортное кольцо с выходом на метрополитен все московские аэропорты – «Шереметьево1,2 и будущий – 3», «Домодедово» и «Внуково».

Но это все – проекты, хотя и действующие, но пока не вступившие в строй. А в Восточном округе столицы (Измайлово, Сокольники, Перово) уже не первый месяц работает озонаторная установка для очистки воды ОУ-25, тоже созданная МИТом. Как и в предыдущих разработках, здесь применены высокотехнологичные достижения отечественной «оборонки».

Во-первых, озонаторная установка МИТа не требует капитального строительства, она собрана из контейнеров-модулей, которые можно эксплуатировать при разбросах температур ±50oС. Во-вторых, она занимает сравнительно небольшую территорию. Если французское озонаторное оборудование на Восточной станции очистки воды использует «площадку» в 1 тыс. м2, то ОУ-25 занимает только 200 м2. И, в-третьих, разработке московских «оборонщиков» не нужен для обслуживания большой производственный персонал. Она, как и «Жаворонок», работает автономно, под управлением специальной компьютерной программы, где задаются все необходимые эксплуатационные режимы. Данные от них поступают на центральный диспетчерский пункт, откуда можно при необходимости внести поправки.

Подобная очистная аппаратура, но французского производства, трудится в другом районе столицы – на Рублевской водопроводной станции, но стоит, как минимум, на 30% дороже, чем отечественная, целых 10 млн долл. Вместе с установкой, подключением, поставкой запасных частей и озоносорбционных материалов, естественно, тоже зарубежного происхождения, все 18–20. МИТовскому озонатору ничего этого не нужно. А модульный принцип построения позволяет собрать очистную установку не только для мегаполисов, но и городов областного масштаба.

Более того, МИТовские озонаторы могут очищать и стоки атомных электростанций – уже идут переговоры об их поставках на Кольскую АЭС и в Удомлю на Калининскую АЭС. Заинтересовались ими предприятия целлюлозно-бумажной промышленности, металлургии, элеваторы и другие.

Генеральный директор – генеральный конструктор Московского института теплотехники, член-корреспондент РАН Юрий Соломонов объясняет, зачем им все эти конверсионные заботы.

– Мы участвуем в большом перечне гражданских работ федерального и муниципального, московского уровня. Кроме монорельса, ветроэнергетических и озонаторных установок, создали ряд медицинских систем, в том числе рентгеновские аппараты, которыми обеспечили сотни поликлиник и больниц от Анадыря до Смоленска. Вместе с мэром Москвы Юрием Лужковым разработали уникальную конструкцию круглого улья, получили на него международный патент.

Все это делается не только для диверсификации производства, но в первую очередь для сохранения и приумножения кадрового богатства предприятия – высококвалифицированного научно-технического потенциала, которым владеет институт.

Важно и то, что гражданские проекты института сумели увлечь своей новизной и уникальностью студенческую молодежь. На средства, заработанные благодаря диверсификации, закуплено новое оборудование, в том числе для автоматизированного проектирования. А чтобы не работать над новыми проектами вхолостую (а такое бывало), проводятся маркетинговые исследования, просчитывается самоокупаемость, доходность для института и смежников.

Это важно, поскольку в кооперации с МИТом работают сотни предприятий и НИИ страны. Среди них такой знаменитый, как Воткинский машиностроительный завод, где собственно и делают «Тополя», а также ряд комплектующих к озонаторным установкам. Балашихинский «Криогенмаш», НПО «Автоматика» из Екатеринбурга, Истринский ВЭИ (Высоковольтный энергетический институт), НПО им. Пилюгина, ЦКБ «Титан» из Волгограда, Московский завод «Вымпел», который делает сверхзвуковые авиационные ракеты и уже занят в производстве ветроэнергетических установок «Жаворонок», другие заводы и КБ. «Рыночный промах» головного предприятия станет и их бедой, может нанести непоправимый финансовый, а главное – социальный ущерб. Этого допускать нельзя. Вот и выбирает МИТ проекты, которые не только окупятся, но и принесут серьезную прибыль ему и партнерам.
 

Еще статьи на эту тему:
— РАО ЕЭС изучает ветропотенциал

 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru