Архив журналов

 

Журнал «Мировая энергетика»

Сентябрь 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Другого моря у нас нет

История с добычей углеводородов в российской экономической зоне началась в 1983 г., когда на шельфе вблизи Куршской косы обнаружили нефтяную залежь. Во время перестройки проект был остановлен из-за протестов «зеленых» - тогдашний вариант разработки месторождения не выдерживал никакой критики.

Римантас ШИДЛАУСКАС,
Чрезвычайный и Полномочный Посол
Литовской республики в Российской Федерации.

Теперь, после того как в 2000 г. мы совместными с Россией усилиями включили Куршскую косу в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО, вопрос безопасности добычи нефти в столь экологически уязвимом месте становится еще более важным. В этом вопросе Литва придерживается последовательной позиции: добыча нефти рядом с национальным парком, принадлежащим двум странам, дело опасное и потому требующее не только применения самых передовых технологий, но и сотрудничества в сфере охраны природной среды.

Балтика - море неспокойное, больше месяца в году сила ветра достигает 20 м в секунду, часты шторма, и не надо нас утешать ссылками на аналогичную платформу в Каспийском море, где совсем другие условия. На Балтике вероятность форс-мажорных обстоятельств очень высокая, и если при этом подует юго-западный или западный ветер, в случае утечки с платформы нефть через полчаса будет в наших территориальных водах, а через два часа - на пляжах Куршской косы. Что тогда делать? Мы не знаем, как будет вести себя российская сторона, и кто будет за это платить.

Мы не говорим, что разработка шельфа недопустима в принципе. Разумеется, у России есть полное право эксплуатировать месторождение, находящееся в зоне ее экономических интересов. Однако надо четко понимать, что другого моря у Литвы нет, и потому сбрасывать наши опасения со счетов Россия не должна. Прежде всего, мы требуем полной ясности относительно влияния хозяйственной деятельности на окружающую среду. Логично было бы привлечь к участию в такой оценке международных экспертов, что, кстати, нисколько не противоречит закону РФ «О государственной экологической экспертизе». Но на нашу просьбу Россия не откликнулась. Тогда ЮНЕСКО настоятельно рекомендовала России представить до февраля 2004 г. результаты независимой оценки (с привлечением международных экспертов) возможных последствий реализации проекта «Д-6» на природную среду. И это тоже не было сделано.

Все, чего удалось достичь, - это личная договоренность премьер-министра Литвы Альгирдаса Бразаускаса с Вагитом Алекперовым, благодаря которой в прошлом году в Калининграде приняли группу наших экспертов. Но есть же другая часть проблемы, которая выходит за пределы компетенции ЛУКОЙЛа. Во время рабочего визита в Москву в 2003 г. премьера Литвы Альгирдаса Бразаускаса мы ставили вопрос об очень конкретных вещах, например, о том, что хотели бы сделать совместную с Россией программу фонового мониторинга, в которую предложили включить месторождение Д-6, Калининградский и Клайпедский порты, а также терминал в Бутинге (через него экспортируется российская нефть). Это важно, в том числе для определения комплекса мер совместного реагирования.

Предложенную программу начали было разрабатывать, но все заглохло, потому что изменились структуры российской власти, а поскольку административная реформа не завершена, неясно, с кем теперь говорить. В октябре 2003 г. мы представили проект межправительственного соглашения о предотвращении возможных аварий и ликвидации их последствий, включая вопросы возмещения возможного ущерба. Где этот документ сегодня? То ли в МЧС, то ли в Минтрансе. Межправительственная комиссия прекратила свое существование, так как чиновники ушли в отставку, новый рабочий орган не сформирован.

Я бы согласился с тем, что формально международное право вряд ли нарушается - разрабатывая месторождение в 22 км от берега, где никакой охранный статус национального парка «Куршская коса» не действует, Россия не нарушает никаких международных норм. А вот то, что нарушается и нарушается грубо - это нормальная практика поведения сторон.

Я пытаюсь смотреть на этот вопрос нашего неудачного сотрудничества в общем контексте российско-литовских отношений. Скажите, как я могу убеждать свое правительство, что России нужно скорейшее решение какого-то вида транзита - грузового, военного? Как обсуждать проект скорого поезда, который будет соединять Калининград с основной частью России? Мы понимаем, что это важно не только России, но и нам, и стремимся к оптимальным решениям. Но почему там, где высказывает свою озабоченность Литва, ее не слышат?

Уклонение России от сотрудничества в этом вопросе вынуждает Литву все громче говорить о проблеме на международном уровне. Например, на недавней сессии ЮНЕСКО мы предложили перевести Куршскую косу из списка Всемирного наследия в другую категорию - в список «Всемирное наследие в опасности».
 

Еще статьи на эту тему:
— Янтарь в черном золоте

 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru