|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Поспешая, не торопимся2004 год не станет решающим в реформе электроэнергетики
Алексей СОЛОВЬЕВ, Нерешительность правительства усилила риск непредсказуемого изменения в планах реформирования, а также роста неопределенности в отношении дальнейших преобразований в отрасли. Кроме того, реформа отстает от сроков. Сдвинулась, например, продажа первой ОГК. Ранее в правительстве высказывались предположения, что тендер по ней может состояться в конце 2004 г. Не слишком оптимистично воспринимает фондовый рынок и то, что вопрос об учреждении очередной ОГК пока не включен в повестку заседания совета директоров РАО ЕЭС. Ведь от даты учреждения до завершения формирования структуры генерирующей компании проходит много времени. До сих пор правительство не приняло решения о расширении сектора свободной торговли (сектор «5–15%») на Сибирь. Поэтому пока невозможно оценить рыночные механизмы ценообразования и реальное функционирование рынка. Заметим, что у крупных потребителей отсутствует стимул для выхода в сектор «5–15%», что заставляет сомневаться в реальной рыночной конкуренции. В настоящее время в этом секторе продается менее 10% электроэнергии, судить о его эффективности можно будет лишь тогда, когда он увеличится в 1,5–2 раза. Ведь без массового участия покупателей невозможно приблизить модель оптового рынка переходного периода к целевой модели конкурентного рынка электроэнергии. При существующей динамике маловероятен запуск полноценной модели рынка в середине 2006 г. – к сроку, предусмотренному решениями правительства. Для этого требуется весьма серьезная работа, которая, по мнению менеджмента РАО ЕЭС, займет не менее 2–2,5 лет. И все же реформирование не быстро, но все же идет. В 2005 г. Администратор торговой системы (АТС) планирует, помимо запуска рынка финансовых контрактов, присоединить Сибирь к сектору «5–15%», организовать балансирующий рынок, рынок системных услуг, а также торговлю инструментами хеджирования рисков разницы узловых цен. Мы полагаем, что инициативы АТС повысят интерес производителей и потребителей электроэнергии к сектору. Летнее затишье закончилось к моменту подписания положительной директивы по созданию ОГК5. Сейчас большие надежды возлагаются на декабрьское заседание правительства, на котором планируется подвести итоги реформирования электроэнергетики, длящегося уже более двух лет. Однако пока нельзя определенно сказать даже о том, будет ли проводиться приватизация генерирующих активов вообще, и если будет, то каким образом. И все же отказ от приватизации как возможный вариант развития событий маловероятен. Косвенно это подтверждается сохраняющимся интересом к электроэнергетическим активам со стороны стратегических инвесторов. В частности, аккумулирование Газпромом 10,6% пакета акций РАО ЕЭС и довольно агрессивная скупка на фондовом рынке ценных бумаг Мосэнерго. По всей видимости, правительство все же примет положительное решение о приватизации генерирующих компаний, иначе целесообразность всей реформы и создания конкурентного рынка электроэнергии будет сведена к нулю. Однако это случится лишь после того, как будет четко выстроена целевая модель оптового рынка, а также детально проанализированы последствия либерализации, что может занять от года до нескольких лет. Без решения проблемы перекрестного субсидирования – за счет более высоких тарифов промышленным потребителям устанавливаются более низкие цены на электроэнергию для населения – невозможно успешное завершение реструктуризации отрасли. Его ежегодный объем достиг 67 млрд руб. Именно столько обязаны доплачивать промышленные потребители. РАО ЕЭС предлагает собирать неналоговые платежи с промышленных предприятий, а для населения установить норму потребления электроэнергии. Создание специального фонда, куда пойдут платежи, по сравнению с существующей схемой обладает явным преимуществом. Прежде всего, это прозрачность и предсказуемость. Средства предполагается направлять как прямые субсидии АО-энерго для сохранения приемлемых тарифов населению. По всей видимости, инициатива РАО ЕЭС будет отложена. ФСТ с ней была согласна, но все же предложила свой вариант: повышение тарифов для населения в несколько раз за несколько лет. Это вряд ли возможно. Так что ликвидация перекрестного субсидирования также откладывается на фоне общего замедления темпов реформирования отрасли. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Еще статьи на эту тему: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Журнал «Мировая энергетика»
Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г. |