Архив журналов

 

Журнал «Мировая энергетика»

Июль-Август 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Проглотить или выплюнуть?

Мы продолжаем «проедать» запасы углеводородов

Роберт ЭДУАРДОВ

На Петербургском международном экономическом форуме наиболее острая дискуссия разгорелась среди участников «круглого стола» «Актуальные вопросы минерально-сырьевой политики РФ и стран СНГ».

Выступая в Таврическом дворце, премьер-министр Михаил Фрадков заявил, что вклад сырьевого экспорта в прирост ВВП в ближайшие годы сократится более чем в три раза по сравнению с 2003 г. «Ситуация в экономике страны несет новые вызовы и новые возможности. Постепенно исчерпывается потенциал роста, связанный с сырьевым фактором», - пояснил он. Тем не менее топливно-энергетический комплекс по-прежнему будет играть важную роль в народном хозяйстве России. И по-прежнему будет нуждаться в огромных объемах нефти и природного газа, которые придется-таки где-то разведывать и добывать.

Тон острой дискуссии в Горном институте задал ректор Владимир Литвиненко. По его словам, исполнительная власть все последние годы никак не реагирует на обсуждаемые общественностью проблемы в минерально-сырьевом комплексе. Однако Литвиненко тут же выразил благодарность новому министру природных ресурсов Юрию Трутневу -впервые федеральный чиновник исполнительной ветви власти появился на мероприятии подобного уровня, то есть на заседании «круглого стола». Вторая благодарность ушла в адрес председателя Совета Федерации Сергея Миронова, на что тот в своем выступлении пояснил: «Я ведь по первой профессии - горный инженер-геофизик».

Ректор Горного института задался вопросом: что мешает нормально работать минерально-сырьевому комплексу, где занято более 20 млн человек? По его мнению, причиной тому отсутствие нормального, рыночного, делового климата (что является исключительно виной правительства), потеря контроля в госрегулировании отрасли. «О каком контроле со стороны государства можно говорить, когда контрольные пакеты большинства добывающих компаний оказались в собственности юридических лиц, зарегистрированных за рубежом», -вопрошал Литвиненко. Кроме того, по его данным, в стране отсутствует минерально-сырьевой баланс, что не позволяет правительству достоверно устанавливать необходимость вовлечения того или иного месторождения в разработку, планировать объемы добычи и воспроизводства полезных ископаемых.

В ответ Юрий Трутнев заявил, что прямое вмешательство государства в дела компаний вряд ли окажется полезным в условиях рыночной экономики. Да, резкое снижение темпов воспроизводства минерально-сырьевой базы надо выправлять. Но сегодня нереально восстановить взимавшийся ранее целевой налог. По мнению Трутне-ва, есть несколько направлений улучшения ситуации. Это, прежде всего, защита прав инвесторов через закрепление за ними лицензии на разработку открытого ими месторождения. С учетом этого положения в декабре МЭРТ и МПР внесут в правительство новый закон «О недрах». А усиление влияния государства возможно через принятие инвестиционной программы в геологоразведке, осуществляемой на бюджетные средства. Поскольку десятки крупнейших месторождений в России не разрабатываются, будет наведен порядок, - пообещал министр, - в лицензировании - если в оговоренные сроки залежь не введена в промышленную эксплуатацию, «через установленные законом дни или месяцы наступит ответственность в форме отзыва лицензии». Необходимо разрушить и монополизи-рованность отрасли, созданную вертикально-интегрированными компаниями, для этого будут созданы условия работы некрупных фирм на мелких и истощенных месторождениях.

По мнению председателя комитета Совета Федерации по промышленной политике Валентина Завадникова, недопустимо рассматривать законы о недрах, лесе, воде, животном мире в отрыве друг от друга: ведь это все вещи одного порядка - природные ресурсы. Поэтому необходимо создать единое законодательство с одинаковыми правилами пользования, распределения, оборота и налогообложения для любых их видов. И, кроме того, ввести возможность применения разных форм собственности на природные ресурсы, как это предусмотрено Конституцией РФ. А также допустить свободный, рыночный оборот прав пользования недрами (сейчас для передачи этих прав необходимо прибегать к сложным сделкам, включающим покупку активов предприятий-недропользователей).

Председатель комитета СФ по природным ресурсам Виктор Орлов отметил, что в основе действующей госполитики в области использования минерального сырья и недропользования совершенно отсутствуют региональные аспекты. Есть только фрагменты федеральной политики. В 2002 г. в стране действовало 1 608 лицензионных соглашений по добыче нефти.При этом на мельчайших и мелких участках (85% от общего числа) было получено лишь 15% от суммарного объема добычи. Отсюда следует, что имеет смысл передать все права на выдачу лицензий по таким участкам региональным властям. А внимание федеральных органов сосредоточить на крупных и средних участках, где решается судьба нефтяной отрасли.

Рекомендации «круглого стола» будут переданы в федеральные органы власти. Последним останется обсуждавшиеся проблемы, - как заметил Владимир Литвиненко, - «проглотить или выплюнуть». Правда, все последние годы власти их «только жевали, не глотая и не выплевывая». Почти согласившись с этим сравнением, Валентин Завадников предположил, что «либо жевали не то, либо глотали не те».

Заглядывать за 2020 год - тревожно

Алексей КОНТОРОВИЧ,
академик РАН,
директор Института геологии нефти и газа СО РАН (Новосибирск)

Если в ближайшее время не будут приняты решительные меры, в нефтегазовом комплексе России, а вслед за ним - и во всей экономике, неизбежно произойдет спад. И преодолеть его будет очень трудно, если вообще возможно. Кризис, который угрожает России в 2015-2020 гг., если заблаговременно не принять меры, будет вызван истощением разведанных запасов. Между тем все последние годы в недропользовании допускались грубые ошибки. Государство потеряло контроль над разработкой месторождений: добыча на большей их части ведется без проектных документов или в нарушение этих документов. В стране растет добыча нефти и одновременно сокращается эксплуатационное бурение, а треть скважин простаивает. Это означает, что на месторождениях выборочно извлекаются лучшие запасы. Многие компании не готовят своевременно проектные документы, не передают их на государственную экспертизу и утверждение в Центральную комиссию по разработке (ЦКР) при Минэнерго (ныне Минпромэнерго). Из-за бесконечных реорганизаций, отсутствия согласованности между Минпромэнерго и МПР эффективность деятельности ЦКР, единственной структуры, которая до последнего времени осуществляла профессиональную экспертизу проектов разработки нефтяных и газовых месторождений, резко снизилась.

Первоочередная задача - навести порядок в разработке месторождений, обеспечить использование только высокоэффективных проектов их освоения, создать государственную систему мониторинга разработки, поднять значимость и эффективность деятельности ЦКР, запретить и жестко наказывать - вплоть до изъятия лицензий - компании, разрабатывающие месторождения без проектных документов или с серьезными отклонениями от них. Мы вкладываем в геологоразведку в 3 раза меньше, чем необходимо, в эксплуатационное бурение - в 1,5 раза меньше. Лицензионными соглашениями, контролем со стороны государства надо обеспечить выполнение компаниями необходимых объемов геологоразведки и бурения.

Долгосрочные планы развития газовой промышленности нельзя реализовать без ввода месторождений Ямала. Это крупнейший и дорогостоящий инвестиционный проект. Между тем сроки начала его реализации затягиваются. Вот уже 13 лет Газпром ничего не делает, чтобы запустить месторождения Ямала в разработку. Даже программа «Газ Ямала» окончательно не разработана и не утверждена властями. Необходимо срочное решение этого вопроса на высшем государственном уровне. Правда, при нынешних ценах на газ инвестировать в Ямал Газпром не в состоянии. Средства массовой информации поддерживают миф о якобы огромных запасах нефти на ранее полученных компаниями лицензионных участках. На самом деле обеспечить на них при рост добычи в соответствии с Энергетической стратегией можно будет только до 2013-2015 гг. После этого срока придется вводить в разработку новые, еще не открытые месторождения. Но пока нашим компаниям инвестировать в геологоразведку практически негде. Для этого они должны получить новые лицензионные участки. До 2020 г. необходимо выявить и разведать запасы в объеме 10 млрд т и 19 трлн м3. Для этого в геологоразведку потребуется инвестировать свыше 47 млрд долл. А для развития нефтегазового комплекса Восточной Сибири и Якутии крайне важно завершить дискуссии и принять решения по трассам, проектам строительства и источникам финансирования нефте и газопроводов в этом регионе.
 

Еще статьи на эту тему:

 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru