Архив журналов

 

Журнал «Мировая энергетика»

Июнь 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Бюджет нерешенных проблем

Федеральный бюджет-2005, работа над которым в правительстве закипит в июле, уже сейчас окружает немало «реформаторских» словесных конструкций. «Сбалансированность», «презумпция ненужности бюджетных расходов», «скользящая трехлетка», «обязательства действующие» и «обязательства принимаемые», наконец, «монетизация льгот» - вот лишь неполный их перечень. Однако в красивой упаковке бюджетной реформы можно без труда увидеть явно незрелое яблоко финансового закона страны на следующий год.

Дмитрий ОРЛОВ,
генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций,
научный редактор журнала «Профиль», к. и. н.

Прежде всего: куда делся профицит, главное достижение финансовых чиновников в бюджетах 2001-2004 гг.? Министр финансов Алексей Кудрин сначала традиционно заявлял о том, что превышение доходов над расходами в главном финансовом законе будет. Затем вице-премьер Александр Жуков поправил его: профицит не планируется, бюджет будет «сбалансированным». Значит ли это, что меняется модель финансовой политики, ведь профицит - вершина бюджетного планирования начала ХIХ в., а никак не XXI? Теоретически да, «лишние» доходы (если они будут) пойдут теперь сразу в стабилизационный фонд. На самом же деле правительству придется латать гигантские дыры. 220 млрд руб. должны быть потрачены на ликвидацию дефицита бюджетов Пенсионного фонда, Фонда обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования. Примерно 400 млрд - ожидаемые потери федерального бюджета от снижения налогов. Можно с большой долей уверенности предположить: не было бы этих трат - был бы традиционный и столь любимый главным бухгалтером России Алексеем Кудриным профицит. А «сбалансированность» - она не от хорошей жизни. Это всего лишь более или менее удачный PR-ход.

Будут ли учтены в бюджете поступления от экстремально высоких нефтяных цен? Если верить прогнозу Минпромэнерго, новые экспортные пошлины и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) по сравнению с прошлым годом должны принести прибавку в казну 1,68 млрд долл., если исходить из прошлогоднего среднего уровня нефтяных цен (27,2 долл. за баррель). Между тем некоторые наблюдатели полагают, что дополнительные поступления в бюджет от экспортных пошлин и НДПИ могут составить 21-24 млрд долл. - при среднегодовой цене нефти в 35 долл. И хотя такие предположения, на наш взгляд, чрезмерно оптимистичны, ясно, что среднегодовые цены-2004 будут выше прошлогодних. А значит, намного существеннее вырастут и доходы от нефти, и поступления в бюджет. В эпоху расцвета левой оппозиции ее лидеры упрекали правительство в «двойной бухгалтерии» во имя выполнения графика платежей по обязательствам перед МВФ. Сила той оппозиции канула в Лету, там же и опасное для финансовой стабильности бремя внешнего долга. Почему же сегодня «нефтяные» сверхдоходы вновь не учтены в главном финансовом законе? Подушка безопасности - вещь, конечно, хорошая. Но если она нужна только для унылого вложения накопленных резервов в низкодоходные казначейские обязательства США, в чем уже упрекнул российские финансовые власти Всемирный банк, эффективность ее весьма невысока.

Как, когда и для кого будут превращены в деньги социальные льготы («монетизация»)? И произойдет ли это вообще? Это самые туманные вопросы бюджетной повестки дня. Известен масштаб «нефинансируемых мандатов»: из 2,8 трлн руб. гипотетических социальных обязательств ежегодно финансируется примерно 500 млрд. Льготы для инвалидов, ветеранов и пенсионеров нужно отменить уже в 2005 г., заменяя их ежемесячными выплатами от 800 до 3 500 руб., говорят члены правительства. Для этого планируется изыскать 170 млрд руб. Но как это сделать, если граждане, желающие сохранить льготы, должны информировать об этом государство до 1 декабря будущего года (в первый раз - и вовсе до 1 апреля 2005 г.), а бюджет 1 января 2005 г. уже вступит в силу? К тому же сумма в 800 руб. ежемесячных выплат вместо нынешних льгот могут кого-то заинтересовать лишь в сельской местности. По самым скромным оценкам, стоимость льгот по квартплате, коммунальным услугам, телефону и транспорту в Москве превышает 2300 руб. в месяц. Согласовать интересы «льготников» и «отказников» - хотя бы в принципе - за оставшееся до обсуждения бюджета в Думе время будет очень непросто. Неудивительно, что льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг вопреки первоначальной логике реформы решено сохранить.

Итак, бюджет-2005 - это бюджет нерешенных проблем. Они не решены сегодня, в самом начале обсуждения законопроекта в правительстве и до его поступления в парламент. Учитывая новую (сокращенную) процедуру прохождения главного финансового закона через Думу, они не будут решены и там. По давней традиции, все будет решаться на местах. В заполненных недоступными лекарствами аптеках и переполненных городских автобусах, например.
 

Еще статьи на эту тему:

 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 2003-2012. Свидетельство ПИ ФС77-34619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru