Архив журналов

 

Журнал «Мировая энергетика»

Сентябрь 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Параллельные линии

Когда сойдутся электроэнергетические системы Востока и Запада Европы

Вадим УЛИДА,
заместитель директора департамента
внешнеэкономических связей и международного сотрудничества
Министерства топлива и энергетики Украины

К концу 80-х годов прошлого столетия, на территории нынешнего СНГ существовала крупнейшая в мире энергосистема - «МИР». Основанная на объединенной энергетической системе бывшего СССР, она работала синхронно с энергосистемами Монголии и Восточноевропейских стран - членов СЭВ. Общая установленная мощность этого громадного объединения превышала 400 млн кВт. С образованием СНГ в 1991 году суммарная мощность электростанций стран Содружества была на уровне 322 млн кВт, что позволяло обеспечивать производство электроэнергии в объеме 1632 млрд кВтч.

Сегодня восстановлена параллельная работа 13 энергосистем бывших республик СССР, включая энергосистемы стран Балтии. В принципе, технически возможно присоединение также энергосистем Армении и Туркменистана. Нельзя сказать, что на территории СНГ существует новое энергообъединение - наследник бывшей ОЭС СССР. Отличительной особенностью организации параллельной работы энергосистем стран СНГ является отсутствие единого центра, осуществляющего технологическое управление, и юридически закрепленных единых правил совместной работы. Все вопросы регулируются двусторонними договорами между соседями, что позволяет участникам параллельной работы достаточно свободно строить свои отношения с партнерами, исходя из своих потребностей.

Таким образом, на территории Европы сегодня существует два основных энергетических блока: работающие по единым технологическим правилам энергосистемы стран Европейского Союза и функционирующие синхронно энергосистемы стран СНГ. Здесь следует заметить, что на территории ЕС существуют два объединения сетевых операторов (TSO) - UCTE и Nordel. Последнее объединяет операторов энергосистем Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании, Исландии и служит основой для функционирования «северного» рынка электроэнергии NordPool. В связи с некоторой территориальной отдаленностью энергосистемы этих стран соединены с энергосистемами стран-членов UCTE, ассоциацией сетевых операторов континентальной части Европы, в основном кабельными линиями постоянного тока, положенными по дну Балтийского моря.

Для UCTE - одного из крупнейших в мире и самого большого в Европе синхронного объединения энергосистем, обеспечивающего электроэнергией более 450 млн. человек, ключевой задачей на современном этапе является создание технических условий для возможности торговли электроэнергией в условиях свободного рынка. Начало создания свободного европейского рынка электроэнергии было положено приятием в 1996 году брюссельской «Директивы по электроэнергии», адаптированной в 199году в законодательствах всех стран - членов ЕС. Она дала толчок развитию конкуренции на монополизированных (за редким исключением) рынках Европы. Процесс формирования рынка электроэнергии ЕС проходит одновременно с формирование рынка природного газа, что является одной из ключевых особенностей построения внутреннего рынка ЕС.

Мировая энергетика Рассматривая электроэнергетическую карту Восточной Европы, легко убедиться в наличии развитой в широтном направлении сети линий электропередачи. Наиболее мощные из них, напряжением 750, 400 и 220 кВ, сконцентрированы в Украине. В недалеком прошлом эти коммуникации позволяли транспортировать значительные объемы электроэнергии. Например, в 1990 году в страны бывшего СЭВ было экспортировано порядка 30 млрд кВтч. С образованием в октябре 1992 года объединения «CENTREL», куда вошли сетевые операторы Польши, Венгрии, Словакии и Чехии, энергосистемы этих стран отсоединились от энергосистем СНГ и после определенной модернизации были синхронизированы с UCTE в 1995 году.

Единственным существенным ограничением обменов электроэнергией между энергосистемами при синхронной работе является пропускная способность электрических связей между ними. Принимая во внимание высокие цены на электроэнергию в Западной Европе, идея синхронизации энергосистем европейских стран и СНГ выглядит весьма привлекательно для реализации коммерческих интересов производителей электроэнергии в государствах СНГ, которые имеют доступ к дешевым энергоресурсам. С другой стороны, такое объединение позволит улучшить стандарты работы энергосистемы и повысить энергетическую безопасность отдельных стран.

Очень сложно оценить в настоящее время реальные сроки и саму возможность синхронизации UCTE с энергосистемами стран СНГ или с частью из них. Основная причина предельно осторожного подхода к этому вопросу со стороны UCTE заключается в том, что чисто технически это совершенно новая и очень большая задача, с которой столкнулась эта ассоциация. Ведь речь идет не о стандартных процедурах расширения синхронной зоны, а о возможности совместной параллельной работы двух, сходных по мощности и фактически самодостаточных объединений энергосистем: электростанции, входящие в UCTE с установленной мощностью в 540 632 млн кВт, вырабатывают в год около 2 400 млрд кВтч. Кроме того, следует учитывать географический фактор - единая энергосистема, располагающаяся на территории от Северной Африки до Дальнего Востока, безусловно, будет иметь свои уникальные особенности работы.

Для исследования возможности объединения энергосистем была организована совместная работа UCTE и Электроэнергетического Совета СНГ, результатом которой станет подготовка технико-экономического обоснования такого проекта. Со стороны Электроэнергетического Совета СНГ этой задачей будет заниматься Комиссия по оперативно-технологической координации совместной работы энергосистем СНГ (КОТК), которая является его рабочим органом. Планируется, что работа по подготовке ТЭО начнется во второй половине 2004 года и продлится до 2007 года. Однако уже сегодня имеется и практический опыт параллельной работы с UCTE. С июля 2002 года западная часть энергосистемы Украины, т.н. «Бурштынский энергоостров», работает синхронно с европейскими энергосистемами. Проект создания «Бурштынского энергоострова», пилотный по своей сути, успешно осуществлен Украиной как первый практический шаг, позволивший реально оценить свои возможности и перспективы параллельной работы с западными энергосистемами.

Успешное объединение энергосистем Востока и Запада обещает открыть новые технические возможности для торговли электроэнергией. Но эти возможности едва ли удастся реализовать без наличия гармонизированных правил функционирования рынков в странах ЕС и СНГ. К настоящему времени практически во всех странах СНГ происходят рыночные преобразования в энергетической сфере, направленные в сторону постепенной либерализации. И если в случае ЕС все ясно (там - согласованная политика, единое правовое поле), то в случае СНГ каждое государство само определяет как приоритетные направления, так и сроки реформирования энергетических рынков.

На этом фоне обращает на себя внимание идея создания общего рынка электроэнергии стран Содружества, которая обсуждается в рамках Электроэнергетического Совета СНГ. Работа в этом направлении ведется достаточно давно - еще в 2001 году была создана соответствующая рабочая группа. В результате был подготовлен проект «Концепции формирования общего электроэнергетического рынка государств-участников СНГ (ОЭР СНГ)». Как сказано в проекте Концепции, рынок электроэнергии СНГ должен базироваться на принципах равноправия, конкуренции, взаимной выгоды и гармонизации законодательства в электроэнергетике. Участниками торговых отношений будут являться как производители, поставщики, системные операторы так и непосредственно потребители электроэнергии. Государства-участники общего рынка примут меры, направленные на обеспечение доступа к системе передачи электроэнергии, обеспечении права выбора контрагентов.

По мере готовности субъектов общего рынка предполагается развитие таких его сегментов:
- рынка централизованной торговли электроэнергией;
- балансирующего рынка;
- рынка системных и вспомогательных услуг(резерв и регулирование мощности, поддержание баланса);
- рынка двусторонних оптовых контрактов.

Сейчас нельзя сказать более точно, каким же будет общий рынок электроэнергии СНГ. Основными документами, которые определят организационную и функциональную структуру будущего рынка, отношения между его субъектами, их права и ответственность должны стать Правила и регламенты ОЭР СНГ, которые предполагается разработать в будущем.

Невольно возникает мысль о некоторой поспешности создания в рамках СНГ открытого рынка электроэнергии без решения таких важнейших вопросов как либерализация рынка первичных энергоресурсов, создание зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, развитие таможенного законодательства. Ведь существующее различие цен на топливо в странах СНГ и практически полная монополизация внутренних рынков энергоресурсов сведет на нет возможности конкуренции между субъектами общего электроэнергетического рынка, каким бы он не был. Положительным примером здесь является опыт Европейского Союза, в котором одновременно реализуются директивы по рынкам электроэнергии и природного газа с целью их поэтапной либерализации.

Следует заметить, что существующим «Планом реализации важнейших мероприятий, направленных на развитие и повышение эффективности взаимодействия государств - участников СНГ в экономической сфере в 2003-2010 гг.», предусмотрена разработка и реализация системы мер по формированию рынка энергоресурсов. Возможно, в скором времени мы станем свидетелями того, как техническая идея синхронизации энергосистем Востока и Запада послужит стимулом к проведению глубоких рыночных преобразований в экономике стран СНГ.
 

Еще статьи на эту тему:

 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru