|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Проглотить или выплюнуть?Мы продолжаем «проедать» запасы углеводородов Роберт ЭДУАРДОВ Выступая в Таврическом дворце, премьер-министр Михаил Фрадков заявил, что вклад сырьевого экспорта в прирост ВВП в ближайшие годы сократится более чем в три раза по сравнению с 2003 г. «Ситуация в экономике страны несет новые вызовы и новые возможности. Постепенно исчерпывается потенциал роста, связанный с сырьевым фактором», - пояснил он. Тем не менее топливно-энергетический комплекс по-прежнему будет играть важную роль в народном хозяйстве России. И по-прежнему будет нуждаться в огромных объемах нефти и природного газа, которые придется-таки где-то разведывать и добывать. Тон острой дискуссии в Горном институте задал ректор Владимир Литвиненко. По его словам, исполнительная власть все последние годы никак не реагирует на обсуждаемые общественностью проблемы в минерально-сырьевом комплексе. Однако Литвиненко тут же выразил благодарность новому министру природных ресурсов Юрию Трутневу -впервые федеральный чиновник исполнительной ветви власти появился на мероприятии подобного уровня, то есть на заседании «круглого стола». Вторая благодарность ушла в адрес председателя Совета Федерации Сергея Миронова, на что тот в своем выступлении пояснил: «Я ведь по первой профессии - горный инженер-геофизик». Ректор Горного института задался вопросом: что мешает нормально работать минерально-сырьевому комплексу, где занято более 20 млн человек? По его мнению, причиной тому отсутствие нормального, рыночного, делового климата (что является исключительно виной правительства), потеря контроля в госрегулировании отрасли. «О каком контроле со стороны государства можно говорить, когда контрольные пакеты большинства добывающих компаний оказались в собственности юридических лиц, зарегистрированных за рубежом», -вопрошал Литвиненко. Кроме того, по его данным, в стране отсутствует минерально-сырьевой баланс, что не позволяет правительству достоверно устанавливать необходимость вовлечения того или иного месторождения в разработку, планировать объемы добычи и воспроизводства полезных ископаемых. В ответ Юрий Трутнев заявил, что прямое вмешательство государства в дела компаний вряд ли окажется полезным в условиях рыночной экономики. Да, резкое снижение темпов воспроизводства минерально-сырьевой базы надо выправлять. Но сегодня нереально восстановить взимавшийся ранее целевой налог. По мнению Трутне-ва, есть несколько направлений улучшения ситуации. Это, прежде всего, защита прав инвесторов через закрепление за ними лицензии на разработку открытого ими месторождения. С учетом этого положения в декабре МЭРТ и МПР внесут в правительство новый закон «О недрах». А усиление влияния государства возможно через принятие инвестиционной программы в геологоразведке, осуществляемой на бюджетные средства. Поскольку десятки крупнейших месторождений в России не разрабатываются, будет наведен порядок, - пообещал министр, - в лицензировании - если в оговоренные сроки залежь не введена в промышленную эксплуатацию, «через установленные законом дни или месяцы наступит ответственность в форме отзыва лицензии». Необходимо разрушить и монополизи-рованность отрасли, созданную вертикально-интегрированными компаниями, для этого будут созданы условия работы некрупных фирм на мелких и истощенных месторождениях. По мнению председателя комитета Совета Федерации по промышленной политике Валентина Завадникова, недопустимо рассматривать законы о недрах, лесе, воде, животном мире в отрыве друг от друга: ведь это все вещи одного порядка - природные ресурсы. Поэтому необходимо создать единое законодательство с одинаковыми правилами пользования, распределения, оборота и налогообложения для любых их видов. И, кроме того, ввести возможность применения разных форм собственности на природные ресурсы, как это предусмотрено Конституцией РФ. А также допустить свободный, рыночный оборот прав пользования недрами (сейчас для передачи этих прав необходимо прибегать к сложным сделкам, включающим покупку активов предприятий-недропользователей). Председатель комитета СФ по природным ресурсам Виктор Орлов отметил, что в основе действующей госполитики в области использования минерального сырья и недропользования совершенно отсутствуют региональные аспекты. Есть только фрагменты федеральной политики. В 2002 г. в стране действовало 1 608 лицензионных соглашений по добыче нефти.При этом на мельчайших и мелких участках (85% от общего числа) было получено лишь 15% от суммарного объема добычи. Отсюда следует, что имеет смысл передать все права на выдачу лицензий по таким участкам региональным властям. А внимание федеральных органов сосредоточить на крупных и средних участках, где решается судьба нефтяной отрасли. Рекомендации «круглого стола» будут переданы в федеральные органы власти. Последним останется обсуждавшиеся проблемы, - как заметил Владимир Литвиненко, - «проглотить или выплюнуть». Правда, все последние годы власти их «только жевали, не глотая и не выплевывая». Почти согласившись с этим сравнением, Валентин Завадников предположил, что «либо жевали не то, либо глотали не те». Заглядывать за 2020 год - тревожно
Алексей КОНТОРОВИЧ, Первоочередная задача - навести порядок в разработке месторождений, обеспечить использование только высокоэффективных проектов их освоения, создать государственную систему мониторинга разработки, поднять значимость и эффективность деятельности ЦКР, запретить и жестко наказывать - вплоть до изъятия лицензий - компании, разрабатывающие месторождения без проектных документов или с серьезными отклонениями от них. Мы вкладываем в геологоразведку в 3 раза меньше, чем необходимо, в эксплуатационное бурение - в 1,5 раза меньше. Лицензионными соглашениями, контролем со стороны государства надо обеспечить выполнение компаниями необходимых объемов геологоразведки и бурения. Долгосрочные планы развития газовой промышленности нельзя реализовать без ввода месторождений Ямала. Это крупнейший и дорогостоящий инвестиционный проект. Между тем сроки начала его реализации затягиваются. Вот уже 13 лет Газпром ничего не делает, чтобы запустить месторождения Ямала в разработку. Даже программа «Газ Ямала» окончательно не разработана и не утверждена властями. Необходимо срочное решение этого вопроса на высшем государственном уровне. Правда, при нынешних ценах на газ инвестировать в Ямал Газпром не в состоянии. Средства массовой информации поддерживают миф о якобы огромных запасах нефти на ранее полученных компаниями лицензионных участках. На самом деле обеспечить на них при рост добычи в соответствии с Энергетической стратегией можно будет только до 2013-2015 гг. После этого срока придется вводить в разработку новые, еще не открытые месторождения. Но пока нашим компаниям инвестировать в геологоразведку практически негде. Для этого они должны получить новые лицензионные участки. До 2020 г. необходимо выявить и разведать запасы в объеме 10 млрд т и 19 трлн м3. Для этого в геологоразведку потребуется инвестировать свыше 47 млрд долл. А для развития нефтегазового комплекса Восточной Сибири и Якутии крайне важно завершить дискуссии и принять решения по трассам, проектам строительства и источникам финансирования нефте и газопроводов в этом регионе. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Еще статьи на эту тему: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Журнал «Мировая энергетика»
Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г. |