Архив журналов

 

Журнал «Мировая энергетика»

Ноябрь 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Газовая "шапка" над нефтью

Формируя свой холдинг, государство создает предпосылки для переброски денег из госказны в госкомпанию

Михаил СУББОТИН,
директор компании «СРП-Экспертиза»

Слияние, или точнее поглощение Роснефти Газпромом пока означает лишь объявление о мобилизации государством принадлежащей ему собственности. Не больше и не меньше. Объединенная компания по уровню нефтедобычи будет уступать ЛУКОЙЛУ и Сургутнефтегазу, зато заметно опередит такие компании, как Сибнефть, ТНК и Татнефть. Против слияния вряд ли найдутся серьезные доводы. Даже Федеральная антимонопольная служба, по-видимому, не пойдет против этой сделки в связи с тем, что все-таки сливаются компании с двух разных рынков: нефтяного и газового. Вот если бы это были две ведущие нефтяные компании, то гипотетически можно допустить, что проблем было бы больше. Хотя совсем недавно предшественник ФАС – МАП не нашел возражений даже против объединения ЮКОСа и Сибнефти.

А ведь только в августе правительство опубликовало список стратегических госпредприятий, не подлежащих приватизации, в число которых попала и Роснефть. По сути, передача Роснефти из госсобственности Газпрому невозможна до исключения ее из этого списка. Поэтому соответствующее заявление Сергея Богданчикова о том, что компания полагает «целесообразным сохранение Роснефти в списке стратегических предприятий» весьма символично: топ-менеджеры компании, очевидно, рассматривают объявленную сделку как враждебное или недружественное поглощение, а Газпром на профессиональном жаргоне называется в таком случае «черным рыцарем». С враждебным поглощением обычно борются до конца. Конечно, можно исключить компанию из «стратегического списка» и сделать это весьма оперативно. А все-таки интересно: то ли комбинация с поглощением возникла «в последнюю минуту», то ли, напротив, включение в список «неприватизируемых» позволяло до поры до времени не привлекать внимания заинтересованных структур к компании? Такие действия не слишком похожи на последовательную и просчитанную политику по управлению государственным имуществом.

Само по себе объединение капиталов двух компаний не увеличивает размер государственной собственности, а предполагает дополнительные расходы на перестройку структуры объединенной компании. Поэтому обычно курс акций «поглотителя» вскоре после подобных сделок падает. Происходит реструктуризация его капитала: закрываются наименее рентабельные филиалы, сокращаются структуры, оказавшиеся в новых условиях дублерами. При этом обычно увольняется примерно треть топ-менеджеров объединенной компании.

Конечно, у Роснефти бороться с Газпромом «в лоб» нет ни сил, ни желания. Однако это не означает, что процесс объединения пойдет без сучка, без задоринки. Заявления о том, что в будущей Роснефти не найдется места председателю Совета директоров компании (замглавы администрации президента Игорю Сечину) предвещают серьезный конфликт интересов в ближнем окружении президента РФ. Глава Роснефти Сергей Богданчиков направил президенту Владимиру Путину письмо, в котором изложил план вхождения своей компании в Газпром. Глава администрации президента Дмитрий Медведев вскоре выступил с критикой этих предложений Роснефти. Тем самым нашла подтверждение версия о конфликте руководства Роснефти с председателем правления Газпрома Алексеем Миллером и Дмитрием Медведевым, которые запустили механизм поглощения. Поиск лучших решений, да еще растянувшийся во времени, может привести к неожиданным результатам.

Попытка в «-надцатый» раз создать национальную компанию в ТЭК России столкнется и с другими проблемами, на скорое разрешение которых рассчитывать не приходится. В частности, среди претендентов на включение в будущий госхолдинг рассматриваются Зарубежнефть и Юганскнефтегаз (за долги ЮКОСа). Вместе с Сургутнефтегазом ими мог бы быть образован некий государственный фронт в ТЭК. Однако чем больше компаний будет вовлечено в процесс объединения, тем больше будет и разного рода организационных, финансовых и политических проблем. А там, глядишь, выяснится, что овчинка выделки не стоила: рынок – не театр боевых действий, а организационная перетряска только мешает нормальному развитию вовлеченных в нее компаний.

История двух компаний, оказавшихся в центре общественного внимания, заметно разнится. Из Роснефти все время для приватизации вычленяли отдельные предприятия и объединения, и все нынешние компании были созданы таким путем. В то же время Газпром сохранил монолитное производственное единство, пережив все зигзаги приватизации и оставшись живым напоминанием об СССР, едином народнохозяйственном комплексе, министерстве газовой промышленности и плановой экономике. В определенном смысле нынешнее слияние – это завершение эпохи СССР, когда в стране было отдельно министерство нефтяной промышленности, отдельно – газовой. Известно, что газ, как правило, либо растворен в нефти, либо расположен в виде шапки над ней. Поэтому полноценная разработка большинства месторождений объективно заставляет компании этой отрасли быть нефтегазовыми. И Газпром, следуя этой логике универсализации, в последние годы расширял масштабы своего нефтяного бизнеса еще до поглощения Роснефти. И уже подобрался к уровню примерно половины ее нефтяной добычи. Да и у Роснефти все время росли газовые активы.

В результате объединения может возникнуть более гармонично устроенная нефтегазовая компания: создаются предпосылки для улучшения качества менеджмента, более рационального распоряжения активами и возможного будущего роста компании. Но это произойдет когда-нибудь потом, после непростого периода организационной притирки. Интересно, что компании давно и плодотворно сотрудничали. Так, в конце 2001 г. Газпромом и Роснефтью на паритетных началах была создана компания Севморнефтегаз для разработки пяти месторождений шельфа Печорского моря, среди которых такие стратегические, как Приразломное и Штокмановское. Что-то помешало продолжать в том же духе (заключать стратегические альянсы, долгосрочные контракты, создавать совместные компании).

После сделки ТНК-ВР еще две крупные иностранные компании получили блокирующие пакеты в ведущих отечественных компаниях. По новым договоренностям ЛУКОЙЛ получит 70% в совместном предприятии, а ConocoPhillips – 30%. В конце сентября французская компания Total объявила о приобретении 25% плюс 1 акции компании НОВАТЭК, одного из крупнейших после Газпрома производителей газа в России.

Приход иностранцев в качестве собственников ведущих отечественных компаний при одновременной мобилизации государственной собственности создает противоречивую картину: то ли крен делается в сторону усиления роли госсобственности в экономике, то ли предстоит не просто дальнейшая приватизация, а самый ее радикальный, либеральный вариант (на что не пошли даже в 90-е годы) – продажа компаний иностранцам. По-видимому, принимаемые ныне решения – свидетельство отсутствия целостного государственного подхода, что в принципе отражает период общественного смятения после проведенных реформ, когда подвергаются сомнению и ревизии все благоприобретенные ценности (принцип разделения властей, демократические институты, эффективность частной собственности и т.п.).

Оценивая сделку Газпром-Роснефть, премьер-министр РФ Михаил Фрадков пообещал, что «в ближайшее время» мы получим «транснациональную компанию мирового значения». Поскольку и раньше Газпром был такой компанией, то можно предположить, что поглощением Роснефти дело не ограничится. И премьер не исключил возможности приобретения Газпромом новых нефтедобывающих активов. Каких именно? На каких условиях? Можно только гадать. Вот, например, Минприроды пообещало было отозвать у Юганскнефтегаза все лицензии, а кроме того, собирается отобрать у ТНК-ВР лицензию на Ковыкту, запасы газа которой составляют 4% от общероссийских. Да и вообще поменять владельцев порядка четверти всех лицензий (для начала). Понятно, что у государства государственная же компания не может не быть первым претендентом на высвободившиеся активы.

В принципе государственная собственность есть во многих нефтегазовых компаниях. Где больше, где меньше. И начавшаяся ее консолидация может быть продолжена. До сих пор государство время от времени отрывало по кусочку от госпакетов акций и порционно выставляло их на продажу, т.е. управляло именно пакетами акций, считая приватизацию госимущества первоочередной задачей и наилучшим способом сделать управление капиталами эффективным. Теперь может возникнуть соблазн пересмотреть эти стратегические установки и начать забирать у других компаний свое кровное «натурой» – филиалами, предприятиями, оборудованием... И так постепенно, как магнитом, собрать в крупнейшей государственной нефтегазовой компании все профильные активы. В этом случае Газпромнефть действительно может довольно скоро еще больше раздаться в размерах. Где может завершиться такой процесс собирания госсобственности и будет ли она в этом случае лучше управляться – вот что не в последнюю очередь волнует всех заинтересованных лиц.

Может быть, главный вопрос: будет ли новая компания кормилицей бюджета или, напротив, именно бюджет станет ее донором? Парадокс состоит в том, что, с одной стороны, авторы проекта создания мощной государственной компании надеются на рост денежных потоков от ее деятельности, а с другой стороны, они же рассчитывают, что новая могучая госструктура позволит осуществлять, например, интервенции на внутреннем рынке, в борьбе с монополизмом сбивать внутренние цены, обеспечивать целевые поставки по требованию государства и т.п. Однако это – две прямо противоположные задачи. Либо валютная выручка от экспорта и пополнение бюджета, либо поставки нефти и газа для государственных нужд и влияние на внутренние цены на горючее за счет сокращения доходов компании. Деньги ведь берутся не из воздуха. Кстати, отметим, что США в 1911 г. для создания конкурентного рынка и повышения эффективности производства частных компаний пошли другим путем: монополию Стандард ойл раздробили на 33 такие же частные компании.

После объявления Газпрома было немало разговоров о его поэтапной либерализации: мол, сначала отмена барьеров только на внутреннем рынке, а затем и объединение рынков. Сегодня сформировались два рынка бумаг Газпрома – внутренний (акций) и внешний (депозитарных расписок на них). Для зарубежных инвесторов акции Газпрома стоят значительно дороже, чем для отечественных в 1,5–2 раза. Более того, по оценкам Газпрома, 20%-ная квота давно выбрана и сейчас доля иностранцев составляет 27–30% акций. Эту проблему тоже нужно было как-то решать. Сделка с Роснефтью позволяет Газпрому разрубить и этот гордиев узел.

Председатель правления Газпрома Алексей Миллер заинтересован в том, чтобы в состав акционеров возглавляемой им компании вошли стратегические и первоклассные инвесторы. «Либерализация направлена, в том числе, на достижение этих целей», – говорит он. Так, новая компания создается для улучшения управления государственной собственностью, роста ее капитализации и последующей приватизации? Или все-таки знаменует собой начало ползучей национализации, или, точнее, – деприватизации в ТЭК? Последует ли затем выделение из Газпромнефти ее транспортной составляющей Трансгаза по аналогии с Транснефтью? Или напротив, сначала газ, а потом и нефть перейдут под госконтроль в предельно упрощенном – госплановском понимании такого контроля?

Одной из причин сделки было объявлено увеличение в Газпроме госдоли. Государство упорно стремилось получить гарантированно контрольный пакет. В то время как для эффективного государственного регулирования ТЭК есть законодательство, которому подчиняются все компании. Если они ведут себя «неправильно», то в законодательство можно внести поправки. Если государству кажется, что та или иная компания не выполняет законодательство, например, недоплачивает в бюджет, то контроль государства вполне мог (и должен!) быть осуществлен соответствующими надзорными и контрольными органами. С другой стороны, что касается бизнеса, то какие акционеры или ими выбранный совет директоров откажутся от того, чтобы их компания была прибыльной и платила большие дивиденды? Вот только если цель создания новой компании как раз не в том, чтобы сделать ее высокоприбыльной...

Для того чтобы успешно конкурировать с другими странами-экспортерами, обеспечить рост геологоразведки, масштабов разработки месторождений, нужен приток прямых инвестиций в ТЭК. А что сегодня делается для привлечения инвестиций на государственном уровне? Совсем немного. Более того, «дело ЮКОСа» и ряд других действий властей только распугали инвесторов, и отток капитала в 13 млрд долл. в этом году может стать предвестием экономической беды: сменилась тенденция с позитивной на негативную. А ведь несколько лет было потрачено на умиротворение потенциальных инвесторов: им обещали и стабильность, и снижение налогов. Не сбылось. Успешное объединение государственной собственности могло бы привести в движение и последующую либерализацию Газпрома, и давно ожидаемое его реальное реформирование, а тем самым внести перелом в настроения инвесторов.

До сих пор у компаний, которые могут стать одним организмом, были амбициозные планы и явная нехватка собственных средств. Огромная задолженность позволяла им идти вперед, но одновременно ставила под вопрос финансовую состоятельность. За последнее время Газпрому удалось ввести в эксплуатацию лишь одну серьезную газовую провинцию – Заполярное месторождение. Правление Газпрома приняло решение сделать основными районами добычи газа полуостров Ямал, а также Обскую и Тазовскую губу, а до этого – так называемые ачимовские залежи Уренгоя и запасы Надым-Пур-Тазовского района. В свою очередь в 2003 г. Роснефть была одним из самых агрессивных приобретателей новых нефтяных активов. Но у компании слишком много проектов – это и блоки на сахалинском шельфе, и арктический шельф, и Восточная Сибирь. Роснефти с ее масштабами не под силу освоить сразу все. Поэтому в совместных проектах Роснефти с иностранными компаниями ее партнеры обычно играют роль «денежного мешка». Таким образом, у обеих компаний в перспективе огромные, дорогие, трудные для реализации проекты, но другого пути все равно нет. Им нужен инвестиционный прорыв после многолетнего застоя. Теперь многие финансовые вопросы могут быть решены легче и без лишних обсуждений. Будет ли реализован этот рыночный сценарий?

Может быть и другой сценарий развития событий. На протяжении многих лет правительство подвергалось критике за то, что оно не стимулирует инвестиционную деятельность, и само не участвует в серьезных инвестиционных проектах. В свое время обсуждались бюджет развития, фонд развития и т.п. экономические механизмы. Однако как давать частному сектору государственные деньги и потом не быть обвиненным в коррупции? Как обеспечить сохранность и приумножение выделенных средств? Формируя государственный холдинг, государство создает предпосылки для прямого участия в делах бизнеса путем переброски денег из правого кармана в левый – из государственных закромов в государственную компанию. В этом случае бюджетные средства могут быть мобилизованы для инвестиционного прорыва.


Ландшафт российского ТЭК претерпевает кардинальные изменения

Станислав КЛЕЩЕВ
заместитель начальника аналитического отдела
ИК «Файненшл Бридж»

Газпром + Роснефть

Начавшаяся сделка по приобретению Газпромом Роснефти с оптимизмом воспринята фондовым рынком. Это и понятно – в результате сделки по слиянию государство получит контрольный пакет акций Газпрома, тем самым будет снята последняя преграда для либерализации рынка акций газового монополиста. Что касается технической стороны сделки, то 10,7% акций Газпрома будут обменены на 100% уставного капитала Роснефти. Согласно нашей оценке, проведенной по методу дисконтирования денежных потоков, справедливая стоимость Роснефти составляет 5,9 млрд долл., что в целом соответствует текущей стоимости 10,7%-ного пакета акций Газпрома (6,4 млрд долл.). То есть государству придется целиком отдать Роснефть (и, вероятно, даже передать дополнительные активы), чтобы получить желаемый пакет акций Газпрома.

В то же время глава Роснефти Сергей Богданчиков предложил слить компании таким образом, чтобы государство не только получило реальный контроль над Газпромом, но и сохранило за собой 20–25% акций Роснефти. Мы надеемся, что ни государство, ни Газпром не пойдут на заключение сделки на предложенных Богданчиковым условиях. Иначе это будет означать, что Газпром купил Роснефть на 30% дороже ее реальной стоимости. Объяснить столь высокую премию к цене акций Роснефти невозможно.

Немного российского газа

Возможная сумма сделки французской Total и одного из крупнейших в России независимых производителей газа НОВАТЭК пока не разглашается, но, по словам пресс-секретаря французской компании, она составит меньше 1 млрд долл., или менее 1 долл. за баррель запасов. Несомненно, что такая цена привлекательна для иностранцев, испытывающих трудности с воспроизводством сырьевой базы. Это выгодная сделка и для НОВАТЭК. Помимо имиджевой составляющей (получения стратегического акционера в лице одного из majors), компания была высоко оценена рынком в преддверии размещения акций на западных фондовых площадках (для сравнения, Газпром сейчас торгуется из расчета 0,35 долл. за баррель запасов). Кроме этого, наличие иностранного акционера, появление которого в России согласовано на самом высоком уровне, должен существенно упорядочить доступ НОВАТЭК к «трубе» Газпрома. Не исключено, что в будущем НОВАТЭК сможет экспортировать и собственный газ.

Последний госпакет акций ЛУКОЙЛа

Завершился растянувшийся на многие годы выход государства из числа акционеров ЛУКОЙЛа. Крупнейшей нефтекомпании страны был подобран серьезный стратегический инвестор в лице ConocoPhilips. Как было объявлено сразу же после завершения аукциона (7,6%-ный пакет акций был продан за 1,99 млрд долл.), американская компания намерена тесно сотрудничать с ЛУКОЙЛом в проектах по добыче нефти как в России, так и за рубежом. В частности, предполагается создание совместного предприятия на базе месторождений ЛУКОЙЛа в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и передача ConocoPhilips 17,5% доли в проекте Западная Курна-2 в Ираке. Что дает ЛУКОЙЛу сотрудничество с Conoco? В первую очередь, это деньги, которые нужны компании для реализации своих масштабных проектов. Во-вторых, это поддержка администрацией США разработки иракских месторождений. Для ConocoPhilips приобретенный госпакет акций является входным билетом в Россию. Не будучи акционером ЛУКОЙЛа, вряд ли бы американцам удалось убедить команду Вагита Алекперова поделиться Тимано-Печорскими месторождениями.

Новая политика государства в ТЭК?

Упомянутые сделки заставляют отметить новые аспекты политики государства в ТЭК. Во-первых, это «сосредоточение сил и средств» государства в одной структуре, которая будет проводником его политики в отрасли. Такой структурой становится Газпром. Увеличение принадлежащего государству 38%-ного пакета акций Газпрома до контрольного сделает газовую монополию государственной не только де-юре, но и де-факто. После этого правительство не только как орган государственной власти, но и как контролирующий акционер будет заинтересовано в расширении влияния компании на топливно-энергетический комплекс. Премьер-министр Михаил Фрадков уже заявил, что не исключает того, что Газпром продолжит приобретение нефтяных и газовых активов. Сама по себе консолидация отрасли не несет негатива. Беспокойство вызывает то, что доля государства в ТЭК будет возрастать. Государство, как неэффективный собственник, вряд ли сможет обеспечить достижение показателей, заложенных в Энергетической стратегии России.

Сделкам с ConocoPhilips и Total предшествовали переговоры на самом высоком государственном уровне, несмотря на то, что покупались лишь миноритарные пакеты. Этот факт только подтверждает, что одобрение правительства становится необходимым условием для участия иностранцев в любых сделках в топливном секторе России.

Если раньше иностранная компания старалась стать если не мажоритарным акционером (например, Shell в проекте «Сахалин2»), то, по крайней мере, равноправным участником бизнеса (например, ТНК-BP), то две последние сделки имеют принципиально иной характер – приобретались миноритарные пакеты акций. Более того, участие иностранцев в управлении компаниями было ограничено. Как заявил председатель правления НОВАТЭК Леонид Михельсон, Total заходит в Россию в качестве пассивного инвестора, и не будет увеличивать долю в компании свыше 25% плюс 1 акция. А в случае с ЛУКОЙЛом ограничение на участие ConocoPhilips в акционерном капитале лидера российской нефтянки было специально оговорено в акционерном договоре (не более 20%). По всей видимости, эти ограничения были также выставлены государством, опасающимся, что стратегически важная отрасль может попасть под контроль нерезидентов.
 

Еще статьи на эту тему:
— Газпром меняет стратегию
— Суперальянс взбодрил фондовый рынок
— Вполне логичное слияние

 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru