Архив журналов

 

Журнал «Мировая энергетика»

Октябрь 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Губернаторов отлучают от компаний

Дмитрий ОРЛОВ,
генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций,
научный редактор журнала «Профиль», к. и. н.

С началом федеративной реформы и переходом к полностью партийной Думе де-факто меняется конституционный строй. Тают политические перспективы для многих представителей местной (и не только!) элиты. Таковы очевидные контуры новой реальности, очерченные «антитеррористическим» заявлением президента Путина. Но есть и контуры не слишком очевидные – они обозначают предстоящий уже этой осенью жесткий передел старых и создание новых рынков. Рынки эти специфические: на них перемещается политический капитал.

«Кризис политических технологий» – самое частое определение того, что происходит на рынке политического капитала в последние месяцы. Что представляет собой этот кризис на самом деле? Первый, поверхностный уровень – разложение традиционного рынка политического консалтинга, который почти одновременно констатировали Глеб Павловский, Игорь Бунин и Станислав Белковский. В самом деле, модель этого рынка образца середины 90-х более не работает. Нет грандиозных заказов Кремля. Нет потребностей в «демиургах», которые не просто выполняли бы поставленные задачи, но создавали Новое (либеральное) государство и Нового (свободного) человека. Нет сверхприбылей – резко и необратимо обострилась конкуренция. Радикальное изменение системы формирования региональной власти превращает этот кризис в обвал. Рынка губернаторских выборов, который оценивался экспертами в 500–800 млн долл., не станет после принятия соответствующих решений Федеральным Собранием и завершения уже объявленных избирательных кампаний. Перестанет существовать и рынок кампаний депутатов-одномандатников (230–400 млн долл.). Политические консультанты просто обречены на переквалификацию в управдомы, то бишь, в штатных политических советников. Другой путь – переход на рынки бизнес-PR и маркетинговых исследований, где, впрочем, «демиургов» никто не ждет.

Возможность остаться на рынке политического капитала у наиболее эффективных политпиарщиков все-таки есть. Она связана с рынком government relations (GR) – рынком взаимодействия с властью и лоббирования. Я не разделяю позицию тех экспертов, которые прогнозируют плавное перетекание в лоббистские технологии всех средств, циркулировавших на рынке губернаторских выборов и кампаний в одномандатных округах. Но 30–50% «политических» ресурсов вполне могут оказаться именно там. Поток экспертов, «советников Суркова» и попросту откровенных Хлестаковых, якобы способных решить проблемы кандидатов в губернаторы с помощью федерального центра, стремительно нарастает с середины 90-х. Теперь, когда в него вольются оставшиеся без заказов политтехнологи, он превратится в настоящую лавину. Многочисленными эмиссарами будут составляться многочисленные списки – Те самые, из Которых выбирает Сам. Это, кстати, уже происходит. Ясно, что львиная доля этих документов не будет означать вообще ничего. Но спрос на эти услуги тем не менее сложится очень быстро – надежда нужна всем, даже откровенным аутсайдерам.

Коррупционная емкость нового рынка будет огромной. За прошедшие несколько лет избирательные технологии приобрели признаки относительной легальности. На минувших парламентских выборах, полагаю, легально было израсходовано уже до 40% средств. Это гигантский шаг вперед по сравнению с началом «ревущих девяностых». Теперь исполнительной власти, прежде всего налоговой инспекции, все придется начинать с нуля – бороться за то, чтобы деньги «на назначение» не носили в чемоданах. Впрочем, многое будет зависеть от того, в каком формате инициатива президента выйдет из Думы. И прежде всего – будет ли формальным список, из которого президент выберет «своего» кандидата в губернаторы. Такая формализация (заставляющая включать в него лидеров местных политических партий и общественного мнения) резко сузит поле для коррупции.

Глобальный передел грядет и на многих отраслевых рынках в регионах. Тесная связь губернаторов и депутатов-одномандатников с отраслевым лобби (прежде всего нефтяным) сегодня очевидна. Разрыв создававшихся годами каналов лоббирования, особенно в «моноотраслевых» регионах, будет очень болезненным. Многим компаниям, делавшим ставку на оптовую закупку губернаторов вместе с их командой, придется уступить часть рынка конкурентам. Возможно, новая властная элита вообще начнет с антимонопольных процедур, и тогда в сырьевых регионах вновь могут начаться многомесячные арбитражные процессы и откровенные разборки.

Федеративная реформа президента Путина оценивается экспертами по-разному. Сегодня он явно играет на опасном поле – опасном для его рейтинга: по данным близкого к власти ВЦИОМ, лишь 38% граждан поддержали грядущее изменение порядка избрания губернаторов, а 48% опрошенных – против. Одно можно сказать с полнейшей определенностью: президент не хочет уходить из числа главных игроков, превращаться в «хромую утку». И это в полной мере соответствует заявленной им в начале правления концепции «лидера-менеджера».
 

Еще статьи на эту тему:
— В России пока без перемен
— Пресс депрессии
— Доллар продолжит падение
— Удвоение курса

 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru