Архив журналов

 

Журнал «Мировая энергетика»

Июнь 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

400 долларов на брата

Такова цена соцпакета в средней компании. Планы социально-экономического развития предприятий и отраслей существовали всегда, только в последнее время их стали называть социальной ответственностью бизнеса. Но зачастую государство и бизнес вкладывают в это понятие разный смысл. О «трудностях перевода» размышляет руководитель департамента социальной политики РСПП Федор Прокопов.

Беседовала Лада ВАСИЛЬЕВА

- Федор Тимофеевич, национальные приоритеты четко определены президентом. Может, допустим, само бизнес-сообщество поставить себе задачу снизить в стране бедность?

- Действительно, национальные приоритеты поставлены четко и снижение бедности - среди ключевых задач. Проблема, по-моему, состоит в том, чтобы все это перевести на язык, понятный бизнесу. Если государство признает социальную ответственность бизнеса недостаточной, то в чем? Ответить на этот вопрос можно лишь, разделив сферы ответственности. Например, создание рабочих мест, регулярная выплата достойной заработной платы, развитие персонала (включая обучение, социальный пакет), социально ответственная реструктуризация предприятия (не переходящая в массовую безработицу) - это задачи, которые решает бизнес. При этом государство создает благоприятный (законодательный и другой) климат. Перечисленные действия бизнеса направлены, если хотите, на формирование групп населения с доходами, позволяющими не зависеть от социальной помощи государства. И тем самым снижают бедность. Задача государства - выплата достойной пенсии, поддержка малоимущих, нетрудоспособных граждан.

Есть и пересекающиеся задачи. К примеру, хорошее профессиональное образование, доступное каждому - государственная задача. Создание возможностей для профессионального развития работника, повышения квалификации, карьерного роста и роста зарплаты - прямая задача бизнеса. То же можно сказать и о программах дополнительного пенсионного страхования работников. Здесь каждое предприятие делает свой выбор в зависимости от финансовых возможностей.

В целом же, самый непродуктивный, на мой взгляд, подход - взаимные упреки, которые раздаются все чаще. Продуктивнее - договариваться, кто какие социальные проблемы на себя берет.

Мы должны понимать, что как правительство ограничено своим бюджетом, так и бизнес - своим. И нужно находить разумный баланс между поддержанием производственных мощностей, инвестированием в развитие производства (а это будущие рабочие места, доходы бюджета, поддержка работников) и социальной поддержкой. Существует порог, когда предприятие перестает быть социально ответственным, потому что становится неконкурентоспособным из-за высоких социальных издержек. Средняя рентабельность нефтяных добывающих компаний в мире - 17%. У нас на этом уровне только ЮКОС и Сибнефть. Если они в два раза увеличат заботу о коллективе, что станет с их рентабельностью? Нельзя обещать то, что ты не можешь выполнять долго. Необходимо опираться на долгосрочную социальную ответственность компаний. Например, Норникель разработал программу до 2015 г. и старается ее выполнять. Компания уверена в своей экономической стабильности на длительную перспективу. Поэтому может планировать и социальные программы.

- Какие общенациональные программы вы можете привести в пример?

- Из тех, которые непосредственно затрагивают бизнес, я бы выделил идею непрерывного или пожизненного образования.

Но есть и другие. Например, издание книг и создание библиотек для слепых детей. Пока неизвестно, сколько эта программа может стоить, но если ею озадачить бизнес, проблема в стране может решиться. Другой пример: программу национального масштаба по интернет-образованию финансирует ЮКОС. Компания обязалась организовать 41 интернет-центр по всей стране, подготовить 250 тыс. учителей, которые, в свою очередь, обучат 1,5 млн ребятишек.

- Может, под влиянием разговоров о социальной ответственности работодатели стали внимательнее к своему коллективу?

- Из вашего вопроса может показаться, что у бизнеса только сейчас глаза открылись. Конечно, есть компании, которые относятся к персоналу просто как к ресурсу, рабочей силе, которую легко заменить. Компании, как и люди, все с разными характерами. Большинство российских предприятий, особенно с «до-рыночной» историей, более социально ответственные.

- Известно, что единичные компании такие, как Coca-Сola, имеют унифицированные социальные пакеты для сотрудников всех уровней. В остальных же пакеты топ-менеджера и рядового сотрудника отличаются как небо и земля.

- Действительно, таких компаний, как Coca-Cola, мало. Средняя социальная программа на предприятии с численностью сотрудников менее тысячи стоит примерно 350-400 долл. на человека в год. «Социалка» для топ-менеджера - несколько тысяч долларов. Аргументация руководства здесь понятна. Топ-менеджер несет громадную ответственность за судьбу компании. Если он выйдет из строя, серьезно пострадают дело и люди. Бизнес всегда прагматичен.

А что вы сделали для своих и чужих?

С этим вопросом «Мировая энергетика» обратилась к представителям крупных российских компаний. Из многочисленных социальных проектов они постарались выбрать, с их точки зрения, самые интересные и удачные.


