Архив журналов

 

Журнал «Мировая энергетика»

Ноябрь 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Дьявол в деталях

Реформированию электроэнергетики помешала административная реформа

Михаил Иванов

Острая дискуссия о путях преобразования электроэнергетики длилась не один год. Когда в 2003 г. был принят, хотя и компромиссный, но цельный пакет законов, дискуссия, вроде бы, затихла. Уже не комментирует ход реформы главный оппонент Анатолия Чубайса – советник президента Андрей Илларионов. Правда, Виктор Кудрявый, экс-замминистра энергетики, продолжает пугать общественность опасными последствиями перехода на английскую модель. Но до недавней поры все шло более или менее благополучно. Утвержден график подготовки ведомствами и правительством нормативных актов для технологически-правового обоснования реформы. На Урале был запущен сектор свободной торговли (5–15%) в рамках оптового рынка электроэнергии (ОРЭ). Предполагалось, что ОРЭ в 2004 г. будет распространен и на Сибирь, а ССТ – расширен до 30 процентов.

Но тут в стране случилась административная реформа. Как минимум полгода чиновники пересаживались из одних кресел в другие. Поэтому вникать в особенности преобразований в отрасли у них уже не получалось. В августе Виктор Христенко, став министром промышленности и энергетики, все же подписал приказ о создании межведомственной комиссии по реформе электроэнергетики, руководителем которой он и стал. Однако к намеченному на 2 декабря заседанию правительства, посвященному реформе электроэнергетики, комиссия, скорее всего, так и не вынесет каких-либо ключевых решений. Правда, недавно Христенко сообщил, что комиссия согласует 19 проектов постановлений правительства, которые должны быть подписаны премьером Михаилом Фрадковым до конца 2004 года.

Фрадков, хотя и утвердил летом скорректированный план реформирования отрасли на 2004–2005 гг. однако отложил возможность проведения аукциона по продаже акций первой объединенной генерирующей компании (ОГК) на неопределенное время. Сначала премьер заявил, что это решение не будет принято до тех пор, пока он сам во всем не разберется, хотя и не позже 30 июня – даты годового собрания акционеров РАО «ЕЭС России». Затем отложил принятие решения «на после декабря». «К принятию решения по этому поводу правительство должно приступать после всесторонней оценки хода реализации реформы с учетом степени развитости рынков электроэнергии, свободы ценообразования на них и условий доступа к рыночной инфраструктуре», – пояснил Фрадков.

Казалось бы, ничего сложного в схеме обособления ОГК (превращения из 100%-ных «дочек» РАО ЕЭС в самостоятельные структуры) нет. Стратегия реформирования холдинга, одобренная и чиновниками, предусматривала пропорциональное распределение долей в новых компаниях среди акционеров РАО ЕЭС. Затем с подачи специалистов Минэкономразвития началось долгое и вязкое обсуждение нового варианта, при котором в аукционах на доли в ОГК могли претендовать не только акционеры РАО ЕЭС, но и сторонние инвесторы за счет денежных средств. Какая тут принципиальная разница, непонятно. Ведь никто не мешает тем же сторонним инвесторам, заинтересовавшимся генерирующими активами, купить акции РАО на фондовом рынке или у нынешних собственников, которые почему-то пожелали от них избавиться. Эту операцию уже провели, например, структуры, близкие к Газпрому.

А тут еще РАО ЕЭС фактически признало провал предложенной в 2003 г. модели ОРЭ с ССТ. Менеджеры холдинга теперь считают, что регулируемый сектор ОРЭ нуждается в срочной реконструкции, а ССТ – в модернизации.

Правда, за всеми мучительными размышлениями чиновников и менеджеров стоит немаловажное «но». После отмены госрегулирования тарифов на генерацию (по окончании переходного периода в отрасли) потребители могут оказаться беззащитными перед всплеском цен на продукцию ОГК, которые будут заинтересованы в максимизации прибыли. Крупные потребители (газовики, алюминщики, угольщики) способны принять упредительные меры, например, скупить акции тех ОГК, электроэнергию которых они станут получать. А что делать средним и мелким потребителям? Надеяться на действенное антимонопольное регулирование (которое в отношении оптового и розничного рынков еще только разрабатывается, а затем его еще надо опробовать)?

Раньше завершить переходный период планировалось в 2006 г., то есть на все шаги государства и корпоративные мероприятия остается чуть больше года. Уже ясно, что после декабрьского заседания правительства этот срок будет снесен. Значит, и отрасль с морально и технически устаревшим, малоэффективным генерирующим оборудованием останется еще несколько лет без инвесторов и инвестиций.
 

Еще статьи на эту тему:
— Затянуть реформу - значит прыгнуть и замереть в воздухе.
— Поспешая, не торопимся
— Больше свободы
— Обойдемся без революций
— Бесконечная борьба

 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru