|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Бесконечная борьбаПора ликвидировать перекрестное субсидирование
Материал подготовлен группой экспертов Госрегулирование тарифов в России длительное время недостаточно учитывало различия в расходах на обеспечение энергоснабжения разных групп потребителей. Цены для одних оказывались завышенными, для других – заниженными по сравнению с экономически обоснованным уровнем. Этот дисбаланс тарифов и получил название «перекрестное субсидирование». Его можно разделить на несколько видов: — между группами потребителей, получающими электроэнергию на разных уровнях напряжения и в разных режимах; — между электрической и тепловой энергией; — между потребителями различных регионов страны. Преобладающим является перекрестное субсидирование между населением и промышленными группами потребителей. Мировая практика и опыт формирования тарифов в бывшем СССР (до 1991 г.) свидетельствуют о том, что тарифы для крупных промышленных потребителей, получающих электроэнергию на высоком напряжении, должны быть в 1,6–2,5 раза ниже, чем тарифы для потребителей, получающих электроэнергию на среднем и низком напряжении (бюджетные организации, сельхозпредприятия, население). При этом самыми высокими должны быть тарифы для населения, которое получает электроэнергию на низком напряжении, поскольку протяженность соответствующих линий электропередачи наиболее велика, и, следовательно, ее потери, а также издержки на транспортировку, значительно увеличиваются. Бытующее мнение о том, что затраты на электроэнергию занимают существенную долю в доходах населения, что вызывает его негативную реакцию на повышение тарифов, опровергается статистикой, согласно которой при среднемесячной норме потребления одним работающим 100 кВт.ч, а пенсионера – 70 кВт.ч, эта доля для работающего в 1998–2004 гг. не выходила за пределы 1,4–1,7% от среднего размера зарплаты, а для одного пенсионера – 2,9–3,7% от среднего размера пенсии. Что касается перекрестного субсидирования между теплом и электроэнергией, то оно предполагает установление тарифов на тепловую энергию на уровне или ниже себестоимости ее производства и передачи за счет более высоких тарифов на электроэнергию. В 2000 г. в отрасли сложилась нулевая рентабельность по теплу, в 2002 и 2003 гг. рентабельность его производства и передачи составила соответственно – 2,8 и – 4,5%. В I-м полугодии 2004 г. в связи с опережающим ростом тарифов на тепло по сравнению с тарифами на электроэнергию рентабельность тепловой энергии составила 2,6%. По отдельным регионам такая тенденция убыточности тепловой энергии является постоянной и, по сути, представляет собой отражение ценовой политики местных администраций. Отсюда следует вывод: проблема «перекрестного субсидирования» требует немедленного решения (тем более в условиях перехода к конкурентному рынку), поскольку затрагивает не только социально-политические аспекты жизни страны, но и экономические, связанные с финансовым состоянием отдельных энергокомпаний и будущим отрасли в целом. И как бы ни хотели реформаторы ликвидировать перекрестное субсидирование и перейти к конкурентному рынку с минимальным риском изменения цены (тарифов) на электрическую и тепловую энергию для покупателей и поставщиков энергии, им вряд ли это удастся. А предложенный РАО «ЕЭС России» способ ликвидации перекрестного субсидирования через введение сбора неналогового характера, объем которого определялся бы регионами в зависимости от размера, на который необходимо снизить тарифы для населения, является лишь иной формой перекрестного субсидирования, отнюдь не уменьшающей нагрузку на промышленных потребителей. Наиболее полная на сегодня статистика по тарифам в электроэнергетике, в том числе и по перекрестному субсидированию, готовится к публикации в бюллетене «Тарифы в электроэнергетике», совместном труде Академии народного хозяйства при правительстве РФ и РАО «ЕЭС России». | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Еще статьи на эту тему: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Журнал «Мировая энергетика»
Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г. |