Лариса ДУДИНА,
руководитель департамента по управлению персоналом компании СИБУР

Наша компания в 2002 г. - начале 2003 г. пережила жесткий кризис. Это не могло не отразится на работе по социальным проектам. Сейчас многое приходиться отстраивать заново. В феврале 2003 г. новый президент нашей компании Александр Дюков и команда менеджеров сформировали комплексную систему социальных программ. Особое внимание СИБУР уделяет социальной защищенности персонала, его мотивации, а также улучшению условий труда.

На предприятиях компании занято свыше 90 тыс. человек. На 2004-2006 гг. работники застрахованы от несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, проводятся соревнования, культурно-массовые мероприятия, организован оздоровительный отдых детей сотрудников компании.

СИБУР понимает важность социальных программ для стабильного развития регионов. Сейчас разрабатываются программы ипотечного кредитования работников предприятий, поддержки молодых специалистов.

Татьяна МИЛЯЕВА,
руководитель пресс-службы РАО ЕЭС

РАО «ЕЭС России» учреждает корпоративную стипендию для студентов профильных высших учебных заведений России. Этот приказ подписал председатель правления Анатолий Чубайс. По 9 лучших студентов Московского энергетического института и Казанского государственного энергетического университета в дополнение к основной стипендии с апреля 2004 г. ежемесячно будут получать по 2000 и 1500 руб., соответственно. Компания надеется, что подобные программы увеличат приток в энергетические компании молодых высококвалифицированных специалистов.

Раиса ХОДЧЕНКО,
руководитель пресс-службы Сургутнефтегаза

Устойчивое финансовое положение Сургутнефтегаза позволяет уделять достаточное внимание социальным и благотворительным программам: в течение ряда лет компания помогает сохранять и пополнять шедевры Государственной Третьяковской галереи, сотрудничает с московским Государственным академическим театром им. Евг. Вахтангова и петербургским Академическим Малым театром.

При помощи нефтяников построена детская музыкальная школа в Сургуте, в которой учатся сотни одаренных детей, многие из них уже стали лауреатами региональных и российских конкурсов юных музыкантов.

Пресс-служба ЛУКОЙЛа

С 2003 г. компания приступила к проекту по подготовке нового поколения нефтяников. На базе московской школы-гимназии № 45 открываются специализированные «лукойловские» классы, выпускники которых продолжат обучение в Государственном университете нефти и газа им. Губкина, в Высшей школе экономики по специальностям, востребованным компанией.

Компания активно участвует в программах социальной поддержки коренных народов севера в регионах, где работает. В Ханты-Мансийском автономном округе «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» обязалась компенсировать местному населению использованные компанией земельные участки деньгами и товарами - снегоходами, лодками, бензопилами. Помимо этого, коренным жителям выделяется благоустроенное жилье. В рамках проекта «Красный Чум» оленеводы проходят медицинское обследование и лечение.

Евгений ОСТАПОВ,
пресс-секретарь компании ИТЕРА

Уже в течение нескольких лет Группа компаний помогает Фонду ЮНЕСКО «Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей» в издании и распространении его продукции. Литературу уже получили воспитанники специализированных дошкольных учреждений Москвы, Тюменской области, Краснодарского края, Грузии и Украины. За помощь слабовидящим детям ИТЕРА награждена четырьмя «Золотыми сертификатами» и «Золотой медалью» ЮНЕСКО.

Группа компаний приходит на помощь пострадавшим в других государствах. В очередную годовщину землетрясения в Армении в 2000 г. ИТЕРА бесплатно предоставила 2 млн м3 природного газа для отопления домов жителей г. Гюмри (бывший Ленинакан). После трагедии в США 11 сентября 2001 г. ИТЕРА передала американской стороне специальное оборудование, позволяющее повысить систему безопасности аэропортов.

Пресс-служба ЮКОСа

Наша компания третий год проводит конкурс социальных проектов и программ (с бюджетом 4 млн долл.) в Иркутской, Самарской, Томской, Тюменской областях, Красноярском крае, Якутии. Победители получают гранты на их реализацию.

На все социальные программы в регионах в этом году ЮКОС планирует выделить 150 млн долл. Это на 10% больше, чем в прошлом году.

Образовательный проект «Новая цивилизация» рассчитан на то, чтобы развить у старших школьников лидерские качества, навыки выживания в рыночной экономике.

Пресс-служба Мосэнерго

Компания подвела итоги открытого конкурса на лучшие дипломный и курсовой проекты студентов российских вузов по естественным и техническим наукам. Уже четвертый год Мосэнерго проводит такой конкурс, чтобы поддержать молодых талантливых специалистов с интересными научно-исследовательскими идеями. В этом году в нем приняли участие 50 студентов-выпускников МЭИ, МГТУ им. Баумана, Ивановского энергетического университета, Санкт-Петербургского технического университета. Одно из основных требований, предъявляемых к участникам - возможность практического внедрения их разработок в московской энергосистеме.
 

Еще статьи на эту тему:
— Что у вас, ребята, в соцпакете?
— Моральные ориентиры
— Куда уходят деньги, в какие города

 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru