Архив журналов

 

Журнал «Мировая энергетика»

Июль-Август 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

А вы боитесь вступления в ВТО?


Валерий ЯЗЕВ,
председатель комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи

Комиссары Евросоюза отступились от своих прежних требований потому, что они были ничем не обоснованны и беспардонны. С этими требованиями ЕС вторгался в наши внутрироссий-ские дела, к тому же подобные требования не соответствовали уставу ВТО. Поэтому условия в газовой сфере, которые ранее выдвигал комиссар Евросоюза по вопросам торговли Паскаль Лами при вступлении России в ВТО, легко разбивались. Первое, и самое главное - по росту внутренних цен на газ, чтобы они сравнялись с европейскими. Евросоюз не вправе требовать этого от нас, хотя бы потому, что на границе со Словакией наш газ сейчас стоит 127 долл., а уже в Германии -300 долл. Мы никогда таких цен держать не будем, и никто не имеет права требовать от нас повышения их до европейского уровня. Правомерное требование - чтобы внутренние цены покрывали все затраты на добычу, транспортировку, газораспределение и сбыт. Запрещать нам монополию на экспорт газа ЕС тоже не имеет права: в уставе ВТО записано, что его члены могут по некоторым товарам устанавливать монополию. Россия сделала это для природного газа. Требовать от нас выровнять внутренние и экспортные тарифы на транспортировку газа Евросоюз тоже не вправе - нет такого положения в уставе ВТО. Абсолютно беспардонно звучало требование разрешить третьим странам беспрепятственно строить газопроводы на российской территории. Ведь это попросту покушение на наш суверенитет. Все подобные требования остались за рамками протокола о взаимопонимании, подписанного представителями ЕС и России, о вступлении в ВТО. Поэтому и удалось сохранить свое конкурентное преимущество, которое нам дает обладание большими запасами газа и единой газотранспортной системой. Что касается обещания России чиновникам ЕС поэтапно поднимать внутренние цены на газ для промышленных потребителей, то это уже делается. Недавно на заседании правительства было утверждено очередное повышение этих цен с 1 января 2005 г.

Валерий СОРОКИН,
вице-президент Союза независимых производителей газа

Соглашение с Евросоюзом по вступлению России в ВТО является прорывом как в наших двусторонних отношениях, так и в процессе нашей интеграции в мировую экономику. Параметры согласия между РФ и ЕС по одному из основных проблемных вопросов - энергетическому - сбалансированы и реалистичны. Они составляют солидную основу для быстрого продвижения дальше - как в энергетической, так и в других областях двустороннего сотрудничества. Скажу более - такой взвешенный подход нужен и на других направлениях энергетической дипломатии. Главное - сохраняется национальный (чтобы не сказать - суверенный) режим функционирования российской газотранспортной системы и признается исключительная важность долгосрочных контрактов.У меня не сложилось впечатления, что само по себе повышение тарифов на газ однозначно преподносится как уступка Евросоюзу. Но судите сами: несмотря на принятую почти год назад Энергетическую стратегию, именно ЕС настаивал на закреплении линии на повышение внутренних цен на газ. И теперь она закреплена в международном документе. Некоторые эксперты могут это повышение уровня обязательности (и предсказуемости) трактовать как уступку. Линия на повышение регулируемых, а значит, и договорных, цен на газ на российском внутреннем рынке в сочетании с другими компонентами «энергетического пакета» идет в русле создания и либерализации газовых рынков России и ЕС. Более того - она способствует их гармонизации. Достигнутая формула в интересах обеих сторон.

Степень стимулирующего воздействия повышения цены на газ (как и на любой другой товар) во многом зависит от способности экономики или ее отдельных секторов правильно воспринимать сигналы и оперативно на них реагировать, приспосабливаться. Уверен, что нормальные рыночные предприятия выживут при изменении конкурентной обстановки. А неразвивающиеся предприятия будут испытывать трудности. В любом случае им надо перестраиваться или уступать место другим - тем, кто это сделает лучше. Вряд ли кто-нибудь считает, что удорожание газа не скажется на конкурентоспособности многих российских экспортеров. Скажется, и чувствительно. Но у них есть еще время инвестировать результаты, полученные за долгий период существенных «естественных преимуществ», в энергоэффективные технологии и модернизацию производства, в современный маркетинг.

В среднесрочной перспективе должно произойти встраивание российской энергетики в мировую экономику по новым правилам. Это затронет все параметры ведения энергетического бизнеса. Он станет конкурентным в гораздо большей степени. Уникальная роль России как поставщика нефти и газа сохранится. Судя по геополитическим процессам, вряд ли нам стоит ожидать резкого падения цен на нефть и газ на этом историческом отрезке. В долгосрочной перспективе вступление России в ВТО пойдет на пользу российскому ТЭК.

Временный относительный избыток газа на внутреннем рынке после повышения цены на него возможен. Продолжительность этого периода и его острота будет зависеть, в основном, от трех факторов: диверсификации форм и маршрутов российского экспорта газа как топлива (прежде всего от быстроты развития производства СПГ и осваивания новых рынков сбыта), развития отечественной газопереработки и реакции других отраслей отечественной промышленности на новые ценовые реалии. Если цены на газ в Европе и снизятся значительно (что маловероятно), то произойдет это не в результате «затоваривания» газом в России, а под влиянием других факторов.

Если у нас на внутреннем рынке будет избыток газа, то цены в свободном секторе снизятся - вот вам возвращение «естественного преимущества». Это даст дополнительный толчок нашей промышленности. Конечно, не исключено, что при монополистической структуре снизится и объем предложения газа. Однако, по большому счету, при быстром развитии немонопо-лизированной отечественной экономики, ситуация беспроигрышная.

Александр РОМАНИХИН,
президент Совета Российского Союза производителей нефтегазового оборудования (СПНО),
Всеволод КЕРШЕНБАУМ,
сопредседатель СПНО

Мы опасаемся возможной перспективы превращения нашего государства в сырьевой придаток западного мира. Поспешность со вступлением России в ВТО, без сомнения, ускоряет этот процесс. Что в целом приобретет и утратит наша страна, кто подсчитал? По-прежнему ответа нет. Как известно, существует понятие отраслевых интересов, национальных интересов и безопасности. В известной мере, интегральное представление об отраслевых интересах формирует основу национальной безопасности страны.

Членство в ВТО принципиально не отразится на состоянии отечественного сырьевого комплекса. Что же касается обрабатывающих отраслей, в первую очередь машиностроения, то грядущее вхождение страны в ВТО означает наступление тяжелых испытаний. Уже сегодня происходит спад производства нефтегазовой техники. А ведь добыча нефти и газа ежегодно растет. Парадоксальная ситуация.

Когда мы говорим о конкурентоспособности, следует учитывать не только соотношение «цена-качество», но и расходы покупателя при эксплуатации оборудования, уровень сервисного обслуживания. Лидировать по всем направлениям нереально.

Важнейшее достоинство отечественной нефтегазовой техники - низкая отпускная цена - сегодня практически уходит в прошлое. Жесткая конкурентная борьба вынуждает отечественного производителя в первую очередь заботиться о качестве продукции, что не сказывается на росте цены. Система сервисного обслуживания находится еще в зачаточном состоянии. Правда, существуют хорошие примеры (Алнас-Сервис или ОМЗ), но они, к сожалению, единичны. Если не изменить ситуацию, то наступит время, когда российских сервисных компаний на рынке вообще не будет, а инофирмы-монополисты будут диктовать свои цены.

Защита прав российского производителя нефтегазового оборудования должна сочетаться с комплексными работами по обеспечению конкурентоспособности выпускаемой продукции. Мы должны подойти к «границам» ВТО во всеоружии, иначе снижение таможенных барьеров завалит российский рынок зарубежной техникой, конкурировать с которой отечественная не в силах. Мы глубоко убеждены в том, что нефтегазовое машиностроение не готово к вступлению России в ВТО. С большой степенью вероятности этот шаг станет гибельным для отрасли.

