Архив журналов

 

Журнал «Мировая энергетика»

Июль-Август 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Доллар продолжит падение

А российская банковская система устоит.

Высокие цены на нефть, скорее всего, продержатся до конца 2004 г. Такой вывод позволяют сделать прогнозы роста мировой экономики, подготовленные инвестиционными банками и международными организациями - МВФ, ОЭСР, ОПЕК, Энергетическим агентством США.

Михаил ЗАДОРНОВ,
председатель подкомитета по денежно-кредитной политике,
валютному регулированию и деятельности Центробанка
комитета Госдумы по бюджету и налогам.

И хотя большинство экономистов сходится в убеждении, что нынешние котировки могут несколько снизиться тем не менее они сохранятся на существенно более высоком уровне, чем в прошлом году. Среднегодовая цена за баррель нефти Urals до конца года прогнозируется в районе 29 долл. Поэтому сценарий, основанный на высоких ценах, хотя, разумеется, не на уровне 40 долл. за баррель, представляется мне наиболее вероятным.

Не следует также игнорировать политический фактор - перспективу стабилизации обстановки в Ираке, а также растущий спрос Китая и выздоравливающей экономики США на углеводородное сырье. Как известно, сегодня на долю одного только Китая приходится примерно 40% прироста мирового спроса на энергоносители, еще около трети - на Соединенные Штаты и плюс-минус 16% - на Европу. И поскольку мир вступил в фазу экономического подъема, этот спрос будет только возрастать.

Не могу согласиться с утверждениями ряда европейских экспертов, предрекающих резкое торможение мировой экономики вследствие высоких нефтяных цен. Даже если в ближайшие полгода нефть сорта «Brent» будет стоить в пределах 32-33 долл./баррель, это затормозит рост американской экономики не более чем на 0,5 процентных пункта ВВП. Поскольку прогноз международных экономических институтов на этот год говорит о примерно 4,5% роста, то даже 4% - для США это все равно лучший показатель последних лет. Для Европы воздействие высоких нефтяных цен на торможение экономического роста может составить 0,3-0,4% ВВП. Для нее это тоже болезненно, однако в самой тенденции экономического подъема это обстоятельство ничего не меняет.

В целом мировая экономика после длительной рецессии выходит на подъем. Нефтяные цены способны подкосить его лишь в том случае, если они серьезно взлетят вверх, а такое возможно только при крайне негативном развитии событий в Ираке и на всем Ближнем Востоке. Исключать этого полностью нельзя, при таком повороте событий нефтяные цены могут стать заоблачными, что приведет к кризису большего масштаба, который затронет и финансовый сектор. Однако рассматривать подобный сценарий как основной невозможно.

Если обратиться к мировым финансам, то расчеты следует строить, исходя из продолжения снижения курса доллара. К концу года он вполне может опуститься до уровня 1,30 за евро. Связано это с тем, что, во-первых, экономика США, несмотря на уже достаточно серьезную девальвацию своей валюты по отношению к европейской, не преодолела ни дефицит торгового баланса, ни дефицит бюджета. Оба показателя остаются на беспрецедентно высоком уровне со времен Рейгана. Поэтому базовые диспропорции в экономике США сохраняются, ослабление доллара ситуацию коренным образом не исправило.

Второй фактор - политический: ясно, что слабый доллар означает увеличение темпов роста американской экономики, снижение безработицы. Для действующей администрации это один из ключевых моментов, влияющих на успех или неудачу на предстоящих президентских выборах. Поэтому Белый дом заинтересован в слабом долларе, а раз так, то, судя по всему, постарается проводить именно такой курс.

Что способно нарушить эту тенденцию? Неизбежное повышение процентных ставок. Как только это произойдет, дополнительный приток капитала на американский рынок начнет сдерживать ослабление доллара. Но основная тенденция тем не менее сохранится. Никаких принципиальных изменений для российской экономики это не означает. Для тех, кто закупает товары из Еврозоны (а это 50% отечественного импорта), ввозимая продукция станет дороже, что благоприятно скажется на отраслях нашей экономики, конкурирующих с европейскими товарами. Доходы долларовых экспортеров, в основном из сырьевого сектора, несколько сократятся. Но Банк России постепенно отходит от односторонней ориентации только на доллар, предпочитая ей корзину из двух мировых валют.

Темпы роста российской экономики в первом полугодии 2004 г. приблизятся к 8%, но по итогам года более реалистичным показателем, на мой взгляд, следует считать 7-7,5%. Если взять первые пять месяцев, то рост частично был достигнут за счет увеличения чистого экспорта, хотя этот фактор сегодня не играет такой роли, как в прошлом году, когда он обеспечил около половины прироста ВВП. Продолжают работать и два других фактора. Это, прежде всего, увеличение прямых инвестиций (около 11% за минувшие пять месяцев) и конечного потребления граждан. Хотя доходы населения в первом полугодии росли не так быстро, как год назад, однако на потреблении это не сказалось. Вот эти три фактора и обеспечивают рост ВВП. Поэтому можно ожидать продолжения нынешней благоприятной тенденции до конца года, если цены на нефть не обрушатся, что маловероятно.

В последнее время раздается немало панических высказываний насчет неминуемого банковского кризиса в России. Гадают лишь о сроках. Хочу сказать, что фундаментальные причины для кризиса отсутствуют. Банковская система развивается достаточно динамично: увеличиваются активы, рентабельность финансового сектора. Слухи связаны с тем, что ЦБ впервые после долгого перерыва отозвал лицензию у двух банков, в том числе у Содбизнесбанка, входившего в сотню крупнейших кредитных организаций, имевшего 2,3 млрд частных рублевых вкладов и проводившего агрессивную рекламную кампанию. Масла в огонь добавила скандальность самой ситуации, когда временную администрацию, назначенную ЦБ, в течение двух недель не пускали в обанкротившийся банк, что является полным нонсенсом: власть публично продемонстрировала свое бессилие. Вопрос: кому выгодно нагнетать страсти? Тем банкам, которые чувствуют себя неуверенно на рынке. Население порой поддается панике - об этом свидетельствует замедление прироста вкладов в мае и июне текущего года.

Проблемы возникнут и у других банков. Одновременно с отзывом двух лицензий Банк России завершил прием коммерческих банков в систему страхования вкладов. Ясно, что не все кредитные организации пройдут через «сито», и ЦБ обязан будет сообщать, кто из них не соответствует критериям доступа. И количество таких банков, получивших «черную метку», будет со временем расти. Разумеется, это вносит изрядную долю напряжения в межбанковские отношения, планка взаимного доверия несколько снижается. И задача ЦБ, с моей точки зрения, - предложить иные источники рефинансирования банковской системы для поддержания ее ликвидности.

В этом я вижу главную проблему. Речь идет о более активных действиях финансового регулятора в лице ЦБ. И он, конечно, должен энергичнее разъяснять свою политику. Банки, не вошедшие в систему страхования, могут продолжать работать как расчетные центры, но не с физическими, а только с юридическими лицами. И постепенно закрывать открытые ранее счета населения по истечении договорного срока, как того требует закон. Люди ждут больших гарантий своих вкладов. Лучше сейчас выполоть «сорняки», обеспечив устойчивость всей системы, чем столкнуться с тем, что какие-то 3-4 банка, вошедшие в клуб взаимного страхования, окажутся банкротами. Тогда будет подорвано доверие к системе в целом, к государству. ЦБ, к сожалению, не затрудняет себя разъяснениями своих действий.

И еще один, самый болезненный вопрос: как скажется предстоящая отмена социальных льгот на жизненном уровне населения? Ответа на него пока нет. Людям снова никто ничего толком не объясняет, и, естественно, наш человек не привык ждать от государства для себя ничего хорошего. Особенно, когда реформы обсуждаются кулуарно. Но даже мы, профессионалы, которые на протяжении двух месяцев видели разные варианты этого закона, не можем пока дать четких ответов. Более или менее ясна ситуация с участниками войны, инвалидами в Москве, где имеются все расчеты, но коллеги из других регионов вынуждены добывать такие данные самостоятельно: законопроект не содержит фактических расчетов по сегодняшним расходам по обеспечению натуральных льгот на региональном уровне. Поэтому, принимая закон, депутаты не в состоянии сопоставить нынешний масштаб фактического предоставления льгот в натуральной форме с будущими денежными компенсациями. Тем более что в последнем варианте законопроекта правительство берет на себя ответственность только за 11 млн человек (участников Отечественной войны, героев Советского Союза и России, инвалидов), а наиболее массовая категория пенсионеров и ветеранов труда - около 20 млн льготников - передана на содержание региональных бюджетов. Москва-то найдет для них деньги, хотя и здесь полной компенсации не будет: в зависимости от категорий она составит от 50 до 80% нынешних фактических затрат. Сможет ли это сделать большинство других регионов, у меня на этот счет большие сомнения: дополнительные источники финансирования для них не предусмотрены, нагрузка ляжет на местные бюджеты.
 

Еще статьи на эту тему:

 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru