Архив журналов

 

Журнал «Мировая энергетика»

Ноябрь 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Больше свободы

В конце сентября председатель правления РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс выступил с инициативой реформирования оптового рынка электроэнергии (ОРЭ) «по-новому». О причинах, побудивших менеджеров энергохолдинга предложить общественности эту новацию (когда сектор свободной торговли, как и сам ОРЭ, не отработал еще и года), «МЭ» рассказывает Лариса Ширяева, руководитель департамента рынка Центра управления реформой РАО.

Наша цель осталась прежней – добиться, чтобы через несколько лет конкурентные отношения доминировали на рынке электроэнергии. Мы предлагаем лишь несколько изменить траекторию движения к этой цели.

Существующая переходная модель рынка в целом себя оправдала: она сыграла роль «испытательного стенда» конкурентных отношений в электроэнергетике. Стенд отработал неплохо, без сбоев и аварий. Но, как всякая учебная модель, нынешний рынок лишен некоторых свойств полноценного механизма. В частности, цены сектора свободной торговли, хоть и не регулируются директивно, но не могут считаться в полной мере рыночными. Ведь они находятся под сильным влиянием доминирующего регулируемого сектора (потребитель всегда может «уйти» туда), а кроме того, лишены гибкости, характерной для развитых рынков, должной реакции на конъюнктуру. Например, цены минимума и максимума суточной нагрузки принципиально не отличаются. По этой причине сигналы, которые существующий рынок подает участникам и инвесторам, искажены, их нельзя считать «рыночными».

Получается, что расширять эту модель не имеет особого смысла. Мало того, резервы для развития исчерпаны, ее расширение упирается в объективные проблемы. Не случайно при уже разрешенном объеме продажи электроэнергии в свободном секторе торговли – до 15% генерации, реальная доля этого сектора не превышала 9–10%. Это свидетельствует о том, что в рамках существующей модели нельзя увеличить объем свободной продажи электроэнергии при сохранении добровольности участия в свободном секторе торговли. Если же попытаться существенно увеличить последний сектор, сделав участие в нем обязательным, то многие потребители окажутся не готовы к такому переходу. Механическое расширение этого сектора приведет к нарушению существующих системных ограничений и чревато либо убытками генерирующих компаний из-за неполной оплаты мощности, либо увеличением стоимостного небаланса регулируемого сектора.

Мы разработали такое устройство переходного рынка, которое позволяет постепенно расширять конкурентный рынок, смягчив его «болезни роста», дав дополнительные гарантии потребителям. Они состоят в возможности удовлетворять определенный минимум потребностей в электроэнергии по стабильным ценам в течение длительных промежутков времени. Это обеспечивается регулируемыми двусторонними договорами потребителей и поставщиков. Чтобы обеспечить эти гарантии, основные условия таких договоров будут регламентироваться государством. Мы предлагаем свести регулируемый сектор рынка к подобным двусторонним договорам.

В то же время, гарантии – то есть параметры договоров – предлагается дифференцировать по группам потребителей. Доступ в регулируемый сектор ОРЭ будет открыт для любых крупных потребителей. Но самые выгодные условия необходимо предоставить наиболее уязвимым их категориям. Мы считаем таковыми, прежде всего, энергоемкие предприятия, для которых непредсказуемое повышение цен чревато огромными убытками, и население (точнее гарантирующих поставщиков – особые сбытовые компании, которые по закону обязаны снабжать электроэнергией население). Эти потребители образуют, соответственно, категории «А» и «B». Третья категория «С» – все остальные крупные потребители оптового рынка.

Договоры будут заключаться на срок от 1 года (для потребителей категории «С»), до нескольких лет (для потребителей групп «А» и «В»). Речь идет о целом пакете договоров, который данный потребитель заключает с различными поставщиками. Состав такого пакета и уровень стартовой цены регламентируются государством. Это позволит соблюсти баланс интересов «по цене» между потребителем и поставщиками и, кроме того, обеспечит справедливое распределение генерирующих мощностей (в противном случае нескольким крупным и влиятельным потребителям могут достаться самые дешевые генераторы).

Что касается цен, то первые пакеты договоров должны сохранить цены для значительной части потребителей на уровне, близком к существующему сегодня. Регулируемые двусторонние договоры будут заключаться на условиях «take or pay»: то есть нельзя отказаться от обязательств купить или продать оговоренный в договорах объем электроэнергии. При этом потребители имеют право продать излишки.

Важное нововведение заключается в ограничении свободного «перетока» потребителей из регулируемого сектора в сектор свободной торговли и обратно. Отсутствие подобных ограничений – существенный недостаток сегодняшней модели рынка. В новой модели эти ограничения носят экономический характер, директивного запрета потребителям участвовать в свободной или регулируемой торговле не предполагается. Более того, многие потребители смогут участвовать в обоих секторах ОРЭ. Но на возможностях маневрировать между этими секторами накладываются ограничения. Например, если вас не устраивает какая-то часть пакета договоров, вы хотите выбрать только самые выгодные договоры, то это не получится: можно принять либо весь пакет целиком, либо целиком отказаться и закупать электроэнергию на конкурентном рынке.

Ныне рынок «некомплектен»: в нем отсутствуют сегменты, характерные для развитых рынков электроэнергии: балансирующий рынок, рынок системных услуг, рынок прав на передачу. Целевая модель рынка, которая формируется, должна включать эти сегменты.

Ближайшая задача – создание балансирующего рынка, который с точки зрения функций заменит нынешний регулируемый сектор отклонений. «Обкатка» этого рынка в имитационном режиме возможна уже в начале следующего года, затем могут быть запущены полноценные торги. Необходимо также сформировать рыночные механизмы оплаты мощности.

В перспективе предполагается либерализация розничного рынка. А пока ближайший шаг – принятие правил розничного рынка переходного периода, которые в частности, регламентируют деятельность гарантирующих поставщиков (а именно они, напомню, выступают потребителями группы «В» в предлагаемой новой модели рынка).

Прямая речь

Три года без потрясений и ценовых всплесков

Анатолий ЧУБАЙС,
председатель Правления РАО «ЕЭС России»
(из выступления на конференции Brunswick UBS 28 сентября)

...Менее года назад, 1 ноября 2003 г., была создана торговая площадка АТС (Администратор торговой системы. На этой площадке может продаваться и покупаться по свободным ценам до 15% электроэнергии ОРЭ – Ред.). Это реально функционирующий, открытый рынок электроэнергии, объем продаж которого в этом году мы ожидаем в размере 850 млн долл. На АТС сейчас реализуется 9% электроэнергии, производимой в Европейской части России и на Урале.

...Мы предлагаем пересмотреть концепцию либерализации регулируемого рынка электроэнергии. Как я уже сказал, мы создали свободный сектор рынка, который сосуществует с регулируемым рынком. Было очевидно, что последний нуждается в глобальном преобразовании. Но долгое время мы жили примерно в таком представлении: необходимо выработать технологию либерализации на свободном секторе рынка, которая потом получит распространение и на регулируемый сектор. Сегодня мы отказываемся от этой логики. Мы предлагаем не распространять технологию свободного сектора на регулируемый сектор, а преобразовать существующую на последнем систему компенсации в систему двусторонних договоров. Каждый потребитель и покупатель получит не просто цену, которую ему установила Федеральная служба по тарифам, а двусторонний договор. Вместе с тем у потребителя должна быть возможность выхода из него в том случае, если свободный рынок предлагает лучшие условия.

Помимо этого, в этой ситуации можно будет защитить тех, кто реально нуждается в защите на переходный период – в том числе население, а также наиболее энергоемких промышленных потребителей, что тоже значимо для экономики страны. Вот этот трехлетний переходный период в нашем понимании позволит двигаться к рынку без каких-либо потрясений и ценовых всплесков.
 

Еще статьи на эту тему:
— Дьявол в деталях
— Затянуть реформу - значит прыгнуть и замереть в воздухе.
— Поспешая, не торопимся
— Обойдемся без революций
— Бесконечная борьба

 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru