Архив журналов

 

Журнал «Мировая энергетика»

Октябрь 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Запад советует: взять и поделить

Серьезный труд – «Экономическое исследование: Россия 2004» – опубликовала Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Его главный вывод: русские не все сделали, чтобы их экономика стала похожей на экономику развитых стран мира. Поэтому эксперты предлагают свои рецепты оздоровления.

Михаил ПАНТЕЛЕЕВ,
эксперт журнала «Мировая энергетика»

Авторы исследования признают, что в целом реформы в России продолжаются. Меняется банковское законодательство, совершенствуется налоговая система, предпринимаются попытки улучшить деятельность РАО ЕЭС, оптимизировать добычу газа и многое другое. Но все равно проблем остается слишком много.

Основная трудность – избыточная зависимость от экспорта сырья и влияние внешних факторов, в частности мировой конъюнктуры. Не исчезла угроза инфляции, особенно ввиду поступления все новых порций «нефтедолларов».

Чтобы высокие темпы роста сохранились и в будущем, уже сегодня необходима глубокая реформа энергодобывающих отраслей. Во всяком случае, без этого не будет инвестиций для строительства новых трубопроводов, которые, вполне вероятно, вскоре понадобятся.

Сохраняется угроза «голландской болезни», когда из-за наличия богатейших природных ископаемых (нефти, газа) приток капитала ведет к росту курса валюты, что снижает конкурентоспособность других отраслей экономики. Это провоцирует перемещение и «людского капитала» в сырьевые отрасли, где их интеллектуальные способности не столь необходимы, как в других отраслях. У менеджеров появляется искушение в личных и корпоративных интересах использовать только природную ренту, а не стремиться к увеличению эффективности производства.

Как нам реорганизовать Газпром

На взгляд экспертов ОЭСР, сектор газодобычи в России остается совершенно не реформированным. Более того, газового рынка как такового вообще не существует. Газ отпускается по ценам, не покрывающим расходов на добычу, хотя тарифы постоянно растут. Весь процесс контролируется Газпромом, государственным монополистом. Монополия жестко контролирует не только собственную инфраструктуру, но и информацию. Можно дебатировать, какими должны быть «настоящие» цены, чтобы покрыть расходы на добычу, но сегодня они все еще ниже себестоимости.

Реформирование становится еще более насущной задачей с учетом огромных инвестиций, которые потребуются в будущем для удовлетворения потребностей в газе с учетом роста внутреннего спроса и внешнеторговых обязательств. В нынешнем виде сектор газодобычи не в состоянии обеспечить надлежащий рост производства. Это вызывает особое беспокойство, поскольку в среднесрочной перспективе экспорт газа будет расти.

В российском руководстве и в самом Газпроме признают, что для успешного развития этого сектора экономики необходимо участие независимых добытчиков. Но вес Газпрома в отрасли просто препятствует этому. Потенциал для развития независимых газодобывающих компаний есть, но их владельцы должны быть уверены в справедливом к себе отношении, иначе этот потенциал не реализуется.

Регулирующий механизм нуждается в ремонте

Некоторые функции следует передать государству и добиться прозрачности в газовой отрасли экономики. По мере роста внутренних тарифов регулирование цен для поставщиков газа должно быть отменено. Желательно, чтобы государство добровольно взяло на себя роль выдачи квот на поставки газа по регулируемым ценам. Там, где это необходимо, должно быть больше прозрачности, чем в настоящее время. Должны быть выработаны и на практике применялись четкие правила и принципы, по которым это происходит. Установленные один раз, квоты должны быть обязательными, а ситуация предсказуемой для потребителей. В среднесрочной и долгосрочной перспективе функции Газпрома как естественной монополии должны быть отделены от производственной деятельности компании.

Предсказуемый тариф

Правительство России обязалось увеличивать тарифы до уровня покрытия расходов на добычу и уже многого добилось на этой ниве. Но оно особо не спешит, опасаясь инфляции и снижения темпов развития экономики. Поднять тарифы сразу нельзя – слишком болезненным будет удар по экономике, промышленности и населению. Требуется время, и использовать его нужно на то, чтобы выработать прозрачную схему расчета тарифов, что облегчит введение в практику долгосрочных контрактов.

В настоящее время тарифы устанавливаются один–два раза в год. Иногда вводятся в разовом порядке в виде соглашения с правительством. Реальные цены на газ ниже, чем те, которые зафиксированы в различных правительственных документах. Положения, касающиеся цен на газ, содержатся в соглашении ЕС и России касательно вступления в ВТО. Это следует рассматривать как шаг вперед, поскольку является обязательством, взятым правительством по международному соглашению.

Конкуренция – всему голова

Россия приступила к реформированию энергетики в 2003 г. Цель – внедрение элементов конкуренции в работу предприятий по выработке и доставке электроэнергии потребителям. Этот посыл основывается на опыте стран, входящих в ОЭСР. Они реформировали отрасль для удовлетворения растущего спроса за счет создания условий для роста инвестиций, повышения эффективности как производства, так и потребления электроэнергии. Этот процесс пережили многие страны в течение последних 10–20 лет. Основные элементы реформ – устранение вертикально интегрированной монополии, производящей, доставляющей и продающей электроэнергию потребителям; внедрение конкуренции всюду, где это возможно; установление тарифов, содействующих не только покрытию расходов, но и росту эффективности.

Существует риск, что суть реформ будет извращена в ходе реализации. Различные лоббистские группы могут отстаивать свои узкие интересы, и подобная активность уже замечена. Риск возрастает и в связи с тем, что параллельно с «реструктуризацией активов» отрасли (так изящно сказано в докладе, а на современном русском языке это означает перераспределение собственности), предстоит создать архитектуру либерализованного сектора экономики.

Затрудняет процесс реформ то обстоятельство, что все нужно делать одновременно. Например, государство должно сделать все для внедрения конкуренции, но на этом пути подстерегают свои опасности. Во-первых, частные лица могут установить контроль над отраслью или создать местную монополию. Во-вторых, у самого государства может возникнуть желание «порулить рынком» с помощью оставшихся активов и властных рычагов. Законодательные аспекты реформ должны быть прозрачными, стабильными и надежными. Хороший сигнал инвесторы получат, если на ранних стадиях государство четко возьмет на себя обязательство покинуть рынок генерирования электроэнергии по завершении переходного периода. Все должно быть надежно, иначе инвесторы испугаются вероятности внесения корректив на поздних стадиях осуществления проекта и уйдут.

Совет без любви

Россия – богатейшая страна в мире по наличию природных ископаемых, в том числе энергетических. При этом не секрет, что наша экономика во многих отношениях находится в плачевном состоянии и нуждается в реформировании. Поэтому знать мнение специалистов, не только наших, но и зарубежных о том, как исправить положение, необходимо. Однако не стоит забывать, что иностранные эксперты, как правило, дают не абстрактные рекомендации, а советы под свое понимание действительности. Им было бы лучше, чтобы все было так, как «у них». Среди экспертов по России есть специалисты объективные, а есть и не очень. Их имена мы хорошо знаем по первым годам российских реформ. Результаты воплощения в жизнь рекомендаций некоторых из них не удается исправить до сих пор.

Еще одна проблема заключается в том, что не все представляют себе наши реалии. Кое-что они даже вообразить не могут, поэтому дают объяснения, в лучшем случае вызывающие улыбку. Например, в одном исследовании ОЭСР, опубликованном в начале 90-х, так объяснили практику бартера в российской экономике: русские придумали бартер, чтобы не платить налоги.

Социальные вопросы России рассматриваются в иностранных экономических исследованиях поверхностно. У себя они такого не позволяют. В ЕС, например, недавно приняли директиву о том, как привлекать работников и профсоюзы к переговорам о продолжительности рабочей недели. Прошу заметить, речь идет о документе обязательного действия. А продолжительность рабочего времени на частных российских предприятиях иностранных экономистов начнет волновать только в том случае, если вдруг на мир обрушится лавина дешевых российских товаров.

Еще одна особенность зарубежных исследований – постоянно превозносится частная форма ведения бизнеса. Вот и в докладе ОЭСР, прежде всего, речь идет о вкладе приватизированных компаний в нефтедобычу. При этом эксперты почему-то не задаются вопросом – почему в предшествующий росту период добыча сократилась, и откуда взялись деньги на расширение производства. Это тем более интересно, поскольку у «государственного» Газпрома падения добычи за этот же отрезок времени не отмечалось.

Реформировать сектор газодобычи или электроэнергетику, действительно, будет трудно. В идеале, чтобы не было монополии Газпрома и РАО ЕЭС, хорошо иметь параллельные структуры, сравнимые по масштабам с этими гигантами. Но это нереально, как все прекрасно понимают, средств не хватит. Не помешает лишний раз напомнить и о том, что создавались наши энергетические монополии в конкретной исторической ситуации, для обслуживания огромного государства, огромной территории, где всегда потребление энергии было и будет существенно больше, чем в большинстве стран мира. Думается, уже по этой причине мы вправе рассчитывать на понимание.

Разделить Газпром или РАО ЕЭС много легче, чем создать их аналоги для обеспечения конкуренции. Вот только принесет ли это «искусство ради искусства» пользу стране?
 

Еще статьи на эту тему:
— Признак национализации
— Как нам преобразовать ТЭК

 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru