Архив журналов

 

Журнал «Мировая энергетика»

Октябрь 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Одесса-Броды: временный реверс

Транспортировка первой партии российской нефти нефтепроводом Одесса–Броды с использованием его в реверсном режиме прошла в конце сентября. Первый танкер с 80 тыс. т нефти сорта Urals был загружен и отправлен с морского наливного терминала (МНТ) «Южный». Начата временная коммерческая эксплуатация украинского нефтепровода, по которому изначально предполагалось транспортировать иную нефть и в другом направлении.

Вадим УЛИДА,
заместитель директора департамента внешнеэкономических связей и международного сотрудничества
Министерства топлива и энергетики Украины

Принятию ОАО «Укртранснафта» предложения компании ТНК-ВР по использованию нефтепровода Одесса–Броды для транспортировки российской нефти в направлении Броды–Одесса предшествовал длительный период переговоров и консультаций на различных уровнях. Само решение о реверсе нефтепровода воспринимается неоднозначно как в самой Украине, так и за ее пределами. По мнению многих зарубежных экспертов, факт «реверса» может негативно сказаться на будущем украинского проекта. С другой стороны, простаивающий нефтепровод нужно как-то использовать. Для того чтобы разобраться в ситуации, вспомним начало истории.

Построенный в конце 2001 г. нефтепровод Одесса–Броды, представляющий собою украинскую часть будущего Евроазиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК), ориентирован на транспортировку легкой каспийской нефти в направлении Западной Европы. Планируемое увеличение добычи углеводородов в Прикаспийском регионе требовало новых путей их транспортировки на мировые рынки. Существующая же система трубопроводов ориентирована на более тяжелую российскую нефть, поэтому каспийская нефть доходит до европейских потребителей в виде российской нефтяной смеси Urals, имеющей более низкое качество и стоимость.

Использование же украинского маршрута может быть не только выгодно экономически для европейских потребителей и стран каспийского региона, обладающих значительными сырьевыми ресурсами, но не имеющих доступа к потребителям. Проект ЕАНТК призван диверсифицировать поставки нефти в Европу и Америку, что является весьма актуальным, учитывая ключевую роль нефти в обеспечении энергетической безопасности любой страны.

Первая очередь нефтепровода, включающая собственно трубопровод длиной 674 км и МНТ «Южный», сегодня позволяет ежегодно транспортировать 9–14,5 млн т каспийской нефти в направлении Западной Европы. При развитии проекта пропускная способность может быть увеличена до 40 млн т в год. Для начала эксплуатации, необходимо было заполнить трубопровод технологической нефтью и заключить контракты на транспортировку. Но, несмотря на практически полную готовность системы, на создание которой ушло около полумиллиарда долларов, полноценная коммерческая эксплуатация ее до сих пор не начата.

Украина построила нефтепровод Одесса–Броды без международных инвесторов или обязательств нефтедобывающих компаний использовать его. Залогом успешной реализации проекта должно было стать быстрое увеличение объемов добычи нефти в Каспийском регионе. Существующие ограничения на проход танкеров через Босфор и Дарданеллы, а также отсутствие, на то время, других реальных трубопроводных маршрутов транспортировки каспийской нефти являлись предпосылками для развития проекта Евроазиатского нефтетранспортного коридора. Но относительно медленное освоение новых нефтяных месторождений, связанное как с уточнением запасов углеводородов, так и неопределенностью статуса Каспийского моря, строительство конкурентного нефтепровода Баку–Тбилиси–Джейхан стали теми неблагоприятными факторами, которые несколько снизили значимость украинского маршрута. Жесткая конкуренция за европейский рынок нефти и маршруты транспортировки каспийских углеводородов и, как следствие этого, усиление давления на проект извне, отсутствие необходимых контрактов и нерешенные вопросы по доставке легкой нефти европейским потребителям стали причинами, из-за которых уже построенный нефтепровод оставался сухим почти 3 года.

На этом фоне, предложение ТНК-ВР об использовании украинского нефтепровода для транспортировки российской нефти в направлении Черного моря для дальнейших поставок на мировые рынки через турецкие проливы выглядит наиболее реальной перспективой скорейшего начала коммерческого использования простаивающей инфраструктуры. Суть предложения заключается в согласии ТНК-ВР продать ОАО «Укртранснафта» технологическую нефть сорта Urals для заполнения нефтепровода и дальнейшем его использовании в течение 3 лет для транспортировки российской нефти к МНТ «Южный» в объемах до 9 млн т в год на условиях «транспортируй или плати». Причем нефть самой ТНК-ВР будет составлять в этом объеме около 1,3–1,4 млн т, остальной объем должны гарантировать другие российские компании. При этом ОАО «Укртранснафта» берет заем в сумме 108 млн долл. для покупки технологической нефти, возврат которого будет осуществляться на спецсчет, открытый в одном из лондонских банков. В соответствии с согласованными графиками, 11 сентября нефтепровод Одесса–Броды был заполнен технологической нефтью в объеме 425 тыс. тонн.

Вместе с тем Украина не отказывается от развития проекта в «прямом» направлении для транспортировки легкой каспийской нефти европейским потребителям. 25 июня во время VII Экономического форума Украина – Польша, в присутствии президентов двух стран стороны подтвердили готовность создать совместное предприятие для строительства нефтепровода Броды–Плоцк, обеспечивающего продление существующего украинского маршрута в Европу. 12 июля уполномоченными представителями ОАО «Укртранснафта» и PERN Przyjazn был подписан учредительный договор о создании украинско-польского предприятия Сарматия, которое должно обеспечить достройку участка Броды–Плоцк. 20 августа в Плоцке состоялось общее собрание акционеров ООО «Сарматия», на котором была окончательно завершена процедура создания совместного предприятия.

Строительство нефтепровода Броды–Плоцк позволит транспортировать каспийскую нефть наиболее коротким путем с Черного моря к западной ветке нефтепровода «Дружба» и в дальнейшем к морскому терминалу в Гданьске. Это даст возможность поставлять каспийскую нефть перерабатывающим предприятиям Польши и Германии, а также обеспечить ей выход к Балтийскому морю. Вместе с тем при определенной модернизации существующей инфраструктуры нефтепроводов «Дружба» уже сейчас можно поставлять каспийскую нефть на НПЗ Словакии, Чехии и Венгрии. При строительстве же коротких соединительных трубопроводов возможны также поставки на австрийские и немецкие заводы Швехат, Лойна и Ингольштадт. Однако реализация этих проектов будет зависеть от желания европейских потребителей использовать каспийскую Tengiz и переоборудовать для этого свои предприятия, ориентированные сейчас на российскую смесь Urals. В значительной мере, это желание будет определяться ценой каспийского сырья и гарантированностью его долгосрочных поставок в Европу.

Сегодня, условием заключения долгосрочных контрактов на транспортировку первых партий каспийской нефти через Одесса–Броды на НПЗ Чехии и юга Германии является успешное проведение запланированного эксперимента по последовательной транспортировке различных сортов нефти магистральными нефтепроводами «Дружба». Его целью является поставка опытной партии легкой нефти украинского происхождения в объеме 20 тыс. т на чешский НПЗ «Кралупы». Сегодня, для проведения эксперимента выполнены все необходимые технические и организационные мероприятия – в линейной промышленной диспетчерской станции «Броды» накоплено необходимое количество нефти, согласована схема и условия эксперимента с компаниями-участниками. Для начала последовательной транспортировки разных сортов нефти осталось получить подтверждение о готовности словацкого оператора магистральных нефтепроводов АТ «Транспетрол», 49% акций которого принадлежит российской «НК ЮКОС».

Стратегия развития ТЭК России предполагает развитие собственных маршрутов транспортировки энергоресурсов на мировые рынки и ослабление транзитной зависимости от других стран. Проект Одесса–Броды нельзя назвать конкурентом традиционным российским маршрутам, поскольку речь идет о разных сортах нефти и разных рынках ее потребления. В этой связи, перспективным является участие в развитии проекта ЕАНТК именно российских нефтяных компаний. Главные преимущества здесь следующие: получение непосредственного доступа к перспективным рынкам Западной Европы; уменьшение нагрузки на турецкие проливы, что позволит увеличить поставки российской нефти традиционными маршрутами; управление нефтепроводом в качестве участника проекта.

Оценивая нынешнюю ситуацию с использованием нефтепровода Одесса–Броды, можно сказать, что предложение ТНК-ВР о «реверсе» является весьма актуальным. Во-первых, простаивающая инфраструктура, требующая значительных денег на содержание, наконец, начала работать. Во-вторых, решен один из основных вопросов начала эксплуатации нефтепровода – заполнение его технологической нефтью. Условиями же контракта о реверсивном использование нефтепровода Одесса–Броды предусмотрена возможность прекращения «реверса» и начала использования нефтепровода в «европейском» направлении, когда в этом возникнет необходимость. Такая необходимость возникнет тогда, когда будут заключены реальные контракты на транспортировку каспийской нефти.

Будущее покажет, насколько длительным будет «временный реверс».
 

Еще статьи на эту тему:
— Три этапа реформ

 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru