|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Бюджет нерешенных проблемФедеральный бюджет-2005, работа над которым в правительстве закипит в июле, уже сейчас окружает немало «реформаторских» словесных конструкций. «Сбалансированность», «презумпция ненужности бюджетных расходов», «скользящая трехлетка», «обязательства действующие» и «обязательства принимаемые», наконец, «монетизация льгот» - вот лишь неполный их перечень. Однако в красивой упаковке бюджетной реформы можно без труда увидеть явно незрелое яблоко финансового закона страны на следующий год.
Дмитрий ОРЛОВ, Будут ли учтены в бюджете поступления от экстремально высоких нефтяных цен? Если верить прогнозу Минпромэнерго, новые экспортные пошлины и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) по сравнению с прошлым годом должны принести прибавку в казну 1,68 млрд долл., если исходить из прошлогоднего среднего уровня нефтяных цен (27,2 долл. за баррель). Между тем некоторые наблюдатели полагают, что дополнительные поступления в бюджет от экспортных пошлин и НДПИ могут составить 21-24 млрд долл. - при среднегодовой цене нефти в 35 долл. И хотя такие предположения, на наш взгляд, чрезмерно оптимистичны, ясно, что среднегодовые цены-2004 будут выше прошлогодних. А значит, намного существеннее вырастут и доходы от нефти, и поступления в бюджет. В эпоху расцвета левой оппозиции ее лидеры упрекали правительство в «двойной бухгалтерии» во имя выполнения графика платежей по обязательствам перед МВФ. Сила той оппозиции канула в Лету, там же и опасное для финансовой стабильности бремя внешнего долга. Почему же сегодня «нефтяные» сверхдоходы вновь не учтены в главном финансовом законе? Подушка безопасности - вещь, конечно, хорошая. Но если она нужна только для унылого вложения накопленных резервов в низкодоходные казначейские обязательства США, в чем уже упрекнул российские финансовые власти Всемирный банк, эффективность ее весьма невысока. Как, когда и для кого будут превращены в деньги социальные льготы («монетизация»)? И произойдет ли это вообще? Это самые туманные вопросы бюджетной повестки дня. Известен масштаб «нефинансируемых мандатов»: из 2,8 трлн руб. гипотетических социальных обязательств ежегодно финансируется примерно 500 млрд. Льготы для инвалидов, ветеранов и пенсионеров нужно отменить уже в 2005 г., заменяя их ежемесячными выплатами от 800 до 3 500 руб., говорят члены правительства. Для этого планируется изыскать 170 млрд руб. Но как это сделать, если граждане, желающие сохранить льготы, должны информировать об этом государство до 1 декабря будущего года (в первый раз - и вовсе до 1 апреля 2005 г.), а бюджет 1 января 2005 г. уже вступит в силу? К тому же сумма в 800 руб. ежемесячных выплат вместо нынешних льгот могут кого-то заинтересовать лишь в сельской местности. По самым скромным оценкам, стоимость льгот по квартплате, коммунальным услугам, телефону и транспорту в Москве превышает 2300 руб. в месяц. Согласовать интересы «льготников» и «отказников» - хотя бы в принципе - за оставшееся до обсуждения бюджета в Думе время будет очень непросто. Неудивительно, что льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг вопреки первоначальной логике реформы решено сохранить. Итак, бюджет-2005 - это бюджет нерешенных проблем. Они не решены сегодня, в самом начале обсуждения законопроекта в правительстве и до его поступления в парламент. Учитывая новую (сокращенную) процедуру прохождения главного финансового закона через Думу, они не будут решены и там. По давней традиции, все будет решаться на местах. В заполненных недоступными лекарствами аптеках и переполненных городских автобусах, например. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Еще статьи на эту тему: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Журнал «Мировая энергетика»
Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г. |