|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
![]() |
Котельни требуют угляКрупные компании стремятся вывезти ценное топливо за рубеж, проигрывая газу внутренний рынок. В экономике и топливно-энергетическом комплексе страны произошли серьезные изменения, которые выдвигают принципиально новые проблемы перед энергетикой. Целесообразно рассмотреть вариант ее развития, основанный на более масштабном использовании угольного топлива, предусматривающего возрастание доли угля в ТЭК России к 2020 г. до 18-22%. Это связано с существенным снижением доли природного газа и нефти при относительно устойчивом предложении первичной энергии и увеличении производства электроэнергии и тепла.
Владимир ЩАДОВ, Стратегическое значение для развития угольной промышленности имеет изменение паритета цен на топливно-энергетические ресурсы (ТЭР). Сложившееся в России соотношение цен на ТЭР, существенно отличается от пропорций, установившихся на мировом рынке и делает уголь неконкурентоспособным на значительной части территории России. Для обеспечения финансовых ресурсов развития отрасли необходимо, чтобы соотношение оптовых цен на виды топлива (нефть, газ, уголь) достигло оптимальной пропорции. В структуре потребления угля и угольной продукции прогнозируется возрастание потребления угля на тепловых электростанциях и районных котельных. При этом доля его потребления на ТЭС вновь возрастает до 60 процентов. Экспорт угля в страны дальнего зарубежья существенных изменений претерпевать не будет, а поставки в страны СНГ увеличатся. Прогнозируется уменьшение импорта угля, главным образом, в связи с вытеснением экибастузских и карагандинских углей кузнецкими и канско-ачинскими углями. Уголь перестанет быть топливом местного использования, при этом железнодорожные перевозки угля будут удваиваться за каждые 10 лет. Стратегия развития угольной промышленности ориентирована на переход к производству товарной и экологически чистой продукции из угля, обеспечивающей высокие технико-экономические показатели производства электрической энергии и тепла. Предусматривается осуществлять переработку всего объема коксующихся и каменных энергетических углей до уровней, отвечающих мировым стандартам качества, и расширения на этой основе конкурентоспособности товарного угля. Этапы реализации стратегии угольной промышленности следующие. Первый этап (до 2010 г.) - мобилизация всех ресурсов угольной промышленности, железнодорожного транспорта и энергетики при максимальной загрузке имеющихся производственных мощностей. Второй этап (2010-2020 гг.) - дальнейшее наращивание добычи угля в Кузнецком и Канско-Ачинском бассейнах, имеющих федеральное значение. Потребуется радикальное изменение технологии добычи и использования угля на принципиально новых основах: - с учетом массового облагораживания углей на месте их добычи; - совершенствования способов и средств транспортировки угля; - широкого внедрения экологически эффективных технологий использования угля в электроэнергетике. Эти инновационные мероприятия потребуют значительных капитальных вложений. Необходимо доработать и реализовать новую концепцию развития угольной промышленности на базе законодательных и нормативных актов федерального уровня, имеющих долговременное значение для стабильного финансового обеспечения отрасли, основанного на использовании рыночных механизмов с минимальным привлечением бюджетных ресурсов: • установить порядок регулирования цен на топливно-энергетические ресурсы, обеспечивающий опережающее увеличение цен на газ по сравнению с ценами на уголь до уровня, когда их соотношение станет эффективным инструментом рыночного воздействия на потребителей котельно-печного • освободить от всех налогов вновь вводимые предприятия по добыче угля в течение первых пяти лет или до достижения ими проектной мощности; • освободить от налога на прибыль ту ее часть, которая направляется на создание производственных мощностей по добыче угля, а также генерирующих мощностей в тепло- и электроэнергетике, использующих угольное топливо; • создать внебюджетный фонд стимулирования развития угольной промышленности и «чистых» угольных технологий, формируемый из отчислений части доходов от экспорта газа, за счет его увеличения путем замещения углем, а также повышения отпускных цен на газ, используемый в электроэнергетике, предусмотрев стимулирование потребления угля на ТЭС путем введения акциза на потребление газа и преференций на использование угля; • разработать дополнения в Федеральный закон «О лицензировании видов деятельности», обеспечивающие регулирование финансовых потоков на угольном рынке в направлении увеличения рентабельности продаж угля для углепроизводителя; • разработать «Положение об использовании импортных углей на территории Российской Федерации», обеспечивающее защиту отечественного углепроизводителя и замещение импортных углей, прежде всего, экибас-тузских, в районах Урала и Западной Сибири; • разработать проект Федерального закона «О реструктуризации угольной промышленности», регулирующий процесс становления эффективного собственника и обеспечения социальной защиты работников отрасли, согласованная деятельность которых является гарантом ее дальнейшего поступательного развития; • в качестве первоочередных мер, способствующих мобилизации ресурсов отрасли по наращиванию объемов добычи, необходимо рассматривать: реструктуризацию кредиторской задолженности угольных компаний по платежам, включая пени и штрафы всех уровней и внебюджетные фонды; введение пропорционального распределения выручки от реализации угольной продукции, направляемой на нужды предприятий и на платежи в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды; освобождение угольных шахт от уплаты налогов на имущество на горные капитальные выработки, которые являются неликвидными после отработки месторождений, а также от платы за недра и налога на воспроизводство минерально-сырьевой базы; определение мер государственного воздействия на производственно-хозяйственную деятельность акционерных обществ без доли государственной собственности, а также находящихся во внешнем управлении. Средством нормализации работы отрасли в нестабильных условиях является создание и поддержание резерва мощностей, предусматривающего прирост объемов угледобычи в 2020 г. до 175 млн т к уровню 2003 г. Без крупных инвестиций такой прирост производственных мощностей невозможен. Причем отдача инвестиций в реконструкцию действующих угольных предприятий дает прирост мощностей через 4-6 лет, а новое строительство спустя 8-10 лет. Инвестировать большие средства необходимо безотлагательно. Проблема в том, что с точки зрения многих владельцев частного капитала, инвестиции в угольные предприятия очень рискованное и не самое эффективное вложение средств, поэтому для выполнения Динамика экспорта и импорта угля по России, млн т утвержденной правительством стратегии развития крайне необходима прямая и косвенная поддержка угольной отрасли со стороны государства. На внутреннем угольном рынке формируется неопределенная ситуация, когда при наличии крупных мощностей по производству энергетических углей в стране идет снижение их потребления и высока вероятность, что эта тенденция продолжится. Стратегией ряда крупных угольных компаний (Кузбассуголь, Южкузбас-суголь и др.) является уменьшение работы на внутреннем рынке за счет повышения качества продукции и возможности продажи ее на экспорт. Пересмотр такой стратегии возможен только при реформе энергетики и повышению цены на газ. Важной тенденцией в отрасли является консолидация, в результате которой останется несколько крупных компаний по производству энергетических углей. Процесс консолидации по коксующимся углям идет гораздо медленнее в связи с фрагментарностью «стальной» отрасли. Как следствие, консолидации по коксующимся углям не произойдет, пока не завершится аналогичный процесс у металлургов. Ежегодный объем добычи угля за прошедшие три года в среднем составил 260 млн т. В перспективе уровень добычи угля будет зависеть от спроса на внутреннем и внешнем рынках и от ценовой конкурентоспособности угля к альтернативным энергоресурсам и, главным образом, к газу. До 2020 г. прогнозируется опережающее увеличение цен на газ по сравнению с ценами на уголь, при соотношении цен в условном топливе: 2010 г. - 1,4:1; а в последующие годы - 1,6—2:1. Только при таких ценовых соотношениях могут быть достигнуты прогнозируемые объемы потребления угля и осуществлены прогнозируемые объемы его добычи. Необходимо осуществлять меры против необоснованного повышения цен на уголь за счет антимонопольного контроля, включая государственное регулирование. В перспективе намечается увеличение удельного веса добычи угля открытым способом до 70-80% в 2020 г., позволяющим получать уголь с более низкими производственными и инвестиционными затратами. Наращивание добычи угля ожидается, прежде всего, в Кузнецком и Канско-Ачинском бассейнах, находящихся в наиболее благоприятных условиях для обеспечения страны высококачественным и экономичным топливом. Сохранятся, а в некоторых случаях и возрастут, объемы добычи угля на месторождениях Восточной Сибири, Дальнего Востока, Южно-Якутского бассейна, а в европейской части России - Донецкого и Печорского бассейнов. Объем добычи бурых углей будет определяться темпами развития Канско-Ачинского бассейна, а также освоением таких перспективных месторождений, как Мугунское и Харанорское в Читинской области, Ерковецкое в Амурской области, Лучегорское и Павловское в Приморском крае. При любом сценарном варианте развития доля бурых углей составит не менее одной трети добычи угля по стране. Общие инвестиции на развитие отрасли в период 2004-2020 гг., включая техническое перевооружение, реконструкцию, новое строительство угледобывающих предприятий и обогатительных фабрик, с учетом прогнозируемого удорожания инвестиционных затрат на 1 т добычи угля в зависимости от сценария развития отрасли составят от 16,2 до 22,5 млрд долларов. Прогнозируемая потребность в инвестициях может быть полностью удовлетворена за счет собственных средств угольных предприятий при условии списания кредиторской задолженности перед федеральным бюджетом и при условии роста среднеотраслевых цен реализации у производителя угольной продукции в расчетном периоде более чем в 2 раза. Для обеспечения намеченных темпов увеличения добычи угля и требуемых объемов мощностей предприятий с одновременным повышением технического уровня угольных предприятий необходимо проведение эффективной государственной инвестиционной политики, предусматривающей решение следующих задач: • улучшение финансового состояния угольных предприятий путем реструктуризации кредиторской задолженности по налогам и сборам, задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, а также в государственные внебюджетные фонды, что позволит осуществлять инвестирование за счет прибыли; • реализация мер налогового стимулирования привлечения инвестиций; • проведение адекватной налоговой, таможенной и ценовой политики; • развитие лизинговых отношений; • определение системы государственных приоритетов для обоснования сферы возможной государственной поддержки; • непосредственное участие государственного бюджета в инвестиционных программах на условиях предоставления кредита на возвратной и платной основах. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Еще статьи на эту тему: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Журнал «Мировая энергетика»
Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г. |