Архив журналов

 

Журнал «Мировая энергетика»

Ноябрь 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

ЮКОС теряет кормильца

Все разговоры по поводу возможности или невозможности банкротства ЮКОСа и продажи его основного актива – Юганскнефтегаза (ЮНГ) – закончились. На конец ноября запланирован аукцион по продаже 100% голосующих акций ЮНГ (76,8% от акционерного капитала). По какой же цене?

Сергей КОЛЧИН,
главный научный сотрудник ИМЭПИ РАН, д.э.н.

Как уже заявил представитель Минюста, стартовая цена пакета будет рассчитана, исходя из оценки всех акций компании в 10,4 млрд долл., с дисконтом в 60% как к миноритарному пакету. Таким образом, она составит чуть более 4 млрд долл. По оценке экс-министра экономики Евгения Ясина доля ЮНГ в суммарных активах ЮКОСа приближается к 60%, а его продажа приведет компанию к краху. По договору с Минюстом инвестиционный банк Dresdner Kleinwort Watterstein оценил ЮНГ в 14,7–17,3 млрд долл., с учетом налоговых претензий. В российских правительственных кругах утверждают, что оценка немцев не учитывает сложностей с лицензированием месторождений ЮНГ. Появились даже сообщения, что после возможного отзыва лицензий у компании, стоимость ее активов может упасть до 2–3 млрд долл. Как отметил глава Минприроды Юрий Трутнев, к ЮНГ есть определенные претензии по выполнению лицензионных соглашений.

Возникает вопрос, зачем занижать стоимость продаваемых активов? Ответ на него напрашивается сам собой: государство не намерено упускать эти активы из сферы своих интересов. Соответственно, в качестве основных претендентов на ЮНГ называют Газпром (с учетом его наметившейся экспансии в нефтяной бизнес) и Сургутнефтегаз, традиционно лояльный государству.

Что касается Газпрома, то его топ-менеджеры открещиваются от планов поглощения наследства ЮКОСа. Так, глава Газпрома Алексей Миллер подчеркивает, что в инвестиционной программе 2003 г. нет средств на покупку активов ЮКОСа. Однако, на наш взгляд, нельзя считать эти заявления полностью искренними. Напомним, ранее Газпром неоднократно заявлял о том, что у него нет планов объединения с Роснефтью. Как утверждает бывший российский вице-премьер Александр Шохин, Газпром вполне может купить ЮНГ. Он заявил, что причиной скупки Газпромом акций РАО «ЕЭС России» и Мосэнерго может стать их дальнейшая перепродажа непосредственно для покупки ЮНГ. Помимо Газпрома, претендовать на покупку ЮНГ может также Сургутнефтегаз, у которой имеется около 7 млрд долл. свободных средств, утверждает Шохин.

Идея передачи активов ЮКОСа в руки компаний лояльных или подконтрольных Кремлю достаточно прозрачна и логично вытекает из стратегии действий государства в ТЭК, реализуемой в последнее время. Но возникает естественный вопрос, как избежать конкуренции со стороны внешних претендентов при продаже ЮНГ по демпинговым ценам. Ответ на него дает вся недавняя практика приватизации российских нефтяных активов, например, последний прецедент – продажа Славнефти, когда китайцы, предлагавшие изначально большую цену, были отстранены от участия в конкурсе.

Российские бюрократические структуры располагают теперь богатым опытом отсечения нежелательных конкурентов, даже если они предлагают более выгодные условия. Судьба же сделок с участием западного капитала обычно решается на самом высоком уровне. Обращаясь к комментариям международных экспертов по поводу предстоящей судьбы Юганскнефтегаза можно, для примера, сослаться на известного американского специалиста Ариэля Коэна. По его мнению, что касается того, кто будет покупателем, то это менее важно, если аукцион будет прозрачным и честным. Коэн также подчеркнул, что в обозримом будущем западные компании по-прежнему будут сохранять интерес к российскому рынку, «поскольку Россия обладает крупнейшими запасами углеводородов за пределами Ближнего Востока».

То есть, на Западе считают, что действия против ЮКОСа – внутреннее дело России, хотя и не одобряют их. Там превалирует прагматический подход: важнее всего обеспечить стабильность поставок нефти из России на внешние рынки, а как это будет достигаться – дело второе. В известной степени для внешних инвесторов даже удобнее иметь дело с госкомпаниями, обеспеченными поддержкой и ресурсами государства, а не с их частными аналогами.

Более актуальным, на наш взгляд, является вопрос об отношении российского нефтяного сообщества к судьбе ЮКОСа и ЮНГ. Но и здесь наблюдается сдержаннопрагматический подход: сигнал от государства получен, надо делать собственные выводы. Схемами уклонения от налогов, внутрикорпоративными ценами пользовались многие. ЮКОС стал своего рода показательным полигоном для апробации новых принципов госполитики в нефтяном комплексе.

Так что опальному ЮКОСу, видимо, предстоит удовлетвориться неким «пособием по потере кормильца» (Юганснефтегаза) и возможными дальнейшими компромиссами с государством. Насколько дальновидной окажется нынешняя политика властей – покажет время. Видимо, государство пойдет на заключение соглашений с западными акционерами ЮКОСа, сохранив жесткую позицию в отношении нынешних российских владельцев компании.
 

Еще статьи на эту тему:
— Пиррова победа
— ЮКОС тянет вниз нефтянку
— Синдром ЮКОСа климат не испортит

 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru