Архив журналов

 

Журнал «Мировая энергетика»

Октябрь 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

В режиме самоограничения

Энергетический баланс и основные направления энергетической политики Евросоюза. Согласно одному из определений, прогресс – это рост количества используемой человечеством энергии. В этом отношении природа крайне несправедливо поступила с Европой.

Николай КАВЕШНИКОВ,
научный сотрудник Института Европы РАН

Существующие на европейском континенте запасы топливно-сырьевых ресурсов никак нельзя назвать обильными. В регионе находится лишь 3,5% мировых доказанных запасов природного газа – прежде всего в Нидерландах, Норвегии и Великобритании, и еще меньше – 2% доказанных запасов нефти, также в Норвегии и Великобритании. Правда, на континенте сконцентрировано около 15% существующих запасов угля, в основном в Германии и Польше. Однако уголь в современной энергетике сырье не очень рентабельное тем более, когда речь идет о европейских месторождениях, и экологически грязное.

Хотя Европа давно вступила в стадию постиндустриального развития, ее промышленность, транспорт и конечные потребители предъявляют, и будут предъявлять огромный спрос на энергетическое сырье. Расположенные в Европе месторождения эксплуатируются гораздо интенсивнее, чем в других регионах мира – здесь добывается 12% нефти и почти 10% природного газа, что существенно превышает долю европейских запасов. Но, несмотря на это, Европа по-прежнему является крупным импортером углеводородного сырья.

На Парижском саммите, состоявшемся 19–20 октября 1972 г., энергетическая политика была отнесена к числу новых направлений совместной деятельности ЕС. К тому времени зависимость ЕС от нефти, почти целиком импортируемой, достигла своего пика: за счет нее обеспечивалось 67% всего энергопотребления. Последовавший через год мировой энергетический кризис, в ходе которого цены на нефть возросли в 4 раза, укрепил уверенность европейцев в необходимости проведения общей энергетической политики, уменьшения зависимости от поставок арабской нефти.

И сегодня проблема энергоносителей остается для Евросоюза вопросом жизненной важности. Опубликованная Европейской комиссией в 2000 г. Зеленая книга «К Европейской стратегии безопасности поставок энергии», заложившая основу современной энергетической политики ЕС и качественно увеличившая координацию в этой сфере, исходила из того, что в 2000 г. ЕС импортировал более 50% потребляемых энергоносителей, в т.ч. почти 80% нефти и 40% газа. При потребности в первичной энергии в 1 650 млн т.н.э. внутреннее производство составило лишь 900 млн т.н.э.

Теоретически для уменьшения зависимости от импорта энергоносителей возможны два варианта действий: увеличение внутреннего производства и сокращение потребления. Однако резервы роста внутреннего производства в ЕС крайне ограничены. Добыча на разрабатываемых в Нидерландах, Норвегии и Великобритании нефтегазовых месторождениях начнет сокращаться уже в ближайшие годы. По официальным прогнозам ЕС, к 2010 г. добыча нефти и газа сократится до 228 млн т.н.э. (в 2000 г. – 263), а в 2030 г. составит всего 205 млн т.н.э. Увеличивать в энергобалансе долю угля нерационально из-за низкой рентабельности его использования. Практически с момента создания ЕС европейские угледобывающие предприятия получали значительную помощь из его бюджета, а в последние десятилетия идет целенаправленное свертывание угледобывающей промышленности, потребовавшее значительных средств на переподготовку и трудоустройство потерявших работу шахтеров. Характерно, что в мае этого года во Франции закрылась последняя шахта. Разумеется, определенный уровень добычи угля будет поддерживаться, прежде всего, из социальных соображений, но в целом по ЕС добыча угля к 2030 г. должна сократиться практически вдвое, упав до 101 млн т.н.э.

Что касается ядерной энергетики, то по поводу планов ее развития между странами ЕС существуют серьезные противоречия. Поэтому единая политика практически отсутствует, лишь в последние годы наметился некоторый прогресс в вопросе разработки единых стандартов безопасности. Однако даже этот довольно скромный проект развел по разные стороны барьера не только страны ЕС, но и членов Еврокомиссии. В отсутствие единой стратегии предполагается, что производство атомной энергии будет постепенно сокращаться и в 2030 г. составит 185 млн т.н.э.

Увеличение внутреннего производства в ЕС возможно лишь за счет развития альтернативной энергетики, каковое в уже упомянутой Зеленой книге названо в числе приоритетов энергетической политики. Принятая в 2001 г. Директива № 2001/77/EC, запланировала рост производства «зеленой» электроэнергии с 14% от общего производства в 1997 г. до 22 – в 2010 г., и определенные успехи в этой сфере уже достигнуты. В апреле 2002 г. Комиссия предложила новую многолетнюю программу «Умная энергия для Европы». Она объединяет в единое целое уже существующие программы по развитию альтернативных источников энергии (ALTENER) и энергосбережению (SAVE), а также новые программы в развивающихся странах (COOPENЕR) и по энергетическим вопросам, связанным с транспортом (STEER). Программа рассчитана на 2003–2006 гг. Запланирован общий объем финансирования в размере 215 млн евро с возможностью его увеличения на 50 млн евро в связи с расширением ЕС.

По прогнозам, к 2030 г. производство «зеленой» энергии увеличится более чем вдвое, достигнув 170 млн т.н.э. Это почти 26% от планируемого внутреннего производства энергии, но всего лишь 9% от планируемого спроса.

Все усилия ЕС по увеличению внутреннего производства энергии не способны изменить современную тенденцию: в ближайшие 30 лет производство сократиться почти на четверть. В этой ситуации принципиальное значение имеет уменьшение потребления энергии, прежде всего за счет увеличения эффективности ее использования. Внедрение энергосберегающих технологий и снижение энергоемкости промышленного производства является еще одним приоритетом энергетической политики ЕС. Уже сегодня энергоэффективность в Евросоюзе очень высока – на производство 1 млн евро ВВП расходуется всего лишь 194 т.н.э. (в ценах 1995 г.) В целом по миру этот показатель составляет 382 т.н.э., в США – 337, в Китае – 1 435, а в России – даже 2 233 т.н.э.

Однако ЕС ни в коей мере не собирается останавливаться на достигнутом. В последние годы разработан и начал осуществляться целый ряд проектов по энергосбережению. В этой сфере ЕС действует на основе тактики «малых шагов», но эти «шаги» затрагивают практически все сферы потребления энергии в промышленности и домохозяйствах. Среди реализуемых проектов – повышение энергоэффективности холодильного оборудования, бытовой и офисной техники, флюоресцентных ламп, меры по экономии расхода электроэнергии в зданиях и т.д.

А совсем недавно, в феврале 2004 г., вступила в силу Директива №2004/8/EC по стимулированию совместного производства тепла и электроэнергии (co-generation). Ее цель – сократить энергопотребление, поскольку совместное производство тепла и электроэнергии требует на 10% меньше топлива в сравнении с раздельным производством. В 1998 г. в ЕС по технологии совместного производства было выработано 11% общего объема электроэнергии, что привело к экономии 2,5% общего объема потребляемой в ЕС электроэнергии. Директива стимулирует дальнейшее развитие совместного производства, гарантируя для таких предприятий упрощенный доступ к транспортным и распределительным энергосетям и предоставляя им финансовую помощь.

Все эти меры позволят к 2030 г. сократить энергоемкость ВВП практически вдвое, доведя ее до 102 т.н.э. на 1 млн евро в ценах 2000 г. (график). Однако даже этот весьма оптимистичный прогноз позволяет лишь уменьшить темпы роста спроса на первичную энергию. Хотя и меньшими темпами, но спрос продолжит расти и в 2030 г. составит 1 968 млн т.н.э. Соответственно, продолжит расти и зависимость ЕС от импорта энергоносителей (табл. 5). В 2030 г. эта зависимость достигнет 67,5%, в том числе почти 90% по нефти и 80 по природному газу.

В связи с этим ЕС предпринимает максимально возможные усилия по обеспечению стабильности импортных поставок. Действующий с начала 70-х годов ХХ в. механизм обеспечения безопасности поставок нефтепродуктов уже не соответствует все более интегрирующемуся энергетическому рынку ЕС и нестабильной ситуации на мировых рынках. С конца 2002 г. обсуждаются проекты новых директив по обеспечению безопасности поставок газа и нефтепродуктов. Что касается последних, то предлагается: увеличить существующие в каждом государстве-члене ЕС минимальные нормативы частных запасов нефтепродуктов до объема 120-дневного потребления (сейчас – 90-дневное), разработать меры по усовершенствованию хранилищ и увеличению возможностей перераспределения запасов по территории ЕС. Помимо этого предложено создать государственные резервы нефтепродуктов в объеме минимального 40-дневного потребления и газа в объеме 60-дневного потребления на случай энергетического кризиса и предоставить Комиссии право реквизировать в форс-мажорных обстоятельствах частные запасы. Кроме того, каждое государство ЕС должно будет создать единый национальный орган по наблюдению за запасами и поставками газа и нефтепродуктов.

Помимо мер на случай внезапного кризиса, ЕС серьезно озабочен проблемой диверсификации поставок. На сегодняшний день более 40% нефти импортируется в Европу с Ближнего Востока (Саудовская Аравия, Иран), 30 – из Северной Африки (Ливия) и 18% – из СНГ. Еще выше степень концентрации газовых потоков – половина ввозимого газа поступает из стран СНГ (прежде всего из России) и еще 25% – из Алжира. После распада СССР Евросоюз приложил максимум усилий, чтобы организовать на постсоветском пространстве широкое международное сотрудничество в энергетическом секторе. Брюссель выступил инициатором подготовки Европейской энергетической хартии и Договора об энергетической хартии. Последний, в частности, должен создать стабильный транзитный режим для поставок российских углеводородов через Украину и ЦВЕ, а казахских и туркменских – через Россию.

В основе сотрудничества между Россией и ЕС в сфере энергетики лежит Энергетический диалог, инициированный в октябре 2000 г. Его суть можно выразить простой фразой: «Нефть в обмен на инвестиции». ЕС хочет обеспечить себе спокойное будущее – стабильные и предсказуемые по объему поставки энергоносителей из России. Москва готова к этому, но взамен рассчитывает получить европейские инвестиции и технологии. На сегодня наибольший прогресс достигнут по вопросам, связанным с торговлей сырой нефтью и природным газом, хотя и здесь еще есть ряд несогласованных вопросов. Гораздо сложнее идут переговоры по привлечению в российский ТЭК европейских инвестиций. Европейские фирмы, привыкшие нести геологические и рыночные риски, до сих пор обеспокоены нестабильным законодательным и налоговым режимом в России, а ни ЕС, ни отдельные государства-члены пока не готовы предоставлять гарантии по инвестициям.

Россия и Европейский союз обречены сидеть на разных концах газо-нефтяной трубы. Несмотря на все предпринимаемые меры, ЕС будет увеличивать импорт энергоносителей. При всех попытках ЕС диверсифицировать источники поставок Россия останется крупнейшим поставщиком природного газа и одним из основных поставщиков нефти на европейский рынок. Однако России, несмотря на нефтяное изобилие, следовало бы обратить внимание на европейский опыт в сфере энергосбережения. Да и от экспорта энергоресурсов можно получить вещи, гораздо более важные, чем экспортные пошлины. Это массированные инвестиции, обновление производственных мощностей в топливно-энергетической промышленности, «самореформирование» нефтяных компаний для внедрения цивилизованных способов ведения бизнеса и переток инвестиций из добывающей в перерабатывающую промышленность.
 

Еще статьи на эту тему:
— Чем грозит России расширение Евросоюза

 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru