Архив журналов

 

Журнал «Мировая энергетика»

Июнь 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Нас призывают все выкачивать и продавать

Евгений Козловский, вице-президент РАЕН, министр геологии СССР (1975-1989 гг.) уверен, что при нынешнем отношении государства к исследованию недр и использованию минерального сырья нашим внукам не достанется ничего.

Беседовала Людмила ВАСИЛЬЧЕНКО

- Евгений Александрович, кажется, что имидж России как мощнейшей минерально-сырьевой базы в мире практически нельзя разрушить.

- Этот имидж Советское государство заслужило кропотливым трудом геологов, людей, искренне преданных своей Родине. Была создана целая система исследований, позволившая открыть в общей сложности до 20 тыс. месторождений, 2 тыс. из которых обеспечивали страну различными видами минерального сырья. Когда я говорю о системе, это значит, что она включала региональные геологические организации (в том числе и институты) со своей материальной и технической базой. Все было подчинено главной идее - открыть месторождение, желательно, определенного вида полезного ископаемого и в примерно необходимом районе (исходя из геологических предпосылок). В геологической службе СССР работало около 800 тыс. человек. То, что было создано, естественно, способствовало развитию экономики Советского Союза. Россия унаследовала от СССР положение самой обеспеченной минерально-сырьевыми ресурсами страны. Ее доля в мировых запасах нефти составляет 13%, газа - 32, угля -11, свинца, цинка, кобальта, никеля, железа от 10 до 36%. Валовая ценность разведанных и предварительно оцененных запасов составляет 28,5 трлн долларов.

- Как вы оцениваете недавнее заявление западных аналитиков о том, что разведанных запасов нефти в России может оказаться в три раза больше? Знает ли Россия, сколько у нее нефти?

- Вы знаете, я бы эту «популярную» тему не обсуждал. Периодически производится пересчет запасов полезных ископаемых по определенной методике. Она очень серьезная, с огромным количеством параметров геологического, технологического и экономического характера. Мы знаем наши запасы и верим этим расчетным документам. Но не надо забывать, что сейчас нефть и газ идут из Западной Сибири. В новых регионах - в Восточной Сибири - совершенно другая нефть, другая себестоимость добычи. Очень дорого обходится добыча в Коми. А на шельфе добыча - просто неподъемна. Мы технологически плохо подготовлены. В стадию падающей добычи переходит и газовая промышленность. Что же касается появившейся из западных источников информации, то я рассматриваю ее как очередную провокацию, как призыв к тому, чтобы Россия и дальше продавала нефть, не думая о будущих поколениях, не взвешивая свои истинные возможности.

- Но Россия всегда экспортировала огромное количество различных видов сырья.

-Страна и раньше зависела от минерального сырья, и в ближайшие 50 лет будет от него зависеть. Тем более глупо в такой стране не иметь внятной минерально-сырьевой политики. До 1992 г., до принятия закона о недрах, месторождения безвозмездно раздали предприятиям. То, что осталось в нераспределенном фонде, не имеет большой ценности сегодня. Но почему власть в тот период спешила все раздать? Сегодня из России вывозится 45 и 33% добываемых нефти и газа, 34 -нефтепродуктов, 90 - меди, до 97 -никеля, до 99% алюминия от общего объема производимых в стране этих важнейших видов минерально-сырьевой продукции. Возросший экспорт минерально-сырьевой продукции при резком снижении объемов добычи не только усиливает диспропорции между производством и потреблением, но и ухудшает макроструктуру экономики, все более приближая ее к модели экспортно-сырьевого типа.

Несмотря на эту тенденцию, правительство одобрило Энергетическую стратегию России до 2020 г., поставив задачу увеличить добычу нефти в 2020 г. до 520 млн т (оптимистичный вариант), газа до 680-730 млрд м3. Предусматривается строительство нефтепровода Ангарск-Находка (50 млн т в год), с ответвлением на Дацин (Китай) пропускной способностью 30 млн т в год, строительство магистрального трубопровода для перевалки нефти на Кольском полуострове и ряд других. Возникает вопрос: кто-то задумался над состоянием запасов в стране и возможно ли осуществлять эти проекты при нижайшем уровне геологических исследований и обеспечения добычи запасами?

- А принятые два года назад президиумом Госсовета «Основные направления госполитики в области минерального сырья и недропользования» не улучшили ситуацию в геологоразведке?

- Это самый больной вопрос. Я был членом рабочей группы президиума Госсовета, которая готовила документ. Получился капитальный аналитический материал - основа новой минерально-сырьевой политики. Но, после вмешательства тогдашнего министра природных ресурсов Виталия Артюхова, этот документ был препарирован, и премьер Михаил Касьянов издал бездарнейшие «Основы государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования»! Похоже, патологическое непонимание значения минерально-сырьевого комплекса в экономике страны - отличительная черта прежних правительств. И в новой структуре управления геологическими исследованиями не наблюдается рационального зерна.

- Выходит, геология как отрасль в стране уже не существует?

- Это сказано сурово, но справедливо. Государственная геологическая служба, в понимании системы исследования недр, действительно разрушена. Это привело к тому, что за последние годы геолого-разведочные работы сократились в 3 раза. Если они и дальше не будут финансироваться, то в 2005 г. сократятся как минимум на 30% от уровня 1997 г., а это приведет к снижению прироста запасов до 40% по отношению к 1997 г. Добыча полезных ископаемых не компенсируется. За последние 15 лет восполнение составило по нефти - лишь 73%, газу - 47, меди - 33, цинку - 57% и т. д. До 2025 г. почти полностью будут исчерпаны разведанные запасы нефти, газа, свинца. Алмазы и золото могут закончиться к 2015 г., а серебро и цинк - к 2020 г. Свыше 70% запасов нефтяных компаний, находятся на грани рентабельности. Если 10 лет назад доля вовлеченных в разработку запасов с дебитом скважин до 25 т в сутки составляла 55%, то сейчас такую долю составляют запасы с дебитом скважин до 10 т в сутки. Высокопродуктивные месторождения, дающие около 60% добычи, выработаны более чем наполовину. Продолжают расти трудноизвле-каемые запасы. Расчеты показывают: чтобы переломить падение добычи углеводородного сырья, нужно освоить месторождения, содержащие 3,5 трлн м3 газа и 4,5 млрд т нефти. Только на поиск и разведку запасов нефти в ближайшие пять лет потребуется от 9 до 22 млрд долл. при условии, что добыча будет вестись в старых нефтедобывающих районах. Для этого нужна геологическая политика.

- Кто должен финансировать геологоразведку?

- И государство, и компании, но по единому, хорошо проработанному плану, утвержденному государственному заданию на восполнение минерально-сырьевой базы. Была огромной глупостью ликвидация налога на ее воспроизводство. В советское время 95% прироста запасов компенсировалось за счет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

- Часто приходится слышать, что страна не может позволить себе большие инвестиции в геологоразведку, это все равно что «зарывать деньги в землю».

- Так могут говорить только люди с ограниченным восприятием проблемы. Коэффициент воспроизводства запасов к добыче должен быть 1:1,5 или 1:2. Но, главное, должен быть геологический задел по всем видам минерального сырья, который обеспечивает перспективу и возможность воспроизводства сырьевой базы. Но возникает вопрос: кто будет приращивать? Коэффициент компенсации обязательно должен быть дифференцирован. Первое, что нужно сделать, сократить обеспеченность запасами крупных компаний, например, по нефти, до 8 лет. Тогда они хочешь не хочешь, начнут приращивать запасы при наличии перспективных площадей или необходимости их подготовки!

- Вы анализировали многочисленные варианты закона «О недрах»? Какой вам нравится больше?

- Закон «О недрах» сыграл свою положительную роль. Новых вариантов так много, потому что много людей, которые хотят в этом законе отразить свои интересы, что у меня интерес к нему пропадает. Мне известны семь вариантов, которые, в общем, похожи друг на друга. Главными должны быть три пункта: недра являются собственностью государства, восстановление отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, определение условий эксплуатации недр компаниями (современные технологии полного извлечения полезного ископаемого и т. д.). И все-таки главное -система исследования недр должна быть прописана в законе как основа обеспечения минеральным сырьем будущих поколений. Тогда это будет закон! Но вы же представляете, что его исполнение - уже отдельная тема для разговора.

- Евгений Александрович, в феврале вы с группой бывших членов правительства СССР обратились с письмом к президенту, в котором указали на бедственное положение минерально-сырьевого комплекса страны и пути выхода из кризиса. Какова была реакция президента?

- Мы надеемся, что письмо попало в его руки. Мы просили провести исследования по происходящим процессам в МСК в период перестройки, указывали на необходимость разработки новой государственной политики, предлагали ряд практических мер. То, что не последовало никакой реакции, нас потрясло. Но мы продолжаем пытаться переломить ситуацию! В конце концов, это вопрос исключительной государственной важности и мы вправе рассчитывать на понимание Президентом РФ этой проблемы.
 

Еще статьи на эту тему:

 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru