|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
![]() |
Спиной к соседуСуть новой экономической политики Азербайджана, начатой в 1994 г. президентом Гейдаром Алиевым, в общем-то, проста: иностранные инвесторы вкладывают средства в разведку каспийских углеводородных структур, добычу и транспортировку на мировые рынки азербайджанских нефти и газа. Республика сначала рассчитывается с иноземцами тем же сырьем, а потом получает от своего нефтегазового экспорта доход в десятки миллиардов долларов.
Владимир МИШИН, В настоящее время разведанные углеводородные запасы Азербайджана оцениваются следующим образом: Во-первых, как сообщил нам президент Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР) Натик Алиев, остаточные запасы углеводородов на 17 морских месторождениях госкомпании и 36, расположенных на суше, составляют около 320 млн т нефти и 120 млрд м3 природного и попутного нефтяного газа. При существующих объемах добычи углеводородов разведанных запасов нефти ГНКАР хватит еще лет на сорок. Во-вторых, потенциал единственного реально работающего морского международного «Соглашения о разведке, разработке и долевом разделе добычи» (СРРДРД) с каспийского блока Азери-Чи-раг-Гюнешли оценивается сегодня почти в 900 млн т нефти и 150 млрд м3 попутного нефтяного газа. В-третьих, разведанные запасы каспийского месторождения Шах-Дениз (открыто в июне 1999 г.) оцениваются сегодня в 625 млрд м3 природного газа и 101 млн т газоконденсата. В-четвертых, углеводородные запасы месторождений Карабах и блока Дан Улдузу-Ашрафи, открытых на Каспии иностранными инвесторами в 1997 г., от освоения которых они, правда, публично отказались в 1998 г., составляют суммарно около 30 млн т нефти. Каспийские планы ГНКАР предусматривают самостоятельное освоение этих месторождений (с использованием глубоководных оснований, построенных еще во времена СССР и сегодня никому, кроме госкомпании, не нужных). В целом же запасы нефти и газа, которыми располагает Азербайджан, оцениваются президентом ГНКАР Н. Алиевым в объемах от 4.5 до 10 млрд т условного топлива. И это без учета глубокозалегающих углеводородных пластов. Запасы, конечно, немалые, однако... Сколько углеводородов нужно стране? В 2003 г. в Азербайджане было добыто 15,5 млн т нефти: 8,9 млн т - предприятиями ГНКАР, оншорными СП (разрабатывающими месторождения на побережье) и международными консорциумами, и 6.6 млн т - международным консорциумом в рамках проекта АЧГ на месторождении Чираг. Из 8,9 млн т нефти ГНКАР, СП и оншорных консорциумов 2,5 млн т были экспортированы по трубопроводу Баку-Новороссийск, а остальные 6,4 млн т переработаны на НПЗ Азербайджана. Иначе говоря, ввиду недостатка первичного сырья НПЗ республики загружены сегодня на 32% проектной мощности. По мнению президента ГНКАР Н. Алиева, переработка на НПЗ Azneftyagh и Azneftyanajag 6,5 млн т нефти в год вполне оптимальна для Азербайджана. Объемы произведенных в стране из этого сырья нефтепродуктов позволяют не только полностью удовлетворить потребности внутреннего рынка, но и экспортировать ежегодно 2,5-3 млн т бензина, керосина, диз-топлива и т.п. Ситуация с обеспечением Азербайджана природным газом предельно однозначна: сегодня собственного газа стране катастрофически не хватает. В год требуется 12 млрд м3 газа. В 2003 г. в самой республике было добыто лишь 5 млрд м3, 4,1 млрд м3 - на предприятиях госкомпании и 0,9 млрд м3 попутного нефтяного газа страна бесплатно получила с месторождения Чираг. Испытывая острейший дефицит топлива для своих ТЭС, Азербайджан был вынужден начать с 2001 г. закупки природного газа в России. Для его транспортировки используется магистральный трубопровод Моздок-Кази-Магомед протяженностью 700 км (240 км на территории республики) и проектной пропускной способностью 13 млрд м3 газа в год. Большая часть газа, поставлявмого в Азербайджан из России, сжигается в топках ТЭС. В 2003 г. 4 ТЭС и 5 ГЭС выработали 21,15 млрд кВт•ч электроэнергии. Кроме того, Азербайджан импортировал в 2003 г. 1,45 млрд кВт-ч электроэнергии из России. Ожидается, что в 2004 г. в Азербайджане будет выработано 22 млрд кВт-ч электроэнергии, а импортировано из России 1,5 млрд кВт.ч. Де-факто 23,5 млрд кВт-ч электроэнергии, которые планирует потребить Азербайджан в 2004 г., превышают максимальный уровень потребления республики во времена СССР (23,2 млрд кВт.ч). Всё на экспорт Поскольку НПЗ Азербайджана, как считает президент ГНКАР Н. Алиев, вполне хватает государственных 6,5 млн т нефти в год, вся нефть проекта АЧГ (его в республике гордо называют «контрактом века») будет экспортироваться. После реализации в 2009 г. проект АЧГ суммарной ориентировочной стоимостью в 14,5 млрд долл. должен выйти на свой максимальный уровень добычи в объеме 50 млн т нефти и 7-7,5 млрд м3 попутного нефтяного газа в год и продержаться на достигнутом рубеже до 2017 г. Ну а дальше кривая нефтедобычи на блоке АЧГ пойдет вниз и к 2030 г. достигнет последнего нулевого предела. Ожидаемый доход Азербайджана от почти 900 млн т нефти АЧГ, учитывая рост мировых цен на энергоносители, вероятнее всего, превысит 100 млрд долларов. Для экспорта большой нефти АЧГ в 2005 г. должен быть построен так называемый основной экспортный нефтепровод Баку-Тби-лиси-Джейхан (БТД) пропускной способностью в 50 млн т сырья в год, длиною в 1 762 км и ценою в 3,6 млрд долларов. Аналогичный подход (всё на экспорт) у Азербайджана и к газо-конденсатному проекту Шах-Де-низ. Однако помимо желания, необходимы еще и возможности, и не в последнюю очередь возможность продать природный газ Каспия на мировом рынке. А вот с этим у официального Баку все далеко не так просто, как хотелось бы. Во всяком случае, пока речь идет лишь о реализации Стадии 1 проекта Шах-Дениз, предусматривающей добычу 178 млрд м3. природного газа и 34 млн т газоконденсата. При этом максимальный объем добычи углеводородов Шах-Де-низа в рамках Стадии 1 запланирован на уровне 8,4 млрд м3 газа и 2 млн т газоконденсата в год. Инвестиционный потенциал Стадии 1 проекта Шах-Дениз оценен в 2,3 млрд долларов. Еще 0,9 млрд долл. потребуется на строительство Южно-Кавказского трубопровода (ЮКТ) длиною 690 км (442 км азербайджанский участок и 248 км - грузинский) и пропускной способностью первой очереди в 8,1 млрд м3 в год. Строительство ЮКТ начнется после сдачи в эксплуатацию БТД. Проектная цель строительства ЮКТ - экспорт газа Шах-Дениза в Турцию, предусмотренный азербайджано-турецким газовым соглашением от 12 марта 2001 г. По этому договору из Азербайджана в Турцию планируется (теперь уже в период 2006-2020 гг.) поставить 89,2 млрд м3 газа Шах-Дениза. Максимальный уровень поставок азербайджанского газа в Турцию должен при этом составить 6,6 млрд м3 в год, а цена, привязанная к мировой стоимости мазута и диз-топлива, не должна превышать 120 долл. за 1000 м3 и не опускаться ниже 70 долл. за те же 1000 кубов. Суммарная максимальная добыча в рамках проекта Шах-Дениз может достигнуть после 2010 г. (если будет запущена Стадия 2 проекта) 16 млрд м3 в год. Плюс еще 7—7,5 млрд м3 попутного нефтяного газа Азербайджан будет бесплатно получать в ближайшие 12 лет (потом по нисходящей до нуля) от проекта АЧГ. Плюс еще около 3-3,5 млрд м3 смогут дать в ближайшие 15-20 лет структуры ГНКАР. Таким образом, Азербайджан реально сможет в период 2010-2025 гг. добывать ежегодно до 25 млрд м3 газа в год. Из этих объемов, правда, самостоятельно распоряжаться Баку сможет лишь попутным газом проекта АЧГ да газом ГНКАР, то есть 10-11 млрд м3 в год. Что же касается газа Шах-Дениза, то доля Азербайджана в гипотетических 16 млрд м3 газа в год составляет лишь 10% долевого участия ГНКАР в проекте, то есть 1,6 млрд м3 в год. Лишь после возвращения зарубежными инвесторами всех средств, вложенных в проект Шах-Дениз, доля Азербайджана вырастет до 80 процентов. Чтобы добывать на Шах-Денизе по 16 млрд м3 газа в год, нужны иностранные инвестиции. Именно поэтому Азербайджан обратил свои взоры на Европу. Первым претендентом стала Греция. Переговоры ГНКАР и греческой компании DEPA идут уже несколько лет. Их венцом вроде бы должно стать азербайджано-греческое газовое соглашение, подписать которое Баку и Афины намерены в ходе визита президента Греции в Азербайджан, намеченного на 20 июня 2004 года. Однако, как сообщили нам в экономическом отделе посольства Греции в Азербайджане, переговоры между ГНКАР и DEPA хотя и идут, но тяжело. И сложность переговоров объясняется не только необходимостью согласования ряда важнейших экономических параметров договора (цена 1000 м3 газа Шах-Дениза, объемы поставок, тарифы на транзит и массу других), но и причинами политического характера. А именно непростыми отношениями между Грецией и Турцией, по территории которой газ Шах-Дениза только и может попасть на землю Эллады. Ну а пока президент ГНКАР Н. Алиев говорит о вероятных поставках в Грецию от 1 до 3 млрд м3 газа Шах-Дениза в год. Каспийские проблемы Сериал каспийских неудач Азербайджана 1997-2003 гг. привел к прекращению деятельности в республике семи международных консорциумов. Пыл еще двух консорциумов, собиравшихся осваивать углеводородные ресурсы Южного Каспия, на неопределенное время был остужен Тегераном, заявившим о своих претензиях на 20% каспийского шельфа. По мнению эксперта по юридическим проблемам Каспия, замначальника общественно-политического отдела аппарата президента Азербайджана профессора Рустама Мамедова, именно позиция Тегерана, не разделяющего точку зрения Астаны, Баку и Москвы на раздел каспийского шельфа на основе принципа модифицированной срединной линии, тормозит сегодня процесс выработки Конвенции по правовому статусу моря. В результате БТД, спроектированный на 60 лет эксплуатации, то есть на суммарную транспортировку 3 млрд т нефти, может рассчитывать лишь на 0,9 млрд т нефти проекта АЧГ. Чтобы поднять рентабельность проекта БТД, равно как и, следуя желаниям Вашингтона направить немалую часть каспийской нефти в обход России, Азербайджан и Казахстан с ноября 2002 г. ведут переговоры о присоединении Астаны к проекту Баку-Джейхан. Первоначально Астана заявила о готовности экспортировать по БТД до 20 млн т своей нефти в год. Однако в марте 2004 г. в ходе визита президента Азербайджана Иль-хама Алиева в Астану президент Казахстана Нурсултан Назарбаев пообещал своему азербайджанскому коллеге, что Баку может рассчитывать лишь на 10 млн т казахстанской нефти в год. В настоящее время через территорию Азербайджана по маршруту Актау-Баку-Батуми транспортируется порядка 2,5 млн т нефти Казахстана в год. Кроме того, итальянская ENI, французская TotalFinaElf, японская INPEX и американская ConocoPhilips, работающие в Казахстане, имеют в сумме 15% долевого участия в проекте БТД, то есть могут транспортировать ежегодно до Джейхана не более 7,5 млн т своей долевой нефти. Если сложить 2,5 и 7,5, и получим те самые 10 млн т казахстанской нефти в год, которые обещал в Астане президенту И. Алиеву президент Н. Назарбаев. Что касается транспортировки нефти Азербайджана через территорию России по трубопроводу Баку-Новороссийск, то пока этот маршрут республике необходим. На наш вопрос, каковы планы ГНКАР по использованию северного маршрута после пуска БТД, президент госкомпании Н. Алиев ответил весьма туманно: «В 2005 г. мы планируем прокачать по Баку-Новороссийску 2,5 млн т своей нефти». А после 2005 г.? Москва, во всяком случае, хотела бы подписать с Баку долгосрочное соглашение на прокачку нефти Азербайджана. Желательный минимум - по 5 млн т в год и в течение 15 лет, за что и тариф можно будет снизить с нынешних 15,67 долл. за тонну до более приемлемого уровня. Однако официальный Баку вполне устраивает действующее соглашение, в конечном счете, все равно не выполняемое Азербайджаном в полном объеме. Обещанные 5 млн т азербайджанской нефти в год Новороссийску только снятся... Как действует Налоговая служба республики
Сергей ДУНАЕВ, Указом Гейдара Алиева 11 февраля 2000 г. вместо инспекции было создано министерство налогов, задачами которого являются осуществление единой государственной налоговой политики, государственный контроль и обеспечение поступлений в бюджет налогов и других обязательных платежей. Ровно через четыре месяца в стране был законодательно принят Налоговый кодекс. Деятельность министерства налогов регулируется положением. В отличие от МНС России, оно имеет право: осуществлять оперативный контроль за налогоплательщиками, проводить наблюдения хронометражным методом и осмотры в производственных, складских, торговых и иных помещениях налогоплательщиков, создавать информационные базы о рыночных ценах, изменять сроки выполнения налоговых обязательств, обеспечивать уплату наличными, осуществлять оперативно-розыскную деятельность, проводить дознание и следствие. Должностные лица налоговых органов не имеют права: ● быть уполномоченными третьих лиц по налоговым вопросам; ● выполнять по договору работы гражданско/правового характера, связанные с налоговым делом; ● участвовать непосредственно или через представителя в управлении хозяйствующими субъектами; ● участвовать в забастовках и других действиях, нарушающих работу государственных органов; ● заниматься предпринимательской деятельностью (в том числе с помощью посредников); ● оказывать третьим лицам не предусмотренную законодательством помощь и получать за это плату, привилегии и услуги; ● выполнять по совместительству оплачиваемую работу (кроме научно-педагогической и творческой деятельности). |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Еще статьи на эту тему: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Журнал «Мировая энергетика»
Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г. |