Архив статей

 

Журнал «Мировая энергетика»

Май 2004 г.

 

Главная
Статьи
Мероприятия
Новости
Партнеры
Авторы
Контакты
Вакансии
Рекламодателям
Архив
Книжная полка
 
 
КАРТА САЙТА
 
 
 
 
 return_links(1); ?>
 
return_links(1);?> return_links(1);?> return_links(1);?> return_links();?>

Позиция администрации Иркутской области

Ирина ДУМОВА,
заместитель главы администрации

Труба пока в тумане

В конце марта межведомственная комиссия по размещению производительных сил при администрации области одобрила Декларацию о намерениях строительства нефтепроводной системы «Восточная Сибирь-Тихий океан».

Целью является выход российской нефти через порт на Японском море в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (Япония, Китай, Южная Корея, Индия, Индонезия). Сегодня это второй после Северной Америки регион по уровню потребления нефти (на их долю приходится 27,8% от общего мирового объема).

В качестве основной ресурсной базы для рассматриваемого нефтепровода предполагается использовать месторождения Восточной Сибири. Строительство нефтепровода позволит задействовать месторождения Красноярского края (Юрубчен-Тахомское, Куюмбинское), Иркутской области (Верхнеченское, Ярактинское) и Республики Саха (Якутия) ( Среднеботуобинское).

Предполагаемый вариант прохождения трассы нефтепровода: Тайшет-Казачинское-Тында-Сковородино-Хабаровск-Перевозная. Протяженность составит 4130 км, при этом на Иркутскую область придется 764 км (18%). При выходе на проектную мощность планируется транспортировка 80 млн т нефти в год, предполагается создать 32 нефтеперегонные станции, из них в Иркутской области - 7. Срок эксплуатации нефтепровода - 33 года, численность обслуживающего персонала -7,6 тыс. человек.

Электроснабжение нефтепроводной системы планируется от системы энергообеспечения трассы БАМа и от автономных источников. Ориентировочно строительство займет 3,5 года. Потребность в строительных кадрах всего - около 32 тыс. чел., для Иркутской области - 6,5 тыс. человек.

В настоящее время говорить об эффективности этого проекта не представляется возможным, так как не определены необходимый объем инвестиций, финансовые результаты, не проведена оценка воздействия на окружающую среду. Однако можно не сомневаться, что строительство нефтепровода станет дополнительным стимулом освоения нефтегазоконденсатных месторождений области и развития социально-экономической инфраструктуры севера региона.

Мнение эксперта

Сергей ВАСИЛЬЕВ,
исполнительный директор Московского экологического центра

Байкал дороже нефти

Предмет обсуждения - оценка риска проведения трассы нефтепровода у озера Байкал, - настолько серьезен, что не сводится к рутинному спору «зеленых» и нефтебизнеса. Констатируем: озеру миллиарды лет, это уникальнейшая экосистема, другой такой нет. Что такое Байкал для нас? Это не только объект Всемирного наследия, это еще и образ России, который воспринимается, в том числе через Байкал, и потерять его нельзя. Есть ли такой риск? Есть. Ведь что бы нам ни говорили, нефтепроводов, из которых не вытекает нефть, не существует. Так сопоставима ли выгода от транспорта нефти с тем, чего мы можем лишиться? Большой вопрос. Во всяком случае, подходить к Байкалу как рядовому объекту, с заурядными техническими проектами, где ущерб можно просчитать арифметически, недопустимо. Давайте посмотрим на позиции сторон и оценим подходы к разработке проекта.

Как откликается на столь неординарную ситуацию руководство страны? Никак. Все крутится вокруг определения политически и экономически целесообразного выбора направления трассы, подсчетов ожидаемых нефтедолларов. Что отвечает на запрос редакции администрация Иркутской области? Что прокладка нефтяной трубы - важное и необходимое дело. Но ведь и из этого ответа следует, что масштабную затею впору сравнить с поездом, который движется по пути, где нет рельсов. С какой технологией и процедурой подготовки проекта приходят заказчики? С так называемым «Обоснованием инвестиций». Это нечто вроде технико-экономического обоснования, но для единичных объектов. Документ, может, и нужный, но не правовой - в Минюсте не зарегистрирован. Но даже если этому трафарету придадут юридическую силу, он все равно будет иметь лишь отдаленное отношение к проектам транспорта нефти.

Другой трафарет - оценка воздействия на окружающую среду, выполненная в отсутствие норм для подобных проектов. Однако инвесторы и проектировщики работают именно по этим лекалам. Они поступают так потому, что нет иной технологии проектирования для столь неординарного объекта. Пока все делается произвольно, без регламента. И это - вокруг Байкала. А как заинтересованные стороны намечаемой деятельности определяют риски, по каким критериям принимают решение: риск допустим или недопустим? Закон трактует экологический риск как вероятность наступления неблагоприятного события для окружающей среды. Авторы обоснования инвестиций оценивают эту вероятность как 10-7. Конечно, определить вероятность возникновения такого события важно, но важнее не абстрактная цифра, а вероятность (в результате разлива нефти) такого изменения в экосистеме Байкала, которое приведет к необратимым последствиям. На это и ЮКОС, и Транснефть не отвечают.

Общий итог: не проведя экологической экспертизы, приняли Энергетическую стратегию, затем - решение Правительства России о направлении трасс, в итоге сделали спорный проект и теперь не знаем, по каким критериям его оценивать. Масштабное, сложное, экологически опасное строительство вокруг Байкала затеяли и ведем, как прокладку водопровода в дачном кооперативе.

В этой удручающей ситуации обнадеживает лишь одно: Государственная экологическая экспертиза доказала, что уже способна влиять на развитие событий. Абсолютное большинство членов обеих комиссий (и по южному, и по северному вариантам) сказали: «Вы не убедили нас, что это безопасно». Презрев всякие политические игры, эксперты отклонили оба проекта подчистую.
 
Еще статьи на эту тему:
- Вокруг озера
- Позиция общественности
 

Журнал «Мировая энергетика»

Все права защищены. © Copyright 20032012. Свидетельство ПИ ФС7734619 от 02.12.2008 г.
При использовании материалов ссылка на www.worldenergy.ru обязательна
Пожелания по работе сайта присылайте на info@worldenergy.ru