|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Газпром "дожал" МинскДля достижения согласия потребовалось прекращение поставок газа Минску с 1 января и даже суточный перерыв в подаче топлива в Европу (что случилось впервые в истории Мингазпрома СССР-Газпрома). Правда, Газпром заменяли, в части поставок белорусам, его «дочка» СИБУР и независимые производители ИТЕРА и Транснафта. Михаил ИВАНОВ В 2003 г. Газпром продавал топливо белорусам по оптовой цене 5-го ценового пояса РФ, которая составляла тогда около 30 долл. С 1 января 2004 г. внутренние цены были повышены на 20% и для 5-го пояса они сейчас достигают 37 долл. (с учетом роста курса рубля к доллару). Прошлогодние поставки осуществлялись согласно межправительственному соглашению по созданию равных условий в области ценовой политики и расширению сотрудничества в газовой отрасли,подписанному в апреле 2002 г. Это соглашение предусматривало не только низкие цены для Минска, но и обязательство последнего обеспечить создание совместного с Газпромом предприятия на базе Белтрансгаза. СП должно было гарантировать надежные поставки отечественного природного газа белорусским потребителям и его транзит в Европу. Минск обеспечил лишь стартовое условие: приватизировал Белтрансгаз. Остальные параметры -размер продаваемого Газпрому пакета Белтрансгаза и его цена, объемы инвестиций и поставок газа Белоруссии - стали предметом острой, затяжной дискуссии. Прежде всего, белорусы никак не могли сойтись с Газпромом по цене Белтрансгаза, они утверждали, что предприятие стоит не менее 5 млрд долл. Российские же газовики настаивали на гораздо более низкой цифре - 500-600 млн долл., то есть балансовой стоимости предприятия, с учетом высокого износа его транспортных мощностей. По словам зам. председателя правления Газпрома Александра Рязанова, первую цифру вывел оценщик, имя которого белорусы так и не раскрыли, поэтому в ее объективность поверить сложно. В то же время Газпром настаивал на привлечении оценщика с мировым именем, но белорусы на это не шли. Кроме того, Минск увязывал создание СП с целым рядом невыгодных для нас условий: Газпрому достанется неконтрольный пакет Белтрансгаза, однако россияне обязывались масштабно инвестировать в предприятие, а заодно передать в него активы газопровода Ямал-Европа, находящиеся на территории Белоруссии. В итоге председатель правления Газпрома Алексей Миллер пожаловался тогдашнему премьеру Михаилу Касьянову на непомерные аппетиты и неуступчивость Минска. Как заявлял тогда пресс-секретарь российского концерна Сергей Куприянов: «Мы пришли к выводу, что у нас и белорусской стороны совершенно разные представления о газовом бизнесе. Наши разногласия были настолько непреодолимыми, что мы приняли решение полностью прекратить переговоры». Куприянов пообещал, что переговоры будут продолжены, но исходя из новой цены - около 80 долл. Правда, белорусы, в качестве ответной меры, намеревались резко поднять свою стоимость транзита российского газа в Европу. Российское правительство незамедлительно отреагировало на жалобы А. Миллера и в сентябре 2003 г. отменило свою прежнюю рекомендацию о продаже Газпромом топлива в Белоруссию по внутренней, низкой цене. Прежний контракт с этой ценой действовал по 31 декабря 2003 г. Поскольку соглашение на 2004 г. по новой цене заключить не удалось, Газпром с 1 января прекратил поставки газа в Белоруссию. Пока попеременно в Москве и Минске шли вязкие переговоры с новыми условиями - 80 долл. за газ (эта планка быстро снизилась до 50 долл.) и не менее 1 долл. за транзит - белорусы получали топливо от СИБУРа, ИТЕРЫ и Транснафты по 46,68 долл. (собственно из-за этой цены и снизилась планка Газпрома). Однако 16 января это топливо, по очередному краткосрочному контракту, закончилось, поскольку Минск не спешил заключать новый контракт - ни с «независимыми», ни с Газпромом. Тогда Белтрансгаз отважился на «незаконный отбор газа» из тех объемов, которые шли в Европу. Газпром 22 января обнаружил воровство и предупредил своего партнера о том, что с 24 января поставки ему прекращаются полностью. Однако белорусы упрямо продолжали воровать европейский газ и доворовались до того, что 18 февраля Газпрому пришлось «отключить» уже всю Европу, правда, лишь на сутки. За эти сутки был-таки заключен очередной краткосрочный контракт Белтрансгаза с Транснафтой. Таким образом, российским газовикам впервые за последние 20 лет пришлось нарушить выполнение своих долгосрочных экспортных контрактов с европейскими покупателями. Хотя Газпром и пытался смягчить последствия своего шага, направив потоки «белорусского» газа по украинским трубам, с выходом на западных потребителей, и задействовав местные подземные хранилища, не удалось избежать отрицательных последствий. Сильнее всех пострадали потребители Литвы, Польши и родной Калининградской области. А Германия, будучи газораспределительным центром Европы, не только недополучила свои объемы, но и вынуждена была замещать российский газ из альтернативных источников, чтобы выполнить обязательства Газпрома перед другими странами. Кстати, несговорчивый Минск попутно наказывал и собственное предприятие: транзит в Европу шел (за исключением 18 февраля), а Белтрансгаз в январе-мае не мог выставить счета в оплату своих услуг. Хотя Газпром и был готов оплатить их, даже несмотря на то, что Минэкономики Белоруссии в одностороннем порядке повысило с 1 января плату за транзит с прежних 0,53 до 1,02 доллара. Что касается создания СП на базе Белтрансгаза, то Москва и Минск решили продолжить переговоры. Необходимо будет окончательно согласовать кандидатуру независимого оценщика активов предприятия. Скорее всего, им станет компания Deloitte & Touche. Кроме того, стороны уже предварительно договорились о том, что Газпром и Белтрансгаз получат по 50% в СП. В результате последних переговоров в Минске удалось урегулировать еще одно разногласие. Белоруссия таки признала российской собственностью местное предприятие Запад-Транснефтепродукт (Запад-ТНП), дочернюю структуру российского Транснефтепродукта. Белоруссия, претендовавшая на проходящие по ее территории трубопроводы Запад-ТНП, отменила в 2003 г. его регистрацию на своей территории, что вызвало протесты Москвы, обвинившей Минск в посягательствах на российскую собственность. Белорусский арбитраж с осени 2003 г. рассматривал иск налоговой инспекции к Запад-ТНП на 12 млн долл. за работу предприятия на территории страны без госрегистрации. Во время последнего заседания в декабре 2003 г. суд отложил рассмотрение иска до июня текущего года по просьбе обеих сторон. Сейчас иск, скорее всего, будет отозван. Структура производства и потребления энергии в Белоруссии О динамике потребления энергии в Республике Беларусь (РБ) можно судить по материалам «BP Statistical Review of World Energy, 2003», частично представленным в таблице. Видно, что до 90-х годов достаточно стабильно росло потребление энергии. Доминировала нефть, объемы потребления угля практически не менялись, увеличивались поставки природного газа - с 24% в 1985 г. до 32% - в 1990 г. В начале 90/х Белоруссия, как и все страны бывшего СССР, сократила общее потребление энергии, преимущественно нефти и нефтепродуктов. Потребление природного газа было относительно стабильным, что привело к заметному увеличению его роли в энергетическом балансе республики. В 2002 г. доля природного газа, по данным «ВР», превысила 70 процентов. Статистические данные Международного энергетического агентства позволяют более детально оценить современную структуру топливно/энергетического баланса РБ. Так, в 2001 г. потребление первичного топлива и энергоресурсов составило 24,42 млн тнэ. При этом собственное производство первичных энергоресурсов равнялось 3,53 млн тнэ, импорт - 27,78, экспорт - 6,92 млн тнэ. Собственное производство первичного топлива и энергетических ресурсов в основном обеспечивается нефтью и возобновляемой энергетикой, представленной преимущественно твердой биомассой. Их доли составляют 52,5 и 28% от общего внутреннего производства. Суммарная добыча угля, при заметной доле торфа и бурого угля, и природного газа составляет около 17%. Гидроэнергетика развита слабо. В структуре импорта энергоносителей доминируют сырая нефть и природный газ, их доли составляют 42,8 и 51,5%. На суммарный импорт остальных видов топлива и энергоресурсов приходится, соответственно, около 5%. Объем импорта энергоносителей (общий импорт, а не нетто/импорт) превышает внутреннее потребление на 14 процентов. Импортируемый природный газ, преимущественно 75%, преобразуется в тепловую и электрическую энергию, реализуемую в основном на территории республики. 88% сырой нефти идет на НПЗ, при этом 54% производимых нефтепродуктов экспортируется. Нефтепродукты доминируют в белорусской структуре экспорта, на их долю в 2001 г. приходилось более 90% от общего экспорта. Нетто-экспорт нефтепродуктов в 2001 г. увеличился с 2,24 млн т в 1995 г. до 5,92 млн тонн. В республиканской структуре конечного потребления энергии (18,1 млн тнэ) заметно преобладает тепловая энергия с долей в 34%. Далее следуют: нефтепродукты - 20%, природный газ - 19, электроэнергия -12,7, сырая нефть - 7,8 %. Доли других видов энергии заметно ниже. Основными потребителями энергии в Белоруссии являются промышленный сектор (40,5%) и бытовой (30%). В промышленном секторе резко доминируют по объемам потребления энергии предприятия химической и нефтехимической промышленности, с долей более 86 процетов.
Потребление энергии в республике Беларусь в 1985-2002 гг (млн т нефтяного эквивалента)
Источник: BP Statistical Rewiew of World Energy, 2003
Позиция компании Конкурентоспособность нашей транспортной системы повышается.
Петр Пётух, - стабилизация на два года новых ценовых условий позволит не увеличивать отпускную цену на газ для потребителей Республики Беларусь в 2004-2005 гг. Следовательно, при запланированном в 2005 г. 20%-ном повышении внутрироссийских цен на природный газ цена импортируемого Республикой Беларусь газа будет незначительно выше, чем для потребителей 5-го ценового пояса РФ; - увеличение транзитного тарифа позволяет с 2004 г. не перекладывать на потребителей газа в РБ затраты на обеспечение транзитной транспортировки газа; - учитывая растущие потребности Газпрома в транзитных мощностях для поставок газа в За падную Европу, контрактные условия «белорусского» транзита реально повышают конкуренто cпособность действующей газотранспортной системы Республики Беларусь. Таким образом, можно констатировать, что новые ценовые условия поставки газа и оплаты за транзит позволяют поддерживать конкурентоспособность белорусских товаров и создают экономические предпо сылки для роста транзитных потоков газа через территорию Беларуси. Что касается независимой оценки активов ОАО «Белтрансгаз», то в настоящее время Министерство экономики Республики Беларусь и ОАО «Газпром» ведут переговоры относительно кандидатуры независимого оценщика. Вопросы создания совместного белорусскороссийского газотранспортного предприятия будут решаться в сроки, зависящие от длительности проведения оценки «Белтрансгаза» и решения о ее приемлемости. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Еще статьи на эту тему: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Журнал «Мировая энергетика»
Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г. |