|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Заложники реформыСформирована новая финансовая пирамида. Пенсионная. Пенсионный фонд России остается самой информационно закрытой федеральной структурой. Отсутствуют данные о том, сколько денег на счете, сколько ежемесячно тратится на пенсии, на каких условиях хранятся деньги в банке. Что за этим скрывается?
Станислав ДРОЗДИК, Авторы российской пенсионной реформы в свое время обещали, что пенсионные резервы будут вкладываться в надежные активы процветающих предприятий в России и за рубежом. Однако, утвердив в 2002 г. «Правила инвестирования средств страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в течение финансового года в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР)» правительство сделало выбор, противоположный своим обещаниям. Правилами было определено, что средства страховых взносов могут быть размещены в государственные ценные бумаги Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте РФ; в государственные ценные бумаги РФ, обязательства по которым выражены в иностранной валюте; в ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством РФ об ипотечных ценных бумагах, обеспеченные государственной гарантией РФ и обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг. Более того, правительство приступило к выпуску облигаций с длительным сроком обращения и высоким доходом специально для пенсионных фондов, так что все свои резервы ПФР мог вкладывать в государственные обязательства, причем опережающими темпами. В результате вышла схема, по сути своей, не имеющая ни одного положительного отличия от тривиальной уплаты работодателями в доход бюджета определенного процента фонда заработной платы. Введение накопительного компонента пенсии в идеале должно было позволить государству снять с себя значительную часть ответственности за пенсионное обеспечение своих граждан, а заодно ограничить доступ правительства к пенсионным деньгам и дать экономике столь недостающие ей «длинные» дешевые деньги. Однако вместо того, чтобы искать механизмы вовлечения накоплений граждан в экономику, правительство, не придумав ничего лучшего, пошло по проторенному пути. Оно обязало обменивать пенсионные вклады населения на свои долговые расписки таким образом аккумулируя необходимые суммы на свои текущие нужды и, по сути, продолжая старую практику неявного кредитования собственных потребностей за счет населения.Стоит заметить, что это идет в полном соответствии с законом, поскольку средства ПФР формально являются федеральной собственностью, а не собственностью налогоплательщиков или пенсионеров. Инвестирование Пенсионным фондом средств населения лишь в государственные ценные бумаги и евробонды вызывает обеспокоенность аналитиков. Такое положение дел фактически означает построение новой финансовой пирамиды, следствием чего может стать серьезный кризис всей пенсионной системы. К сожалению, пенсионная финансовая пирамида практически уже сформирована. В начале 2002 г. возникли проблемы со сбором налогов, которые были замаскированы перевыполнением плана по сбору единого социального налога. В этот период государство использовало одну уловку. Собранный единый социальный налог (в части взносов в Пенсионный фонд) перечислялся в ПФР не полностью, в результате чего правительство получило ресурсы для финансирования своих расходов. Но тем самым сформировался, по сути дела, долг правительства перед Пенсионным фондом. Естественно, этот долг не был должным образом оформлен, поэтому образовался профицитный бюджет. Так, еще в январе 2002 г. в федеральный бюджет поступил единый социальный налог в размере 35,1 млрд руб., составив 22% всех бюджетных доходов, а в Пенсионный фонд было перечислено лишь 17,3 млрд руб. В случае продолжения такой практики рано или поздно дело закончилось бы дефолтом Пенсионного фонда и прекращением выплаты государственных пенсий в полном объеме, но к середине 2002 г. наращивание долга правительства перед Пенсионным фондом прекратилось. Заимствования начали оформляться в виде долговых обязательств, причем перечисление денег из бюджета в Пенсионный фонд пошло даже с опережением графика -нефтяные цены позволяли это делать. На полученные из бюджета деньги ПФР покупал государственные ценные бумаги, заменив Сбербанк в качестве крупнейшего инвестора на этом рынке, вновь отдавая финансовые ресурсы в бюджет. Таким образом, государство увеличило количество карманов, между которыми перекладываются деньги, не увеличив приток частных инвестиций в государственные ценные бумаги и в экономику в целом. Проект федерального бюджета 2003 г. не предполагал компенсации в полном объеме долгов Пенсионному фонду, образовавшихся за прошлые годы. Поэтому велика опасность того, что резервов Пенсионного фонда может не хватить для выполнения его обязательств. В начале этого года чиновники Министерства финансов выдали сенсационную новость о том, что сумма пенсионных средств значительно увеличилась: реализация приобретенных в течение 2002 г. государственных ценных бумаг принесла прибыль в 40%. Безусловно, годовая эквивалентная доходность требует уточнения, однако видно, что темпы роста средств ПФР оказались выше уровня инфляции почти на 30%. Получается, что государство, имея профицитный бюджет, заняло у населения деньги под высокий процент. Однако нужно понимать, что чиновники рапортуют о резком росте пенсионных средств, которого на самом деле нет. Такие результаты вложения пенсионных средств в госбумаги превзошли даже самые оптимистичные прогнозы. Чиновники Минфина не скрывают, что столь фантастические доходы были получены путем вложения пенсионных средств исключительно в государственные ценные бумаги: рублевые в виде облигаций федерального займа (ОФЗ) и валютные еврооблигации РФ. Но получить 40% прибыли от этих финансовых инструментов невозможно просто по определению. Такого дохода нет даже у управляющих компаний, инвестирующих средства в прибыльные акции российских компаний и получающих при этом не больше 20% годовых. А доходность госбумаг зачастую не дотягивает даже до уровня инфляции. Столь высокая доходность пенсионных вложений была сформирована искусственно: это произошло потому, что проданы они Внешэкономбанку или Центробанку, которые пришли на помощь ПФР, выкупив госбумаги по таким высоким ценам. Еще более сенсационным фактом является другое: несмотря на высокую доходность пенсионных вложений, в бюджете ПФР на 2003 г. образовался дефицит. Так, доходы фонда в 2003 г. были запланированы на уровне 819,5 млрд руб., расходы - 862 млрд руб. Танансовогопосредникаким образом, возникает дефицит в размере 42,5 млрд руб. А вот тут уже возникает вопрос: почему при высокой доходности вложений бюджет ПФР в 2003 г. был сведен с дефицитом? О каком качественном росте капитализации пенсионной системы и достойном обеспечении будущих пенсионеров можно говорить? Рассмотрим примерную схему финансовых потоков денежных средств, которая способствует построению финансовой пирамиды пенсионной системы в масштабах всей страны. Каждый месяц компании отчисляют авансовые платежи ЕСН в ПФР в размере 28% своего фонда оплаты труда. Поступая в ПФР, данная сумма делится пополам: 14% направляются в федеральный бюджет, остальные 14% остаются в ПФ и вкладываются в государственные ценные бумаги, выпускаемые Министерством финансов. Далее, вырученные от продажи денежные средства Пенсионного фонда перекочевывают в федеральный бюджет РФ и направляются на выплату внешнего долга и другие текущие расходы правительства. Такие вливания формируют профицит бюджета России. Если при вложении пенсионных денег в обязательства коммерческих организаций гарантией выплаты и обслуживания долга являются будущие прибыли предприятий, то в примере с вложением денег в гособлигации таковой гарантией являются будущие налоговые поступления. Однако стабильность поступления в бюджет налогов зависит уже от эффективности всей налоговой системы страны. Помимо этого, для поддержания текущей платежеспособности Пенсионный фонд кредитуется у бюджета РФ, и полученные средства вновь направляет с помощью своего финансового посредника - Минфина - в бюджет. Таким образом, Пенсионный фонд в определенном смысле дважды становится заложником бюджета: во-первых, доверив пенсионные поступления, и, во-вторых, заняв бюджетные средства и вложив их в гособлигации. А образовавшийся в 2003 г. дефицит ПФР свидетельствует о том, что правительство некачественно обслуживает свои обязательства перед ПФ. Таким образом, возникает опасность того, что правительство вообще на время закроет глаза на свои обязательства перед Пенсионным фондом и будет продолжать безвозмездно пользоваться пенсионными накоплениями будущих пенсионеров. Финансовые власти уже волей-неволей влезли в огромный долг перед населением, и теперь им придется расплачиваться. По некоторым данным, задолженность Минфина перед населением сегодня составляет около четверти бюджета. Причем выплатить долг государство сможет либо за счет новых займов, либо за счет увеличения налогов. Это и есть в чистом виде финансовый пузырь, надутый до предела. Из всего этого следует вывод: государственная пенсионная система обречена на финансовый крах, который выльется в гуманитарную катастрофу для миллионов человек, если деньги будущих пенсионеров так и не найдут себе достойного применения в экономике и будут вкладываться преимущественно в государственные обязательства. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Еще статьи на эту тему: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Журнал «Мировая энергетика»
Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г. |