Архив журналов

 

Журнал «Мировая энергетика»

Июль-Август 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Газпром "дожал" Минск

Белоруссия, Мировая энергетика Для достижения согласия потребовалось прекращение поставок газа Минску с 1 января и даже суточный перерыв в подаче топлива в Европу (что случилось впервые в истории Мингазпрома СССР-Газпрома). Правда, Газпром заменяли, в части поставок белорусам, его «дочка» СИБУР и независимые производители ИТЕРА и Транснафта.

Михаил ИВАНОВ

Подписание контракта произошло в рамках июньского заседания совета министров Союзного государства России и Белоруссии в Минске и после того как Владимир Путин и Александр Лукашенко на июньской встрече в Сочи договорились принципиально. Итак, после прекращения с 1 января поставок Газпром возобновляет их на следующих условиях: природный газ будет продаваться по 46,68 долл./тыс. м3, а ставка его транзита в Европу по сетям Белтрансгаза составит 0,75 долл./тыс. м3 на 100 км, по трубопроводу же Ямал-Европа (собственности Газпрома) - 0,46 доллара.

В 2003 г. Газпром продавал топливо белорусам по оптовой цене 5-го ценового пояса РФ, которая составляла тогда около 30 долл. С 1 января 2004 г. внутренние цены были повышены на 20% и для 5-го пояса они сейчас достигают 37 долл. (с учетом роста курса рубля к доллару). Прошлогодние поставки осуществлялись согласно межправительственному соглашению по созданию равных условий в области ценовой политики и расширению сотрудничества в газовой отрасли,подписанному в апреле 2002 г. Это соглашение предусматривало не только низкие цены для Минска, но и обязательство последнего обеспечить создание совместного с Газпромом предприятия на базе Белтрансгаза. СП должно было гарантировать надежные поставки отечественного природного газа белорусским потребителям и его транзит в Европу.

Минск обеспечил лишь стартовое условие: приватизировал Белтрансгаз. Остальные параметры -размер продаваемого Газпрому пакета Белтрансгаза и его цена, объемы инвестиций и поставок газа Белоруссии - стали предметом острой, затяжной дискуссии. Прежде всего, белорусы никак не могли сойтись с Газпромом по цене Белтрансгаза, они утверждали, что предприятие стоит не менее 5 млрд долл. Российские же газовики настаивали на гораздо более низкой цифре - 500-600 млн долл., то есть балансовой стоимости предприятия, с учетом высокого износа его транспортных мощностей. По словам зам. председателя правления Газпрома Александра Рязанова, первую цифру вывел оценщик, имя которого белорусы так и не раскрыли, поэтому в ее объективность поверить сложно. В то же время Газпром настаивал на привлечении оценщика с мировым именем, но белорусы на это не шли. Кроме того, Минск увязывал создание СП с целым рядом невыгодных для нас условий: Газпрому достанется неконтрольный пакет Белтрансгаза, однако россияне обязывались масштабно инвестировать в предприятие, а заодно передать в него активы газопровода Ямал-Европа, находящиеся на территории Белоруссии.

В итоге председатель правления Газпрома Алексей Миллер пожаловался тогдашнему премьеру Михаилу Касьянову на непомерные аппетиты и неуступчивость Минска. Как заявлял тогда пресс-секретарь российского концерна Сергей Куприянов: «Мы пришли к выводу, что у нас и белорусской стороны совершенно разные представления о газовом бизнесе. Наши разногласия были настолько непреодолимыми, что мы приняли решение полностью прекратить переговоры». Куприянов пообещал, что переговоры будут продолжены, но исходя из новой цены - около 80 долл. Правда, белорусы, в качестве ответной меры, намеревались резко поднять свою стоимость транзита российского газа в Европу.

Российское правительство незамедлительно отреагировало на жалобы А. Миллера и в сентябре 2003 г. отменило свою прежнюю рекомендацию о продаже Газпромом топлива в Белоруссию по внутренней, низкой цене. Прежний контракт с этой ценой действовал по 31 декабря 2003 г. Поскольку соглашение на 2004 г. по новой цене заключить не удалось, Газпром с 1 января прекратил поставки газа в Белоруссию. Пока попеременно в Москве и Минске шли вязкие переговоры с новыми условиями - 80 долл. за газ (эта планка быстро снизилась до 50 долл.) и не менее 1 долл. за транзит - белорусы получали топливо от СИБУРа, ИТЕРЫ и Транснафты по 46,68 долл. (собственно из-за этой цены и снизилась планка Газпрома).

Однако 16 января это топливо, по очередному краткосрочному контракту, закончилось, поскольку Минск не спешил заключать новый контракт - ни с «независимыми», ни с Газпромом. Тогда Белтрансгаз отважился на «незаконный отбор газа» из тех объемов, которые шли в Европу. Газпром 22 января обнаружил воровство и предупредил своего партнера о том, что с 24 января поставки ему прекращаются полностью. Однако белорусы упрямо продолжали воровать европейский газ и доворовались до того, что 18 февраля Газпрому пришлось «отключить» уже всю Европу, правда, лишь на сутки. За эти сутки был-таки заключен очередной краткосрочный контракт Белтрансгаза с Транснафтой. Таким образом, российским газовикам впервые за последние 20 лет пришлось нарушить выполнение своих долгосрочных экспортных контрактов с европейскими покупателями. Хотя Газпром и пытался смягчить последствия своего шага, направив потоки «белорусского» газа по украинским трубам, с выходом на западных потребителей, и задействовав местные подземные хранилища, не удалось избежать отрицательных последствий. Сильнее всех пострадали потребители Литвы, Польши и родной Калининградской области. А Германия, будучи газораспределительным центром Европы, не только недополучила свои объемы, но и вынуждена была замещать российский газ из альтернативных источников, чтобы выполнить обязательства Газпрома перед другими странами.

Кстати, несговорчивый Минск попутно наказывал и собственное предприятие: транзит в Европу шел (за исключением 18 февраля), а Белтрансгаз в январе-мае не мог выставить счета в оплату своих услуг. Хотя Газпром и был готов оплатить их, даже несмотря на то, что Минэкономики Белоруссии в одностороннем порядке повысило с 1 января плату за транзит с прежних 0,53 до 1,02 доллара.

Что касается создания СП на базе Белтрансгаза, то Москва и Минск решили продолжить переговоры. Необходимо будет окончательно согласовать кандидатуру независимого оценщика активов предприятия. Скорее всего, им станет компания Deloitte & Touche. Кроме того, стороны уже предварительно договорились о том, что Газпром и Белтрансгаз получат по 50% в СП.

В результате последних переговоров в Минске удалось урегулировать еще одно разногласие. Белоруссия таки признала российской собственностью местное предприятие Запад-Транснефтепродукт (Запад-ТНП), дочернюю структуру российского Транснефтепродукта. Белоруссия, претендовавшая на проходящие по ее территории трубопроводы Запад-ТНП, отменила в 2003 г. его регистрацию на своей территории, что вызвало протесты Москвы, обвинившей Минск в посягательствах на российскую собственность. Белорусский арбитраж с осени 2003 г. рассматривал иск налоговой инспекции к Запад-ТНП на 12 млн долл. за работу предприятия на территории страны без госрегистрации. Во время последнего заседания в декабре 2003 г. суд отложил рассмотрение иска до июня текущего года по просьбе обеих сторон. Сейчас иск, скорее всего, будет отозван.

Структура производства и потребления энергии в Белоруссии

О динамике потребления энергии в Республике Беларусь (РБ) можно судить по материалам «BP Statistical Review of World Energy, 2003», частично представленным в таблице. Видно, что до 90-х годов достаточно стабильно росло потребление энергии. Доминировала нефть, объемы потребления угля практически не менялись, увеличивались поставки природного газа - с 24% в 1985 г. до 32% - в 1990 г. В начале 90/х Белоруссия, как и все страны бывшего СССР, сократила общее потребление энергии, преимущественно нефти и нефтепродуктов. Потребление природного газа было относительно стабильным, что привело к заметному увеличению его роли в энергетическом балансе республики. В 2002 г. доля природного газа, по данным «ВР», превысила 70 процентов.

Статистические данные Международного энергетического агентства позволяют более детально оценить современную структуру топливно/энергетического баланса РБ. Так, в 2001 г. потребление первичного топлива и энергоресурсов составило 24,42 млн тнэ. При этом собственное производство первичных энергоресурсов равнялось 3,53 млн тнэ, импорт - 27,78, экспорт - 6,92 млн тнэ.

Собственное производство первичного топлива и энергетических ресурсов в основном обеспечивается нефтью и возобновляемой энергетикой, представленной преимущественно твердой биомассой. Их доли составляют 52,5 и 28% от общего внутреннего производства. Суммарная добыча угля, при заметной доле торфа и бурого угля, и природного газа составляет около 17%. Гидроэнергетика развита слабо.

В структуре импорта энергоносителей доминируют сырая нефть и природный газ, их доли составляют 42,8 и 51,5%. На суммарный импорт остальных видов топлива и энергоресурсов приходится, соответственно, около 5%. Объем импорта энергоносителей (общий импорт, а не нетто/импорт) превышает внутреннее потребление на 14 процентов.

Импортируемый природный газ, преимущественно 75%, преобразуется в тепловую и электрическую энергию, реализуемую в основном на территории республики. 88% сырой нефти идет на НПЗ, при этом 54% производимых нефтепродуктов экспортируется.

Нефтепродукты доминируют в белорусской структуре экспорта, на их долю в 2001 г. приходилось более 90% от общего экспорта. Нетто-экспорт нефтепродуктов в 2001 г. увеличился с 2,24 млн т в 1995 г. до 5,92 млн тонн. В республиканской структуре конечного потребления энергии (18,1 млн тнэ) заметно преобладает тепловая энергия с долей в 34%. Далее следуют: нефтепродукты - 20%, природный газ - 19, электроэнергия -12,7, сырая нефть - 7,8 %. Доли других видов энергии заметно ниже.

Основными потребителями энергии в Белоруссии являются промышленный сектор (40,5%) и бытовой (30%). В промышленном секторе резко доминируют по объемам потребления энергии предприятия химической и нефтехимической промышленности, с долей более 86 процетов.

Потребление энергии в республике Беларусь в 1985-2002 гг (млн т нефтяного эквивалента)
Потребление энергии 19851986 19871988 19891990 19911992 19931994 19951996 19971998 19992000 20012002
Общее34,6 39,540,4 41,039,8 38,438,1 37,128,6 25,323,6 21,123,5 22,221,0 21,520,6 21,0
Нефть25,2 29,829,5 28,626,8 24,824,0 21,214,0 12,812,3 9,39,6 8,37,0 6,65,9 5,8
Природный газ 8,38,5 9,611,1 11,712,4 13,015,1 14,012,3 11,111,7 13,313,5 13,814,6 14,514,9
Уголь1,1 1,21,3 1,31,3 1,21,1 0,70,6 0,20,3 0,50,6 0,40,3 0,30,3 0,3
Источник: BP Statistical Rewiew of World Energy, 2003


Позиция компании

Конкурентоспособность нашей транспортной системы повышается.

Петр Пётух,
Генеральный директор ОАО «Белтрансгаз»

Переход на новые ценовые условия покупки газа и платы за транзит предполагает экономические следствия:
- стабилизация на два года новых ценовых условий позволит не увеличивать отпускную цену на газ для потребителей Республики Беларусь в 2004-2005 гг. Следовательно, при запланированном в 2005 г. 20%-ном повышении внутрироссийских цен на природный газ цена импортируемого Республикой Беларусь газа будет незначительно выше, чем для потребителей 5-го ценового пояса РФ;
- увеличение транзитного тарифа позволяет с 2004 г. не перекладывать на потребителей газа в РБ затраты на обеспечение транзитной транспортировки газа;
- учитывая растущие потребности Газпрома в транзитных мощностях для поставок газа в За падную Европу, контрактные условия «белорусского» транзита реально повышают конкуренто cпособность действующей газотранспортной системы Республики Беларусь.

Таким образом, можно констатировать, что новые ценовые условия поставки газа и оплаты за транзит позволяют поддерживать конкурентоспособность белорусских товаров и создают экономические предпо сылки для роста транзитных потоков газа через территорию Беларуси. Что касается независимой оценки активов ОАО «Белтрансгаз», то в настоящее время Министерство экономики Республики Беларусь и ОАО «Газпром» ведут переговоры относительно кандидатуры независимого оценщика. Вопросы создания совместного белорусскороссийского газотранспортного предприятия будут решаться в сроки, зависящие от длительности проведения оценки «Белтрансгаза» и решения о ее приемлемости.
 

Еще статьи на эту тему:

 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru