Архив журналов

 

Журнал «Мировая энергетика»

Сентябрь 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Смена приоритетов?

Исправленный вариант проекта бюджета-2005 обозначает как приоритеты Российского государства в первый год второго президентского срока Путина, так и политические силы, пришедшие к власти на деле, а не на словах.

Михаил ДЕЛЯГИН,
председатель президиума, научный руководитель
Института проблем глобализации, д.э.н.

Военно-полицейский перегиб

Все бюджеты президента Путина предусматривали форсированное финансирование силовых и правоохранительных структур и потому заслуженно характеризовались как «военно-полицейские». Сначала этот крен казался оправданным — с одной стороны, длительным недофинансированием соответствующих ведомств, приведшим к их глубокому разложению, а с другой — продолжением войны в Чечне.

Однако не столько даже дело «ЮКОСа», события 9 мая в Чечне, 22 июня в Ингушетии, сколько сама повседневность убедительно свидетельствует, что простой рост финансирования без изменения мотиваций не приведет к модернизации этих ведомств. Более того: попытка залить гноящуюся рану деньгами привела лишь к усилению разложения структур, которые все чаще называются силовыми и все реже (и все с большей иронией) — правоохранительными.

Продолжение доказавшей свою ошибочность политики в масштабах, явленных нам в проекте бюджета-2005 года, — не имеющий оправдания перегиб. Расходы на оборону вырастут на 28%, на правопорядок и госбезопасность — на 26%, притом, что общий рост бюджетных расходов составит лишь 14%, а увеличение непроцентной их части — 17,8%.

При этом расходы на сельское хозяйство сокращены на 10%, что стало причиной демарша министра А.Гордеева. В реальном выражении расходы на социальную политику сокращены на 1,5%, на образование (!) — на 8,6%, на охрану окружающей среды — на 15,2% и, наконец, на ЖКХ — на 28,0%.

Глубочайшее впечатление производит и сопоставление масштабов расходных статей: оборона — 528,0 млрд руб., поддержание правопорядка и госбезопасность — 398,4 млрд, а все социальные расходы - 436,3 млрд руб. (включая социальную политику — 172,1 млрд, образование — 154.5, здравоохранение — 71.2, культура, кинематограф и СМИ - 38,5 млрд руб.).

Ускоренное наращивание «силовой» и «правоохранительной» компоненты вызвано не только недофинансированием и разложением соответствующих органов, но и экономической политикой государства. Ее суть — масштабное перераспределение ресурсов в пользу бизнеса, прежде всего крупного, и правящей бюрократии (главным образом в пользу последней, эффективно вымогающей деньги у бизнесменов на всех уровнях) за счет комплексного, системного сокращения социальной поддержки.

Понятно, что такая политика, идущая вразрез не только со всеми предвыборными обещаниями и поствыборными ожиданиями, но и с интересами большинства граждан, не может не вызвать у них раздражения, постепенно переходящего в активный и сознательный протест. Его придется подавлять, что требует нового увеличения финансирования соответствующих структур.

В 2005 году эта потребность станет особенно острой. Пенсионная реформа, лишающая будущих пенсионеров всяких гарантий, жилищная реформа, отменяющая конституционное право на жилье, «монетизация льгот» и безвозмездная отмена целого ряда видов социальной помощи и многие другие разрушительные реформы, обрушенные на головы граждан России, усилят напряженность и повысят потребность власти в силовых структурах.

Так или иначе, изменение расходов по различным статьям весьма внятно отражает не только экономические приоритеты, но и структуру политического влияния. Проект бюджета-2005 называет в качестве реального хозяина России силовую, военно-полицейскую бюрократию.

Социальный геноцид и удушение регионов

Наряду с бизнесом и народом, реальными противниками «новых хозяев» России стали региональные и местные власти, на которых, при всех их недостатках, и держится повседневная жизнь. Их обуздание осуществляется как прямым запугиванием (в том числе возбуждением уголовных дел — классическими примерами служат губернаторы Аяцков, Машковцев, Лисицын), так и выдвижением на лидирующие позиции «социально близких» бывших генералов.

Но главным инструментом «укрепления вертикали власти», которая уже близка к переходу от федерации к заведомо неэффективному в российских условиях унитарному государству, является ограничение финансовых ресурсов региональных бюджетов, последовательно осуществляемое без учета потребностей последних. Эта политика, уже приведшая к масштабной коммунальной катастрофе 2002-2003 годов, в полной мере проявляется и в проекте бюджета-2005.

При незначительном увеличении финансовой помощи на регионы сброшен широкий перечень новых расходных полномо-
чий. Это ставит губернаторов ряда дотационных регионов перед выбором между социальной, коммунальной и бюджетной катастрофами.

Намерение повысить зарплату бюджетников на 20% в 2005 г. можно только приветствовать (в 2004 году без этого обошлись — за президента и так голосуют, «как надо», а раздражающих людей социальных реформ еще не планировалось), но это повышение касается только малой части наемных работников, оплачиваемых из федерального бюджета. Регионы, как официально заявлено, будут повышать зарплаты в сроки и в масштабах, соответствующих их финансовым возможностям.

Это означает, что в некоторых регионах зарплата будет повышена с опозданием (а в Москве говорят, что она будет повышена досрочно — уже с 1 октября 2004 года), а в некоторых не будет повышена вовсе. В результате бюджетники одинаковой квалификации, живущие в разных субъектах Федерации, будут получать разные минимальные зарплаты. По сути дела это разрушает единое экономическое и социальное пространство России и создает предпосылки для ее дезинтеграции. Конечно, движение в этом направлении начато другими законами, в первую очередь «монетизацией льгот», однако проект бюджета-2005 закрепляет эту разрушительную тенденцию.

Другая такая тенденция — свертывание всей системы социальной поддержки. При этом наименее социально защищенные, пользующиеся этой системой и живущие за ее счет, в массе своей будут поставлены в невыносимые условия. С одной стороны, это обеспечит «разгрузку» пенсионной и социальной систем, с другой — является развязыванием геноцида по социальному признаку.

Отдельные разрозненные меры социальной направленности — лишь маскировка целей проводимых реформ. Помимо увеличения зарплат бюджетникам интересно намерение поднять стипендию студентам. В среднем оно составит 50 руб. в месяц, что представляется, по крайней мере, не меньшим издевательством, чем ее нынешний размер.

Внешние займы и стабилизационный фонд

В уже несколько лет захлебывающемся от переизбытка «нефтяных» денег бюджете предусмотрены еще и значительные (3,65 млрд.долл.) внешние займы. Их цель проста и ужасна одновременно: пополнение Стабилизационного фонда.

Того самого фонда, который уже стал притчей во языцех. Умертвление денег в фонде, от нехватки которых задыхается вся находящаяся вне олигархических корпораций страна, является главной претензией к экономическому курсу Путина, — причем объединяющей и правых, и левых. Того самого фонда, существование которого является подлинным апофеозом плюшкин-ской политики либеральных фундаменталистов, сознательным и бесповоротным отказом от модернизации, объявленной было Путиным накануне его выборов.

Кудрин многократно заявлял о том, что считает «достаточным» Стабилизационный фонд в размере 500 млрд руб. — и тем не менее, вопреки своим заявлениям, планирует за 2005 год довести этот фонд до 795,3 млрд руб. - эквивалент 26,5 млрд долл. Вот уж, действительно, «хозяин своего слова: захотел — дал, захотел — взял».

За 2005 год Стабилизационный фонд вырастет на 387,8 млрд руб., что на 109,7 млрд превышает профицит бюджета (278,1 млрд руб.). Источник денег — внешние займы, рублевый эквивалент которых составляет ту же самую величину — 109,5 млрд руб.!
Такого еще не было: правительство намерено брать внешние займы, чтобы нарастить Стабилизационный фонд до величины в 1,6 раза превышающую ту, которую само же правительство считает достаточной!

При этом средства Стабилизационного фонда будут вкладываться в госбумаги не просто наших стратегических конкурентов, но, возможно, тех же самых конкурентов, у которых мы будем брать эти деньги в кредит — под значительно более высокие
проценты, чем получим за их размещение!

Воистину, правительство еще раз наглядно доказывает всем нам, что управлять государством может отнюдь не всякая кухарка. Невольно хочется уточнить, что это: правительство нашей страны или клуб анонимных алкоголиков?

Бюджет «спустя рукава»

Более всего в бюджете поражают внутренние несуразности, свидетельствующие о безответственности, по крайней мере, части его разработчиков.

Так, сопоставление максимальной величины государственного внешнего долга на 1 января 2006 года, установленной проектом федерального бюджета-2005 одновременно в долларах и евро (109,4 млрд долл. и 79,7 млрд евро), показывает, что правительство ориентируется на курс 1,37 доллара за 1 евро на конец 2005 года.

Проект бюджета-2005 называет в качестве реального хозяина России силовую, военно-полицейскую бюрократию.
Этот курс заведомо непосилен для европейской экономики и потому попросту невозможен. Проект бюджета, основанный на подобных предположениях, просто не имеет отношения к действительности.

Вызывает сомнения и заложенный в проект бюджета уровень мировых цен на нефть в 28 долл./барр.. Вероятно, что он будет существенно выше — и, соответственно, обеспечит бюджету (как это было все последние годы) дополнительные доходы, основная часть которых вновь будет заморожена в Стабилизационном фонде. Бюрократически понятное стремление правительства «подстраховаться» и создать «запас прочности» еще более снизит эффективность использования бюджетных денег и ограничит возможности направления «нефтедолларов» на модернизацию.
 

Еще статьи на эту тему:
— Бюджет нерешенных проблем

 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru