|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
В Индии - промышленный бумОднако энергетика страны с трудом поспевает за бурным ростом ее экономики.Индия находится в числе шести наиболее стремительно развивающихся стран мира. Ее ВВП в 2001-2002 гг. составил 422 млрд долл. Реальный прирост ВВП в течение 1990-х годов варьировался от 6 до 8% в год (в среднем 6,5% в год). В совокупности потоки иностранных инвестиций составили более 50 млрд долл. с 1991 г. В это число входит более 28 млрд долл. прямых иностранных инвестиций и около 22,6 млрд долл. портфельных инвестиций. Запасы еще не разработанных полезных ископаемых в Индии насчитывают 85 млн тонн. Кроме запасов угля, нефти и газа, список полезных ископаемых в Индии включает 13 тыс. залежей (разработок) 61 негорючего полезного ископаемого. Бюджетные ассигнования на добычу месторождений невелики по сравнению с суммами, которыми оперируют другие конкурирующие рынки, и нехватка инвестиций, вероятнее всего, будет восполнена частным сектором. Энергетика. До настоящего времени энергетический сектор развивался, в основном, за счет бюджета и внешних займов. Новая финансовая политика, провозглашенная в 1991 г., позволяет частному сектору играть большую роль в энергетическом секторе. Мощность, вырабатываемая всеми индийскими электростанциями, по данным на март 2002 г. составила 104917 МВт, из которых 26261 МВт приходится на ГЭС, 74428 - ТЭС, 2720 - атомные электростанции, и 1507 МВт - ветряные электростанции. В настоящее время идет реформирование государственных комитетов электричества (SEBs) путем создания комиссий по регулированию госсектора. Правительство также планирует реструктуризацию финансового сектора SEBs. В результате, большая сумма ликвидных средств будет введена в сектор. Нефть и газ. Индия является одним из десяти основных потребителей нефти в мире. Нефть и газ составляют более 40% общего потребления энергии в Индии. Потребление нефтепродуктов в стране повышается, и запросы уже далеко превышают отечественные запасы. Таким образом, страна находится в вынужденной зависимости от импорта. Производство сырой нефти в стране достигает 32 млн т в год, в то время как спрос составляет около 110 млн тонн. Сырая нефть - единственная крупная статья в списке импортируемых товаров, и спрос на нее, вероятнее всего, будет увеличиваться, чтобы поддерживать рост ВВП на уровне 8%. Исходя из этого, правительство в 2000 г. объявило о проведении новой политики лицензирования разведочных работ (NELP). Для обеспечения энергетической безопасности правительство также участвует в нефтяных и газовых проектах за рубежом. Объем перегонки нефти в стране в настоящий момент составляет около 115 млн метрических тонн в год (MMTPA). Нефтеперегонный сектор получил возможность использовать нефтеперегонное предприятие мощностью 27 млн т в дополнение к имеющимся мощностям государственной нефтяной компании Indian Oil Corporation (IOC). Нефтеперегонное предприятие Reliance Petroleum в Джамнагаре -самое большое в мире. Идет строительство множества таких предприятий, общественных и частных. Добыча природного газа в 2000-2001 г. составила 29,48 млрд м3, а в 2003 г. эта цифра значительно выросла. В настоящее время компании государственного сектора такие, как Oil and Natural Gas Commission (ONGC), Oil India Limited (OIL), Gas Authority of India Limited (GAIL), IOи другие, господствуют в газовой промышленности и на газовом рынке. Сейчас страна не импортирует газ, но вынуждена будет в 2004 г. стать крупным его импортером из-за истощения его запасов на терминалах в Гуджарате. Приватизация. Приватизация сектора горючих материалов была завершена к марту 2002 г., когда правительство отпустило цены на все виды минерального сырья, кроме керосина и сжиженного нефтяного газа (LPG). Правительство в рамках NELP предоставляет прибрежные и береговые эксплуатационные участки индийским и иностранным частным компаниям. Всего правительством предложено к разработкам 27 месторождений, из них: 11 наземных, 7 прибрежных мелководных и 9 прибрежных глубоководных. Для частных нефтеперерабатывающих предприятий правительство допускает 100%-ное иностранное участие. Однако доля в проектах газопроводов для зарубежных инвесторов в настоящее время ограничено 51 процентом. Правительство позволило частным компаниям продавать горючее в стране, если они производят 3 млн т сырой нефти в год или более, или инвестировали более 400 млн долл. в национальный нефтегазовый сектор или связанную с ним инфраструктуру. Правительство собирается в ближайшем будущем передать в частные руки некоторые крупные общественные нефтяные компании. Это дает предпринимателям хорошую возможность для инвестирования в этот сектор или выхода на рынок розничной продажи горючего. Электроэнергия. Энергетический сектор является одним из первых, открытых для частного инвестирования в начале 1990-х. При этом правительство постепенно разрешало вливание частных капиталов в проекты передачи и распределения электроэнергии. По данным на март 2002 г., объем установленной мощности энергетики составлял почти 104 тыс. МВт. Доля ТЭС составляет почти 80% от этого количества, доля ГЭС - около 16%, в то время как остальная часть распределяется между атомными станциями. Доля нетрадиционных источников выработки энергии пока еще незначительна. С учетом показателей экономического роста возникает необходимость наращивать энергетический потенциал. Плановая комиссия подсчитала, что требуется ввести в строй новые энергоустановки мощностью около 47 тыс. МВт в течение следующих пяти лет. Это потребует инвестиций на сумму около 73 млрд долларов. Дефицит производства электроэнергии в 2001-2002 гг., составившего 515 млрд кВт·ч, оценивался почти в 7,5 процента. Инвестиции. Для увеличения притока инвестиций в энергетический сектор, главным образом от частных компаний, правительство предприняло ряд инициатив. Частным предпринимателям как отечественным, так и зарубежным, позволено вводить в строй энергетические установки (за исключением ядерного топлива) без ограничения по мощности. Частные предприниматели могут строить, эксплуатировать и обслуживать линии передач, однако только под наблюдением и контролем центрального управления или управления штата. Были разработаны меры по борьбе с хищением электроэнергии и по сокращению ее потерь при передаче и распределении с тем, чтобы увеличить доход государственных органов по распределению электричества. Правительство выдвинуло новую программу интенсивного развития энергетической отрасли. Отныне государственные органы по распределению электричества будут получать ассигнования для восстановления и модернизации старых энергетических объектов. На эти цели выделено 150 млн долларов. Хотя в Индии очень низкий подушевой уровень потребления энергии, объем вырабатываемой энергии недостаточен для удовлетворения спроса. Во всех частях энергетического сектора существует значительный потенциал для инвестирования. Правительство ожидает, что роль частных предпринимателей будет расти - предполагается, что доля частного сектора составит почти 1/5 от объема выработки электроэнергии. Организации по передаче электроэнергии в некоторых штатах уже приватизированы, и многие приватизируются в настоящее время. Ободренные успехом приватизационного процесса в Дели, правительства штатов Андхра-Прадеш и Карнатака начали создавать программу приватизации сектора передачи электроэнергии в своих штатах. Также существуют возможности внедрения энергетического аудита и концепций эффективности, развития возобновляемых ресурсов производства энергии - мини-гидростанций, ветряков, солнечных, биогазовых и внедрение чистой угольной технологии производства энергии.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Еще статьи на эту тему:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Журнал «Мировая энергетика»
Все права защищены. © Copyright 20032012. Свидетельство ПИ ФС7734619 от 02.12.2008 г. |