Анатолий ДМИТРИЕВСКИЙ,
директор Института проблем нефти и газа РАН

Конечно, Россия и сейчас успешно торгует с разными странами, не будучи в составе ВТО. Но правила торговли устанавливались без нас, и нам приходится к ним подстраиваться. Вступив в ВТО, мы сможем участвовать в формировании этой торговой политики. Но прежде надо максимально использовать переговорный процесс, чтобы «выбить» для себя как можно больше преимуществ. А если не преимуществ, то оградиться от потока импортных товаров, который «посадит» многие отрасли отечественной промышленности. Вспомните, как защищались от дешевых испанских сельхозпродуктов Англия и Франция.

Торопиться со вступлением нельзя. Нужно понимать свое значение, величие и не отступать от заявленных позиций. Не что иное, как газ, становится важным фактором геополитического влияния России. Норвегия, которая наряду с Россией и Алжиром является основным поставщиком газа в Европу, уже с 2015 г. начнет снижать поставки. Запасы всех ее месторождений - 2,9 трлн м3, а только рядом расположенное наше Штокма-новское содержит 3,2 трлн м3 газа, Ямальская группа месторождений - 10,4 трлн м3 доказанных и более 50 трлн м3 - прогнозируемых. Основная цель авторов газовой директивы, которая была принята ЕС в 1998 г. - сбить внутренние цены на газ, для чего и проводится либерализация газового рынка. Ну и, конечно, поднять их в России. Хорошо, что мы смогли отстоять свою позицию поэтапного повышения цен на газ. Но мы и сами понимаем необходимость этого повышения. Не надо забывать, что газовая промышленность дотирует сегодня многие отрасли российской экономики.

Теперь главное - отслеживать, как предприятия будут приспосабливаться к новым ценам на каждом этапе. И здесь большое значение будет иметь эффективная программа энергосбережения. После энергетического кризиса 70-х годов Германия за счет энергосберегающих технологий смогла добиться удвоения ВВП при 20%-ном снижении энергопотребления. У нас потенциал энергосбережения гигантский - 30% и больше.

Нельзя забывать, что после вступления в ВТО все предприятия должны будут работать только по своим запатентованным технологиям или платить немалые суммы обладателям патента в других странах. То, что западные компании готовятся к патентной атаке на Россию - это факт. В прошлом году некоторые компании заработали на подобых судебных исках больше, чем произвели продукции.

Глубоких расчетов последствий вступления в ВТО по отраслям промышленности, кроме нефти и газа, что-то не видно. Правда, европейские эксперты «успокаивают», что отдельные отрасли у нас точно погибнут. Зато общие преимущества неоспоримы. Я хотел бы увидеть эти расчеты. Ведь после того, как мы вступим, будет уже другой разговор.

Валерий ОВЧИННИКОВ,
член координационного Совета 14-й Комиссии
Центра глобальных индустрий Всемирного экономического форума в Давосе

К сожалению, в последние пять лет устойчиво снижается конкурентоспособность российской экономики - примерно по 12% в год. Россия занимает 81-е место по качеству услуг, оказываемых государством малому бизнесу, 69-е - по инновациям, 61-е место - по макроэкономическим показателям. В перспективе (через год) дело может обстоять еще хуже: эксперты определяют России соответственно 87-е, 74-е и 69-е места среди 120 стран мира. Такая ситуация с конкурентоспособностью ставит Россию в неравное положение с другими развитыми странами (ЕС, США, Япония, Канада) во Всемирной торговой организации. Отставание касается, прежде всего, степени либерализации рынка, эффективности финансовой системы, культуры предпринимательства, качества инновационной инфраструктуры и эффективности НИОКР. Многие из организаций, которые традиционно делают свой бизнес на отношениях с чиновниками, обречены на исчезновение по мере интеграции страны с общемировым рынком и повышения степени либерализации.

Культура предпринимательства на рынках ВТО связана с узкой специализацией компаний, поскольку возникают более высокие требования к качеству продукции, которого почти невозможно добиться при широком диапазоне товаров. Необходимо учесть, что в России бюрократия не та, что в странах с развитой рыночной экономикой. Огромные усилия отечественных предпринимателей уходят на многочисленные разрешительные процедуры (каждая из которых в 5-6 раз выше по трудоемкости, чем в других странах), многотомные сочинения (отчетность) налоговым бюрократическим службам (около 600 страниц в год), хождения и очереди к чиновникам при получении каждого разрешения (что недопустимо в странах Европы, где действует уведомительный принцип для многих бюрократических процедур).

Неформальная экономика незарегистрированных предприятий (не платящих налоги) составляет примерно половину национального дохода, обеспечивая расцвет коррупции. В странах, избежавших подобного бюрократического произвола, неформальная экономика составляет примерно 1-2% национального дохода. Поэтому до тех пор, пока Россия будет лидировать в сложности бюрократических процедур и в неэффективном государственном регулировании предпринимательства (лицензировании), шансов на стабильный рост конкурентоспособности экономики, создающей высокую добавленную стоимость, практически нет.

Чтобы успешно интегрироваться в ВТО, нужно создать в стране сеть реестров конкурентоспособных компаний с помощью их международной сертификации и аккредитации в странах - членах ВТО. И, конечно, нужно прививать российским предпринимателям мысль, что в условиях ВТО их бизнес должен быть конкурентоспособен для всех рынков ВТО. Никакое государственное или иное регулирование их не спасет.

Георгий ПЕТРОВ,
вице-президент ТПП РФ

Вступление в ВТО еще не означает, что прямо на следующий день мы должны выполнять свои обязательства. Страна пока лишь показывает четкий вектор развития. Главная задача сейчас - конкурентоспособность нашей промышленности. Не будет ее - экономике придется туго и в ВТО, и без него. Торгово-промышленная палата РФ пытается донести это до правительства.То, как наши переговорщики отстояли позиции страны по энерготарифам -без сомнения, большой успех. Многие наблюдатели даже не ожидали, что первый партнер, с которым мы договоримся, будет Евросоюз. Дело в том, что соглашение с главным торговым партнером во многом определяет последующие договоренности с другими странами. Это не прописанный принцип, скорее, традиция: «минори-тарии» внешней торговли, как правило, уступают. Мы доказали, что низкие цены на газ - наше естественное конкурентное преимущество. Из-за транспортной составляющей они не могут быть такими, как в Европе.

Переговоры с американцами обещают быть не менее сложными. Возможно, найти компромисс поможет политическая ситуация. США готовятся к выборам президента, и пауза в переговорах с таким крупным торговым партнером, как Россия, нежелательна для нынешней американской администрации.

Российская академия наук просчитала последствия для экономики страны приразных сценариях присоединения. При самом неблагоприятном, возможном лишь теоретически, темпы роста ВВП могут замедлиться на 1%. Если из ВТО не вышла ни одна страна, наверное, в этой организации что-то есть? Применение многих правил ВТО отвечает интересам и нашего потребителя. Например, борьба с контрафактной продукцией.

ВТО - развивающаяся организация. То, что сегодня ею не регулируется, будет регулироваться завтра. Лучше быть с ВТО и участвовать в разработке торговых правил.

Пресс-служба Газпрома

На наш взгляд, условия вхождения России в ВТО, зафиксированные в протоколе, который подписали министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф и торговый комиссар Европейского Союза Паскаль Лами, обеспечивают защиту экономических интересов страны в газовой сфере и сохраняют ее геополитические позиции.

Мы согласны с темпами повышения цен на газ, которые заложены в «Энергетической стратегии России до 2020 года». Очевидно, что в перспективе цены на газ должны достигнуть экономически эффективного уровня. До последнего времени от продажи газа российским потребителям Газпром получал только убытки. В 2003 г. они составили 17,2 млрд руб. Только в текущем году мы планируем выйти на нулевой уровень рентабельности.

Вместе с тем мы прекрасно понимаем, что цены на газ должны увеличиваться постепенно, чтобы потребители могли адаптироваться к ним. Кроме того, необходимо постепенно переходить от регулирования тарифов на газ к регулированию тарифов на его транспортировку.
 

Еще статьи на эту тему:
— За мирную торговлю приходится воевать
— Брак по расчету

 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru